Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 12-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии было прочитано: некоторый юноша, подойдя к Иисусу Христу, сказал Ему: Учитель благий! что доброго я должен сделать, чтобы получить жизнь вечную? Господь сказал ему: если хочешь войти в жизнь вечную, сохрани заповеди. Какие заповеди? Не убей, сказал ему Господь, не прелюбодействуй, не украдь, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь, и люби ближнего твоего, как себя самого. (Mф. 19:17–19).

Добрые мои слушатели! Господь и каждому из нас сказал: если хочешь войти в жизнь вечную,... не убей. – И старому и малому известно, что убить человека словом и делом есть тяжкий грех пред Богом и пред людьми. Господь сказал: не прелюбодействуй. Грех прелюбодеяния так мерзок, что о нем с этого святого места и говорить непристойно. Не укради. Всякому известно, что воровство есть ремесло беззаконное и вражеское. Не лжесвидетельствуй. Лжесвидетель и всякий лжец есть слуга и сын диавольский (Иоан. 8:44). Господь сказал еще: чти отца твоего и матерь и люби ближнего, как себя самого. Почитать отца и матерь, и любить ближнего, как себя самого, по истине святое дело! Но если бы я обо всем этом стал подробно с вами беседовать, то я утомил бы ваше внимание. А потому скажу теперь о том, что Господь положит мне на сердце. Господь сказал: не укради. Вот об этом-то именно я и хочу теперь с вами побеседовать.

К воровству иные так привыкают, что и Бога не боятся, и людей не стыдятся, и души своей не щадят. От того о воровстве мы чаще всего слышим. Вот, напр., у одного хозяина украдена с поля лошадь; у другого ночью уведена со двора корова; у иного с амбара из-под замка украден хлеб, а у иного из клети выбрана одежда, холст и деньги из сундука; а там с поля увезены копны хлеба бедняка. Не правда ли все это, добрые люди? Горькая правда. Теперь посмотрите на бедных людей, окраденных недобрыми людьми. Лишившись своего трудового достояния и, быть может, последнего, они досадуют и сокрушаются, обливаются горькими слезами и не знают, как помочь своему горю. Эта картина по истине жалкая! Но у вора ни к чему нет жалости и милосердия; его совесть убита, в душе его нет Божия страха и он не страшится, что воровство есть ремесло беззаконное и пагубное.

Но сколько вор ни воруй, а доля его худая. Уже одно то худо, что он, предавшись диаволу, бродит по темным ночам и делает, что внушает ему враг – диавол. Никогда нейдет ему в прок и добытое воровством. Но вместе с тем воры нередко терпят строгую кару. Их часто можно видеть в судах, на скамьях подсудимых, и в острогах, под строгим надзором, и в арестантских ротах; их не терпит общество; их часто лишают всех прав состояния и ссылают в ссылку. Не дай, Господи, никому такой худой доли! Воров нередко строго наказывает и Сам Господь. Из многих на это примеров мы укажем на один. Однажды корабельники, плывя морем, пристали к берегу недалеко от келии, в которой жил с учеником своим препод. Лука Елладский. Они вошли в келию и не нашедши в ней никого, ибо святой с учеником своим вышел куда-то, взяли один жерновой камень и унесли с собою. Пришедши в келию и не видя камня, преп. пошел к корабельникам и просил их возвратить камень, так как ему нечем теперь стало молоть для себя хлеб. Но они божились, говоря, что не брали камня. «Если не взяли, плывите с миром, сказал им святой, а взявшему да воздаст Бог, как Ему угодно». Сказавши сие, святой ушел, и вдруг тот, кто взял камень, пал мертвым. Ужаснулись корабельники и, пришедши к святому, просили у него прощения и возвратили камень (Чет.-Мин. 7 февр.). Вот как строго наказывает Господь воров! А в Господнем писании сказано, воры царствия Божия не наследуют (1Кор. 6:10).

Есть еще другого рода воровство, которое совершается посредством хитрости и обмана. А это бывает тогда, когда, напр., торговцы, потеряв совесть, обманывают, обмеривают, обвешивают и обсчитывают своих покупателей, и худой товар отдают вместо хорошего. Но об этом иные, пожалуй, и так скажут: «что делать, случается, что и обманешь кого-либо, без этого не проживешь, пускай Господь прощает, все хочется заработать». Нет, рабы Божии, этот заработок нечестный и Господу противный (Притч. Сол. 11:1). Это, скажем опять, воровство, при котором находится и помогает враг-диавол. Выслушайте об этом следующий пример. Однажды св. епископу Вассиану случилось быть в городе Медиолане. Здесь, на торжище у одного обманщика-продавца он увидел на весах беса в образе малого ефиопа, сидящего и перетягивающего вес. Св. Вассиан, призвав купца, обличил его, и когда сей отказывался и не признавался в грехе, то св. Вассиан, показав ему того беса, сказал: «сейчас он войдет в тебя и станет мучить твое тело, и душу твою исторгнет от тебя“. Тогда покаялся продавец, а святитель велел ему неправедно собранное тотчас раздать нищим (Чет.-Мин. 10 июня).

Братие мои! Воровских дел так много, что всех их теперь не перечесть. Воровством называется и то, когда кто впахивается в чужую ниву, своею скотиною травит чужой хлеб, или чужой сенокос, когда хозяева не отдают должной платы честным работникам, а нечестные работники, получая должную плату от своих хозяев, ленятся работать, как должно. Словом, воровством называется все то, когда кто хитростью и обманом присвояет чужую собственность. Подобное воровство, как зараза, так распространяется у нас, что даже самые дети умеют воровать. На иного мальчика посмотришь, как будто ничего не понимает; он не может порядком перекреститься и правильно прочитать молитвы. Но как он иногда ухитряется, когда придет ему в голову чего-либо накрасть, напр., из чужого огорода, из чужого сада. И вот этот мальчик мало-по-малу привыкает и к большому воровству и со временем делается отъявленным вором.

Братие мои! Господь дал нам разум, руки и ноги не для того, чтобы воровать и обижать ближних, а для того, чтобы мы приобретали себе кусок хлеба и все нужное для жизни честными и праведными трудами и благотворили ближним. И так, кто из вас живет честными трудами, да благословит Господь их труды! Да подаст Он вам здравие и спасение вечное! От трудов своих праведных благотворите ближним своим, а воровства убегайте, как огня, да не посмеется над вами враг-диавол. Братие мои! Кто из нас доселе занимался воровством и другими неправдами, умоляю и наставляю тех оставить это беззаконное ремесло и покаяться. Побойтесь Господа, Который сказал в св. Евангелии: не укради. Но побоитесь Господа, – погибшие вы люди. И потому с истинным покаянием и усердною молитвою обратитесь к честному труду. Св. Апостол Павел учит: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своими руками благое, да имать подаяти требующему (Ефес. 4:28). Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle