Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос пришел в город Капернаум; к Нему подошел сотник и просил Его, говоря: Господи! слуга мой лежит дома расслаблен, и жестоко страдает. Иисус Христос говорит ему: Я приду исцелю его. Но сотник, ответствуя Ему, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, а только скажи слово, и слуга мой выздоровеет. Услышав сие, Господь удивился и сказал идущим за Ним: и во Израиле Я не нашел такой веры. И сказал Господь сотнику: иди, и как ты веровал, так и будет тебе. И слуга его выздоровел в тот же час (Матф. 8:5, 13).

Добрые мои слушатели! Нередко и между нами много бывает больных. Мы и сами болеем, болеют и наши домашние. И каких только болезней не испытываем мы? И наши больные также нередко страдают жестоко. А больному иногда и свет Божий не мил и никакие радости не радуют его. Что же делать нам во время болезней? Как поступать нам тогда, чтобы и Бога не прогневить и милость от Него получить? Поступать так, как поступал Капернаумский сотник, когда слуга его был болен. Нужно со смирением обращаться с молитвою ко всемогущему Иисусу Христу, на Него единого возлагать все свое упование, с покорностью воле Его переносить свою болезнь и укрепляться св. верою в Бога. А вера в Бога каких только не делает чудес? Вера в Бога и болезни наши облегчает, и врачует скорее лекарства. Св. мученица Агафия была в темнице, измученная и израненная за веру Христову. К ней явился ев. ап. Петр и предложил ей врачебное пособие. Что же св. мученица? Она не приняла никакого лекарства и сказала: «я имею Господа моего Иисуса Христа, Который во мгновение ока исцеляет“, – и тотчас исцелилась (Чет.-Мин. 5 февраля). И верно слово Господне: вся возможно верующему (Марк. 9:23).

Но обратимся еще к себе самим, – достойны ли мы пред Богом! Не за грехи ли наши посылает нам Господь разные болезни и страдания? Точно, большею частью за грехи. В Божией церкви мы часто слышим: «от многих грехов моих немотствует тело, немотствует и душа“. В жизни св. Иоанна Златоустого говорится: один человек, страдая головою до того, что глаз у него выскочил, – просил исцеления от св. Иоанна. Св. Иоанн сказал: «такие болезни поражают человека за грехи и за маловерие ко Христу; ежели же ты всею душою веруешь, что Иисус Христос силен исцелить тебя, и если отступишь от первых дел твоих злых, то увидишь славу Божию“. Больной все это обещался исполнить, и, взявшись за ризу св. Иоанна, возложил ее на главу и око свое в место свое, и тотчас выздоровел (Чет.-Мин. 13 ноября). Потому то, други мои, всегда должны мы вспоминать свои грехи и каяться в них. Но если когда, то во время болезней своих, всего более должны мы о сем заботиться, чтобы своим смиренным покаянием приклонить Бога на милость и получить исцеление, если только на это будет воля Господня. За истинное покаяние Господь точно подает больным прощение грехов и даже выздоровление телу. В житии препод. Кирилла, игумена Белоозерского, говорится: некий человек Иаков, весьма больной, лежал пред монастырем и просил препод. Кирилла об уврачевании, но Кирилл не хотел уврачевать его. Когда же о нем стали ходатайствовать другие, то препод. Кирилл сказал: «пусть перестанет от любодеяния, тогда выздоровеет“. Больной покаялся, перестал грешить и выздоровел (Чет.-Мин. 9 июня).

Вместе с покаянием во грехах всякому больному необходимо еще причащание св. Таин Тела и Крови Христовой. Это врачевство уготовано нам от Самого Иисуса Христа и преподается нам во исцеление души и тела. Нужно только принимать сие таинство со страхом Божиим и верою, с полным сознанием своего недостоинства. А всему этому научает нас тот же Капернаумский сотник. «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом“, говорил он Иисусу Христу. И мы, принимая св. тайны Христовы, должны говорить с сокрушенным и смиренным сердцем: Господи! мы недостойны, чтобы Ты вошел в наши грешные души. – Св. Тайны Тела и Крови Христовой, сказали мы, преподаются нам во исцеление души и тела. И люди святые вот как рассуждают о св. Тайнах, вот как веруют в них: св. преподобномуч. Епиктет пресвитер сказал Комиту: «если желаешь, чтобы никаких болезней не было в твоем доме, то в каждый недельный день приобщайся с домашними Божественных Таин тела и крови Христовой с чистым сердцем“ (Чет.-Мин. 7 июля).

Но кто-нибудь скажет: «мы и в Бога веруем, и во грехах своих пред священником каялись, и св. Таин причащались, а выздоровления не получили“. Точно, братие, каемся мы и пред священником, но каемся часто только одним языком, а в душе нашей нет истинного покаяния, в душе нашей все остаются одни и те же худые мысли и желания, одни и те же грехи. Устами своими мы принимаем св. Тайны Христовы, но в душе нашей нет Божия страха, нет крепкой веры в Бога, мы все остаемся худыми христианами. И после сего, достойны ли мы полного выздоровления, когда своих душ не излечили от грехов? Но люди, имеющие крепкую веру в Бога, получили исцеление от болезней даже тогда, когда прикасались к ризе священника. Св. мученица Сира, девица Персидская, еще некрещенная, будучи больна, только прикоснулась с верою к ризе иерейской, и тотчас получила исцеление (Чет.-Мин. 24 августа).

Наконец, возлагая все свое упование на небесного Врача Иисуса Христа, можно обращаться за помощью и к земным врачам, но только не к знахарям и ворожеям. Законный врач и учился лечить, и поставлен на то от начальства, а знахари и ворожеи суть не что иное, как обманщики. Они лечат то нашептыванием, то наговариванием, и своим лечением распространяют между людьми одно только суеверие, отвращают христианские души от истинной веры во Христа. Нет, сколько они не шепчи, сколько ни наговаривай, а все они обманщики, ничего не знающие. Лучше лечись у законного врача, но прежде всего проси Бога, чтобы Он умудрил врача и благословил его лекарство для исцеления тебя. О таких врачах говорится и в Божием писании: Сыне! В болезни твоей даждь место врачу, ибо Господь его создал и да не удалится от тебя, так как потребен тебе (Сирах. 38:9–12). Значит сам Господь, по вере нашей и по усердной молитве нашей, чрез поставленного врача, исцеляет наши болезни. Что же касается до знахарей и ворожей, то правила церковные повелевают «бежати сицевых и отвращатися“. Ибо всякое их наговаривание и нашептывание «от бесов действуется и совершается» (Требник).

Братие христиане! Будем обращаться всегда за помощью ко всемогущему Богу, и, прежде всего, покаянием и добрыми делами будем исцелять души свои от грехов. Тогда Господь, по вере нашей и по усердной молитве нашей, за нaшe покаяние и добрые дела, если только будет Его воля, будет подавать нам здравие телу и спасение душе. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle