Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 10-ю по Пятидесятнице

Укоряемы, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся (1Кор. 4:12).

Православные христиане! Что делать нам тогда, когда нас кто-либо обидит или оскорбит? А обиды и оскорбления нам приходится переносить нередко и от своих и от чужих, и от соседей, и от разных людей. Что же делать нам тогда? Гневаться на обидчиков и воздавать им обидою за обиду есть тяжкий грех! Тогда и жизнь наша будет для нас не жизнью, а мучением, и мы, живя на земле, своею злобою и неправдами, сами будем уготовлять себе вечный, непросветимый ад. Как же, говорю, поступать нам с обидчиками и оскорбителями? Поступать так, как поступали св. апостолы. Обходя города и села с проповедью слова Божия, они много встречали обид и оскорблений от неблагодарных людей: их злословили и хулили, не милосердо били и мучили; но они всякую обиду переносили великодушно, молились за своих обидчиков и все прощали им. Так св. ап. Павел говорит: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся.

Да, други мои, великодушно переносить обиды и оскорбления, значит уметь спокойно жить на земле и спасать душу свою. Тогда мы и пред обидчиками своими не согрешаем, ибо не делаем им зла, а диавола побеждаем, и его искушения отгоняем, и себя самих спасаем от греха, и пред Богом показываем себя добрыми и кроткими христианами, и своим терпением и кротостью приобретаем для своей души награду на небесах. Потому-то и Господь сказал нам в своем Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21:19). Послушайте, как учит об этом св. Василий Великий. «С первого начала злое удержим, всяким способом гнев из души изъемля. Тако бо возможем многая злая, как с некиим корнем и началом, со страстью сею купно исторгнуть. Худым ли кто тебя назвал и неславным? А ты землею и пеплом назови себя: ибо ты не честнейший отца нашего Авраама, который самого себя так называл (Быт. 18:27). Неученым ли и нищим и ничего не стоящим назвал тебя? ты же червем себя назови и от гноища бытие имущим (Псал. 21:7). Как убо от предстоящих кто из вас назван не будет? – он укоритель, ты же великодушен; он гневлив и лют, ты же долготерпелив и кроток; он раскается о своих словах, ты же никогда не раскаешься о добродетели (Поуч. разн. св. отец 1803 г., лист 162). Вот почему и св. апостол учит: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Римл. 12:21). Так истинные христиане и поступали. Вспомните препод. Алексия, человека Божия. Когда он жил в доме славных и богатых своих родителей в образе нищего, ни кем не знаемый, то рабы много наносили ему оскорблений: одни били его по щеке, другие рвали его волосы; иные обливали его помоями, а иные другим образом ругались над ним: но он все это молча и с великодушием переносил (Чет.– Мин. 17 марта).

Св. aп. Павел учит: никому не платите злом за зло; старайтесь делать добро пред человеками (Римл. 12:17). Так учит и преподоб. Пимен Великий. Он говорил: «злоба никогда не отгонит злобу; но если тебе кто творит зло, ты делай ему добро, и твое добродеяние разрушит злобу». И как он учил других, так и сам поступал. Один старец весьма гневался на Пимена за то, что от него к Пимену стал ходить народ. Узнав об этом, препод. Пимен взял пищи, вина и других овощей, пошел к гневающемуся старцу вместе с другими и упросил его дать ему благословение, – и чрез это примирился с ним (Чет.-Мин. 27 августа).

Нас хулят, сказал св. апостол, а мы молимся. И мы, при всяких обидах и напастях, должны обращаться с молитвою к Богу, и Ему поведать скорбь своей души; ибо один Господь есть наш Утешитель в наших скорбях. Тогда, после молитвы к Богу, отойдет от нас наша скорбь, и душа наша успокоится. Но о чем же мы должны тогда молиться? О том ли, чтобы Господь покарал наших обидчиков и недругов? Нет, не христианская это молитва, не принесет она пользы нашей душе. Мы должны молиться о том, чтобы Господь помог нам великодушно перенесть и забыть обиду, чтобы и самых обидчиков и недругов наших вразумил и обратил на добрый путь жизни. Так добрые христиане и поступали. В житиях святых много есть на это примеров, но я укажу теперь на святую девицу и мученицу Татиану. Когда она схвачена была нечестивыми идолопоклонниками и приведена на суд и мучения, то мучителевы слуги начали немилосердо бить ее по лицу, потом удицами терзали ее очи. Что же делала св. мученица? Укрепляемая Богом, она не только не гневалась на мучащих ее и ничего худого не желала им, но, по любви христианской, молилась Господу, да подаст им познание истины, – и Господь услышал ее святую молитву. Свет небесный осиял мучащих ее и просветил их душевные очи: они увидели четырех ангелов, окружающих мученицу, и слышали голос с неба к святой мученице пришедший. Они пали пред нею на землю и сказали: «прости нас, служительница истинного Бога, прости, что мы сделали тебе не волею.» Было их числом восемь человек; они уверовали во Христа, и за исповедание имени Христова были жестоко мучены и во главы мечем усечены (Чет.-Мин. 12 января). Вот как угодна Богу христианская молитва о врагах и недругах! Она укрепляет и успокаивает и нашу душу, низводит на нас Господню благодать, она просвещает ум и сердце и наших недругов и приводит их к Богу.

И так, братие, чтобы нам спокойно пожить на земле и спасти душу свою, будем стараться всякие обиды и оскорбления переносить великодушно, благотворить своим врагам и недругам и молиться за них. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle