профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 6-ю по Пятидесятнице

Ныне чтенное Евангелие для укрепления нашей веры, нашей молитвы и надежды на Бога, указывает нам в примере на то, какое великое милосердие являет Господь страждущему за грехи человеку, с верою к Нему прибегающему. Один человек, расслабленный жилами, лежал на одре. Но мог он владеть ни руками, ни ногами, и потому ему нужен был врач. И вот его принесли к Иисусу Христу, для исцеления, лежащего на одре. Зная, что этот человек сделался расслабленным от своих грехов, и вместе видя его веру и веру принесших его, Небесный Врач сказал ему: дерзай, чадо! отпущаются тебе грехи твои! Немедленно, по разрешении от грехов, этот расслабленный получил от Господа и здравие тела. Встань, возьми одр твой, сказал ему Господь, и иди в дом твой. И больной встал и пошел в дом свой (Матф. 9:2, 6, 7).

Из сего, други мои, должны мы научиться, что главною причиною наших болезней служат наши грехи. Грехи расслабляют наше тело и нашу душу. В Евангелии говорится еще, что один расслабленный, исцеленный Господом при купели Иерусалимской, проболел за свои грехи 38 лет. А что за жизнь – болеть телом и душою? Больному тяжело иногда жить на Божием свете и никакие радости не радуют его. Но обратимся к расслабленному, в нынешнем Евангелии упоминаемому. От своих грехов он не владел ни руками, ни ногами, и потому неспособен был ни к какому труду. То же можно сказать и о всяком человеке, который живет не по закону Христову и только грешит. Что из того, что он иногда ходит ногами и владеет руками? Душа у него расслаблена, и потому трудиться для Бога и царствия Христова, сам по себе, он не имеет сил. Плоть у него тяжела и непослушна духу. От того с неохотою идет он в храм Божий на молитву, тягостно стоять ему за службою церковною: с невниманием и леностью он крестится и делает пред Богом свой поклон; постом и другими добрыми делами тяготится. Если он и молится, то молится только наружно, махает рукою, кивает только головой, а в душе его нет истинной молитвы. От того молитва его и до Бога не доходит. Обмануть и обокрасть своего брата, осудить и оклеветать своего соседа, скитаться по питейным домам и пьянствовать, учинить буйство и кражу, сквернословить пред людьми он имеет силы и здоровье: тут ему и враг помогает. А когда, говорю, нужно сделать доброе дело, поститься и молиться, потрудиться для Бога, для вечного спасения души, то часто не хватает у него и сил, ибо нет у него и благодати Господней, укрепляющей душевные и телесные силы. Не ясно ли, что это расслабленный, грехами уязвленный? А что, говорю, за радость – жить во грехах и умерщвлять свою душу? Но не дай, Господи, если человек, расслабленный грехами, и умрет во грехах! Тогда он погибнет для вечного царства Божия, и только будет вечно мучиться во тьме непросветимой.

Братие христиане! Все мы расслабленные, ибо все живем во грехах, грешим всякий день и час; а грехи вредят нашему телу и душе и причиняют нам вечную смерть. Что же нам делать? Чем уврачевать душу и тело от грехов? Немедленно обратимся к Небесному Врачу – Иисусу Христу с истинною верою и раскаянием во грехах, перестанем грешить и обратимся к жизни святой. Тогда и мы удостоимся милостивого гласа Господня: дерзайте, чада! прощаются вам грехи ваши. Встаньте от грехов и идите в дом свой. В какой дом должны мы идти? В царство небесное, в обители вечные, где нет ни болезней, ни печали, но жизнь бесконечная и радостная.

Но обратимся опять к евангельскому расслабленному. Дерзай чадо, сказал ему Господь, прощаются тебе грехи твои. Сколь дорого и для всякого кающегося грешника то благо, когда он пред своим Спасителем покается во грехах, перестанет грешить и обратится к жизни святой! Тогда он, подлинно, как по телу, так и по душе своей делается лучшим. Господня благодать начинает входить в его сердце, обновляет его душу и тело, облегчает самое его горе и страдание. И тогда святые добродетели делаются для него не только не трудными, но и приносят ему небесную радость. Тогда он, здравый душою, укрепляемый Господнею благодатью, живя по закону Христову, точно, более и более приближается к дому Отца своего Небесного, к обителям вечным.

В заключение я укажу вам, братие, и пример на то, что истинное покаяние и добрые дела приносят человеку здравие телу и душе. Некогда святитель Христов Парфений пришел к архиепископу Ираклийскому Ипатиану и нашел его тяжело больным. Бог открыл угоднику своему Парфению, что Ипатиан тяжкою болезнью наказывается за свои грехи, а именно: за свою скупость и любостяжание. Тогда Парфений сказал архиепископу: «Владыка! Ты одержим недугом душевным, и за него наказываешься болезнью; сбрось его с себя. Возврати нищим то, что им принадлежит, и будешь здоров душою и телом.“ Ипатиан раскаялся и последовал совету св. Парфения; он раздал нищим собранное им имение, и премилосердый Господь, принявши покаяние его, подал ему исцеление от болезни (Пример. Благочес.).

И так, христианин! Желаешь быть здоровым по душе и телу и войти в вечное царство Христово? Покайся во грехах, и яко же от лица змиина бежи от греха, аще бо приступиши к нему, угрызнет тя (Сир. 21:2). Чадо! в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит: отступи от прегрешения и от всякого греха очисти сердце твое (Сир. 38:9–12). Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle