профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос пришел в город Капернаум; к Нему подошел сотник и просил Его, говоря: Господи! слуга мой лежит дома расслаблен, и жестоко страдает. Иисус Христос говорит ему: Я приду исцелю его. Но сотник, ответствуя Ему, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, а только скажи слово, и слуга мой выздоровеет. Услышав сие, Господь удивился и сказал идущим за Ним: и во Израиле Я не нашел такой веры. И сказал Господь сотнику: иди, и как ты веровал, так и будет тебе. И слуга его выздоровел в тот же час (Матф. 8:5, 13).

Добрые мои слушатели! Нередко и между нами много бывает больных. Мы и сами болеем, болеют и наши домашние. И каких только болезней не испытываем мы? И наши больные также нередко страдают жестоко. А больному иногда и свет Божий не мил и никакие радости не радуют его. Что же делать нам во время болезней? Как поступать нам тогда, чтобы и Бога не прогневить и милость от Него получить? Поступать так, как поступал Капернаумский сотник, когда слуга его был болен. Нужно со смирением обращаться с молитвою ко всемогущему Иисусу Христу, на Него единого возлагать все свое упование, с покорностью воле Его переносить свою болезнь и укрепляться св. верою в Бога. А вера в Бога каких только не делает чудес? Вера в Бога и болезни наши облегчает, и врачует скорее лекарства. Св. мученица Агафия была в темнице, измученная и израненная за веру Христову. К ней явился ев. ап. Петр и предложил ей врачебное пособие. Что же св. мученица? Она не приняла никакого лекарства и сказала: «я имею Господа моего Иисуса Христа, Который во мгновение ока исцеляет“, – и тотчас исцелилась (Чет.-Мин. 5 февраля). И верно слово Господне: вся возможно верующему (Марк. 9:23).

Но обратимся еще к себе самим, – достойны ли мы пред Богом! Не за грехи ли наши посылает нам Господь разные болезни и страдания? Точно, большею частью за грехи. В Божией церкви мы часто слышим: «от многих грехов моих немотствует тело, немотствует и душа“. В жизни св. Иоанна Златоустого говорится: один человек, страдая головою до того, что глаз у него выскочил, – просил исцеления от св. Иоанна. Св. Иоанн сказал: «такие болезни поражают человека за грехи и за маловерие ко Христу; ежели же ты всею душою веруешь, что Иисус Христос силен исцелить тебя, и если отступишь от первых дел твоих злых, то увидишь славу Божию“. Больной все это обещался исполнить, и, взявшись за ризу св. Иоанна, возложил ее на главу и око свое в место свое, и тотчас выздоровел (Чет.-Мин. 13 ноября). Потому то, други мои, всегда должны мы вспоминать свои грехи и каяться в них. Но если когда, то во время болезней своих, всего более должны мы о сем заботиться, чтобы своим смиренным покаянием приклонить Бога на милость и получить исцеление, если только на это будет воля Господня. За истинное покаяние Господь точно подает больным прощение грехов и даже выздоровление телу. В житии препод. Кирилла, игумена Белоозерского, говорится: некий человек Иаков, весьма больной, лежал пред монастырем и просил препод. Кирилла об уврачевании, но Кирилл не хотел уврачевать его. Когда же о нем стали ходатайствовать другие, то препод. Кирилл сказал: «пусть перестанет от любодеяния, тогда выздоровеет“. Больной покаялся, перестал грешить и выздоровел (Чет.-Мин. 9 июня).

Вместе с покаянием во грехах всякому больному необходимо еще причащание св. Таин Тела и Крови Христовой. Это врачевство уготовано нам от Самого Иисуса Христа и преподается нам во исцеление души и тела. Нужно только принимать сие таинство со страхом Божиим и верою, с полным сознанием своего недостоинства. А всему этому научает нас тот же Капернаумский сотник. «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом“, говорил он Иисусу Христу. И мы, принимая св. тайны Христовы, должны говорить с сокрушенным и смиренным сердцем: Господи! мы недостойны, чтобы Ты вошел в наши грешные души. – Св. Тайны Тела и Крови Христовой, сказали мы, преподаются нам во исцеление души и тела. И люди святые вот как рассуждают о св. Тайнах, вот как веруют в них: св. преподобномуч. Епиктет пресвитер сказал Комиту: «если желаешь, чтобы никаких болезней не было в твоем доме, то в каждый недельный день приобщайся с домашними Божественных Таин тела и крови Христовой с чистым сердцем“ (Чет.-Мин. 7 июля).

Но кто-нибудь скажет: «мы и в Бога веруем, и во грехах своих пред священником каялись, и св. Таин причащались, а выздоровления не получили“. Точно, братие, каемся мы и пред священником, но каемся часто только одним языком, а в душе нашей нет истинного покаяния, в душе нашей все остаются одни и те же худые мысли и желания, одни и те же грехи. Устами своими мы принимаем св. Тайны Христовы, но в душе нашей нет Божия страха, нет крепкой веры в Бога, мы все остаемся худыми христианами. И после сего, достойны ли мы полного выздоровления, когда своих душ не излечили от грехов? Но люди, имеющие крепкую веру в Бога, получили исцеление от болезней даже тогда, когда прикасались к ризе священника. Св. мученица Сира, девица Персидская, еще некрещенная, будучи больна, только прикоснулась с верою к ризе иерейской, и тотчас получила исцеление (Чет.-Мин. 24 августа).

Наконец, возлагая все свое упование на небесного Врача Иисуса Христа, можно обращаться за помощью и к земным врачам, но только не к знахарям и ворожеям. Законный врач и учился лечить, и поставлен на то от начальства, а знахари и ворожеи суть не что иное, как обманщики. Они лечат то нашептыванием, то наговариванием, и своим лечением распространяют между людьми одно только суеверие, отвращают христианские души от истинной веры во Христа. Нет, сколько они не шепчи, сколько ни наговаривай, а все они обманщики, ничего не знающие. Лучше лечись у законного врача, но прежде всего проси Бога, чтобы Он умудрил врача и благословил его лекарство для исцеления тебя. О таких врачах говорится и в Божием писании: Сыне! В болезни твоей даждь место врачу, ибо Господь его создал и да не удалится от тебя, так как потребен тебе (Сирах. 38:9–12). Значит сам Господь, по вере нашей и по усердной молитве нашей, чрез поставленного врача, исцеляет наши болезни. Что же касается до знахарей и ворожей, то правила церковные повелевают «бежати сицевых и отвращатися“. Ибо всякое их наговаривание и нашептывание «от бесов действуется и совершается» (Требник).

Братие христиане! Будем обращаться всегда за помощью ко всемогущему Богу, и, прежде всего, покаянием и добрыми делами будем исцелять души свои от грехов. Тогда Господь, по вере нашей и по усердной молитве нашей, за нaшe покаяние и добрые дела, если только будет Его воля, будет подавать нам здравие телу и спасение душе. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle