Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 14-ю по Пятидесятнице

(Из притчи о царе, приготовившем брачный пир для сына своего).

В нынешнем Евангелии прочитана была следующая притча Иисуса Христа: был один царь, который приготовил брачный пир для своего сына. Когда царь этот приготовил обед свой, тогда он послал рабов своих звать званных на пир. Но званные отказались, и пошли кто на поле свое, а кто на торговлю. Прочие же, схватив рабов, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, послал свои войска и истребил убийц, а город их сжег. После того он послал других рабов и приказал звать на брачный пир всех, кого найдут они на распутиях. Рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. Он спросил его: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда царь приказал своим слугам связать ему руки и ноги и бросить во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов (Матф. 22:1–14).

Кто этот царь, который звал званных на пир? На какой пир и кого звал он? – Это Царь небесный – Господь, Который звал иудеев и язычников, богатых и бедных, знатных и незнатных, и доселе всех нас зовет в Свое благодатное и вечное царство, где уготовал для нас неизреченный духовный пир – блаженство небесное. Казалось бы, что всякий званный по первому зову должен был с радостью идти на сие пресветлое торжество Господня царства. Но что же званные? Как мы слышали в Евангелии, они отказались от царского пира, не почтили своего небесного Царя, и пошли кто на поле свое, а кто на торговлю. На какое поле, на какую торговлю? Поле – это мирская суета, удаляющая человека от Бога, пристрастие к земному и чувственному наслаждению. Торговля – эта пагубная страсть ко всякой неправде, к стяжанию золота, богатства и славы мирской. Кто имеет эти страсти, тому до Божия ли царства? Но кто именно эти званные, о которых говорится, что пошли на поле свое и на торговлю? Говорится здесь об иудеях, которые, по пристрастию к земному и всякой неправде, отказались от царствия Божия; ибо они не слушали св. пророков – этих Божиих слуг, призывавших их к познанию Бога, не уверовали в пришедшего к ним Иисуса Христа, не приняли Его учения.

Но посмотрим теперь, брат., на самих себя и на наши обыкновенные занятия мирские. Одни из нас занимаются земледелием, другие – торговлею, иные – ремеслами и разными промыслами. Но не уподобимся ли и мы, при своих занятиях, древним иудеям? Конечно, земледелие и другие промыслы для нас необходимы. Господь повелел нам трудиться, в поте лица есть хлеб. Но если мы трудимся без веры в Бога, без сердечной молитвы, одного думаем обмануть, обмерить и обсчитать, другого обокрасть, третьего осудить и оклеветать, то мы отказываемся от Божия царства. Если мы ведем нетрезвую и развращенную жизнь, не думая о покаянии и исправлении своей жизни добрыми делами, то мы также отказываемся от царствия Божия. И что будет значить тогда все наши приобретения, нажитые неправдою? Недостойные благословения Божия, они приносят нам не радости, а вечную погибель нашим душам. Значит, всякое наше занятие и труд, всякую нашу торговлю и промыслы, должны мы совершать не по видам корыстным и грешным, а по любви христианской, должны никого не обижать и не обманывать, но всем делать добро, всегда жить трезво и честно, по закону Господню. Поступая таким образом, мы будем идти в небесное царство.

Прекрасно посещать Божий храм в воскресные и праздничные дни. Когда мы, отложив свои житейские дела, со страхом Божием и верою приходим в Божий храм, то мы также идем на духовный пир небесного Царя. Но ты возразишь: «сегодня торговый день, мне некогда идти в церковь. Да и мало ли у меня других занятий и хлопот, не позволяющих быть в храме?» – Сын Церкви Христовой! Не предавайся чрезмерно суете мирской, но прежде всего подумай о том, призвал ли ты Божие благословение на твою торговлю и на прочие твои дела? Что важнее? Твои ли мирские дела или Божие благословение? А без Божия благословения не принесет тебе радости никакое твое занятие, никакая торговля и промыслы. И где, главным образом, можно получить благословение Божие, как не в храме Божием? И когда особенно, как не в воскресный и праздничный день, назначенный не для мирских занятий, а для служения Богу? И так, первым долгом ходи всегда в Божий храм, молись здесь от чистого сердца и с верою о своих грехах, и затем повторим опять, думай и старайся о том, чтобы никого не обижать и не обманывать, иметь всегда в сердце своем Бога, и поступать по заповедям Божиим. И вот ты будешь идти в небесное царство. Тогда Господь пошлет тебе Свое благословение, а с благословением подается христианину и благо земное.

В Евангелии говорится: некоторые из званных схватили слуг царевых, оскорбили и убили их. Кто это слуги царевы? Мы уже сказали, что это св. пророки, которые, по внушению Духа Божия, возвещали людям волю Божию, призывали в Божие царство иудеев и язычников. Но не все слушали этих Божиих слуг. Многие их озлобляли, а некоторых предали смерти. Но вот и другие слуги царевы – св. апостолы. И сии слуги, призывая людей в Христово царство, сколько переносили от неблагодарного народа озлоблений и гонений? Они были в темницах, были укоряемы, терпели раны и разные мучения: кто распилен был пилою, а кто распят на кресте; иной побит камнями, а иному мечем отсечена была голова. Но не оскорбляем ли, не убиваем ли и мы слуг небесного Царя? Конечно, мы не оскорбляли и не убивали, как иудеи, св. пророков и апостолов. Но за то всякое беззаконное наше слово и дело, противное их учению, не служит ли для них оскорблением? Скажем, наконец, что и все духовные пастыри и учители Церкви также Божии слуги. И они призывают людей в Божие царство и молятся за них у престола Божия. Не оскорбляйте же, брат., и не огорчайте своих духовных пастырей своею непокорностью и непослушанием. Вспомните, какое строгое наказание получили званные за оскорбление и убиение слуг царевых? Царь велел убийц истребить, а город их сжечь. Какой город? Город Иерусалим. По допущению Божию Иерусалим, точно подвергался сожжению и разрушению, а жители его, иудеи, оскорбившие слуг Божиих, предавались пленению и погублению от некоторых царей. А с нами разве не может поступить Господь так, как поступил Он со сказанными убийцами? Он и теперь нередко наказывает нас то болезнями и пожарами, то неурожаем и другими бедствиями. Но придет время, когда, по слову Господню, небесное воинство, как недостойных рабов, ввергнет нас в геенну неугасимую на вечное сожжение.

Но обратимся к евангельской притче. Царский обед был готов, тельцы упитанные заколоты, все было готово, и брачный пир был наполнен возлежащими. Но на этом пиру царь увидел человека не в брачной одежде, и за то повелел его, связанного, бросить во тьму кромешную. Понимаете ли, брат. христиане, о чем именно здесь говорится? Говорится о величии и красоте пресветлого пира, – Христова царствия. Здесь домовладыка и царь – любвеобильный Отец Небесный. Здесь Агнец Божий – Иисус Христос, Который, по благоволению Отца Своего Небесного, дал Себя на заклание на крестном жертвеннике за наше спасение. Он основал на земле Церковь свою – общество верующих в Него, возлюбил ее, как жених невесту, преподал ей Свое учение и св. таинства, и все нужное для душ наших приготовил, чтобы верующие в Него получили отпущение грехов, радость и веселие, питались Его Телом и Кровью и соделывались достойными вечного царства славы. В сие-то Божие царство, чрез св. крещение, ради заслуг Христовых, призваны и все мы. И так, сколь высокой чести и славы удостоены мы от Отца своего небесного! И на земле, и на небесах уготовано для нас Божие царство, неизреченный духовный пир.

Но братие мои! На всех нас смотрит небесный Царь, и Он любит только достойных, украшенных св. добродетелями; а эти добродетели составляют для души нашей самую лучшую и для Бога приятнейшую одежду. Но все ли мы достойны возлежать в брачном чертоге небесного Царя? Сияют ли души наши тою невинностью, которую стяжали мы в св. крещении? Сознаемся, что мы утратили сию драгоценную одежду, и души свои помрачили грехами. Они не омыты слезами покаяния, не украшены святыми делами. И так, не каждому ли из нас говорит Господь в евангельской притче: «друг! как ты вошел в Мое благодатное царство не в брачной одежде? Какой ты христианин? Где твои добродетели, чистота, правда и святость?» – Покрытые стыдом, мы остаемся безответными пред Богом. Но сохрани и помилуй, Господи, если Господь на суде Своем скажет о нас слугам Своим – св. ангелам: свяжите им руки и ноги и вверзите во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов.

Брат. христиане! Чтобы избежать нам праведного гнева Божия и вечной геенны огненной, будем стараться исполнять учение Иисуса Христа, Его св. апостолов и учителей Церкви, украшать души свои добрыми делами и идти в небесное царство. Тогда Господь скажет нам: «хорошо вы сделали, что украсили души свои брачной одеждою; вы достойны Моего царства, насладитесь в Моих чертогах веселием вечным». Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle