Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение по случаю пожара

Братие христиане! Вы – бедные погорельцы! К вам обращаю я свое пастырское слово. О вашем несчастии хочу с вами побеседовать. Ваше горе, ваше несчастье велико. Господь посетил вас пожаром, и вот нет у вас своего крова, многие из вас остались без хлеба и без одежды, лишились почти всего, что в продолжение многих лет приобретали. С глубокою грустью смотрите вы теперь на свое родное попелище, сделавшееся жертвою огня. И сколько тяжелых дум, сколько скорбей, хлопот и беспокойств теперь у вас на душе? В сие горькое время, что сказать вам, братие! Вместо уныния и безутешной скорби, в назидание всех нас, всего приличнее сказать теперь о том, что главным образом было причиною столь великого бедствия, нас постигшего?

Дела Божии, братие, всегда премудры. Из истории рода человеческого мы видим, что Господь посылает некоторым людям беды и скорби по Своей любви, для испытания их веры, чтобы потом наградить их Своими великими милостями. Так, в Божием писании говорится: его же любит Господь наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет (Притч. Солом. 3:12). Так испытывал Бог праведного раба Своего Иова. Иов из богатого и знатного сделался самым бедным, с ног до главы был покрыт мучительными струпьями и сидел на гноище. Но он все свое бедствие и лишение перенес с покорностью воле Божией и благословлял Бога. Господь даде, Господь отъят, говорил он, буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1:21). И за его крепкую веру и терпение Господь прославил его на земле и на небесах. Перенесем и мы с покорностью воле Божией постигшее нас бедствие, и будем уповать на милость и помощь Божию.

История рода человеческого доказывает еще и то, что бедствия и несчастья посылаются людям, большею частью, за их грехи и беззакония. За грехи и беззакония правосудный Бог наказывает строгим наказанием целые общества и города. Вот и примеры на это. В то время, когда жил на земле праведный Ной со своим семейством, люди забыли истинного Бога и жили беззаконно. Правосудный Бог давал развращенному народу на покаяние и исправление 125 лет. Какое великое милосердие Божие! Но народ не покаялся, не исправился, и еще более развратился, и за то Бог наказал его всемирным потопом (Быт. 7:21–24). Погрязли в беззакониях жители городов Содома и Гоморра, и Бог истребил их спадшим с неба огнем (Быт. 19:24, 25).

Братие! Не за наши ли беззаконные дела правосудный Бог послал и нам теперь строгое наказание? Размыслим по совести, так ли мы живем, как требует от нас Господь? Он создал нас на дела добрые и святые (Ефес. 2:10), дабы мы, угождая Ему здесь – на земле, достигали Его вечного царства. Но богаты ли мы этими делами? Сколь часто мы, потеряв страх Божий, предавались своеволию, нетрезвой жизни, обману и всяким неправдам? Сколько происходит у нас осуждения, разных друг другу обид, злословия и клеветы? сколько зависти, злобы и вражды? А сколько у нас ленивых, неблагодарных людей, которые ропщут даже на Самого премудрого и всеблагого Бога? «Трудно жить нам стало, говорят они с ропотом, жить нечем, Бог не милует нас, посылает неурожаи и другие беды“, а между тем с усердною молитвою и покаянием к Богу не обращаются, не смиряются пред Ним, не хотят жить и трудиться по Господнему закону. И вместо того, чтобы обратиться на дела добрые и святые, только веровать в Бога и честными трудами заслуживать Господнее благословение, только прогневляют Бога своими грехами и неправдами. Итак, достойны ли мы того, чтобы Господь хранил наши дома и хозяйства от пожара и других бед?

А сколько греха творится у нас, иногда даже и во время самого пожара? Вместо того, чтобы с крестом и молитвою тушить пожар и спасать от пожара добро своего плачущего собрата, некоторые, не боясь Бога и совести, во время самого же пожара, простирают руки свои на воровство и расхищение добра того же собрата. Боже наш, Боже наш! И в такое бедственное время, как время пожара, люди имеют жестокосердие к своим горестным братиям и забывают об огне геенском!

И после всего этого можно ли не убедиться, что настоящее бедствие, нас постигшее, есть испытание Божие, посланное нам за наши грехи и неправды? И этот пожар, истребивший наши дома и хозяйства, что иное есть, как не глас Божий, спасающий нас от беззаконных дел и призывающий нас к покаянию и благочестивой жизни? И что еще сказать? Этот самый пожар не напоминает ли нам о вечном огне геенском? Страшен огонь временный: он истребляет все, к чему он прикасается. Но нет лютее и страшнее для нас огня геенского. Слово Божие учит, что в этом огне будут вечно гореть и мучиться души нераскаянных грешников. Мы скорбим о домах и хозяйствах наших земных, погибших от огня и на место которых можем построить новые. Но душа наша для Бога и для нас несравненно дороже всякого земного дома и хозяйства; она должна жить с Богом вечною, блаженною жизнью. Но если мы потеряем ее для Бога своими грехами и нераскаянностью, то чего более ожидать нам, как не вечного огня геенского? И этого огня никто и ничто не может погасить: и души своей из этого огня мы уже не можем спасти. А потому свою душу всего более и должны мы беречь от греха и огня геенского.

Итак, пока не миновало для нас время покаяния и исправления и не настала геенна вечная, постараемся обратиться к Богу с усердною молитвою и раскаянием в грехах. При Господней помощи, оставим злые дела свои и обратимся на дела добрые и святые, да не погибнем со своими беззакониями в огне геенском. Вместе с этим, во имя Христово, окажем посильную помощь бедным погорельцам и усердно помолимся Богу, да поможет Он им великодушно перенести свое горе и вновь устроиться.

В заключение сего не могу не укорить вас, братие, и в неосторожном обращении с огнем. Сами видите, какое великое бедствие произошло от этой неосторожности. Поэтому, прошу и молю всех вас, братие, обращайтесь всегда с огнем, как можно осторожнее, всячески берегите себя от пожара. Береженого и Бог бережет. И опять повторяю, берегитесь и всякого греха, дабы не подвергнуться большему наказанию. Береженого Бог бережет и от бед временных, и от вечного огня геенского. – Господь и Спаситель наш Своею благодатью да сохранит всех нас от всякого греха, и да помилует и спасет нас! Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle