Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам в неделю 18-ю по Пятидесятнице о том, от чего зависит успех и неуспех в делах наших

Наставниче! Обнощь всю труждшеся, ничесоже яхом; по глаголу же Твоему ввергу мрежу (Лук. 5:5).

Все мы, братие, желаем себе добра, все желаем иметь и верный кусок хлеба, и пожить в довольстве и радости. Для этого мы трудимся, часто не даем себе отдыха и покоя. Но, несмотря на это, сколь мало иногда получаем мы успехов и радостей от своих трудов! Мы то и дело жалуемся на свои нужды, недостатки и неудачи, то и дело беспокоимся душой. И этим жалобам и беспокойствам нашим нет конца. Иной имеет от Бога и здоровье, и толк в голове, руки и ноги крепкие и работы не покидает, а дело выходит часто совсем не так, как бы хотелось, и остается человек с одной печалью и досадою в душе. При такой трудной и горестной жизни нашей, каждый из нас, бр., желал бы знать, от чего именно зависит успех и неуспех в наших делах? Каким способом приобретается довольство и спокойствие души?

Прямое и ясное разрешение такого недоумения нашего мы можем найти в ныне чтенной евангельской истории. И вот что говорится в этой истории: однажды ученики Христовы в Геннисаретском озере ловили рыбу, ловили и трудились целую ночь, как и мы, грешные, работаем нередко по целым дням и ночам. И чем же кончились их труды? Тем, что ничего не поймали, как будто во всем озере не было ни одной рыбы. Но вот пришел к озеру Сам Иисус Христос. Увидев две лодки своих учеников и взошед в одну из них, которая была Симонова, стал учить народ. Когда же перестал учить, то сказал Симону: «отплывите на глубину и закиньте сети для лову“. Симон сказал ему: Наставник! мы всю ночь трудились и ловили и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть. И что же вышло? закинули сеть и поймали так много рыбы, что даже сеть у них прорывалась, и все дивились такому великому чуду.

Теперь судите, бр., в чем тут дело? От чего ученики прежде целую ночь трудились и ничего не поймали, а когда пришел к ним Сам Господь, то поймали с великим избытком? От того, что прежде трудились они без Иисуса Христа, без благословения Господня; но когда на ловитву свою получили благословение Господне, то и труды их увенчались успехом, всем на удивление. Вот что значит благословение Господне! Оно так сильно, что даже, где вовсе нельзя бы человеку ожидать успеха, подает нам великую помощь и успех. При Господнем благословении и малое приносит отраду нашей душе. Напротив, без благословения Господня, человек и в богатстве беден и непокоен, и труды не веселят его.

Но обратимся к Христовым ученикам. Если и они – Божии избранники без Иисуса Христа и Его благословения не могли успевать в своих трудах, то что сказать о нас грешных?

Можем ли мы получать успех и отраду в наших делах, если не будем обращаться с сердечною молитвою к Богу, да и еще будем вести худую жизнь? Благословит ли Он наши поля и наши дела, если мы наш хлеб и наши заработки будем употреблять не на добрые и богоугодные дела, а на дела пьянства и невоздержания? Нет, работай день и ночь, пусть градом падает с тебя пот, не жалей ни себя, ни рабочего скота, ни семян для посева, ни трудов и здоровья; но если труды твои не достойны Божия благословения, если ты работаешь без веры в Бога, без сердечной молитвы, не думаешь об угождении Богу добрыми делами и ведешь худую жизнь, одного думаешь обмануть, другого обокрасть, третьего оклеветать, то ты не только не получишь утешения от своих трудов, но еще своими неправедными трудами тяготишь и изнуряешь землю – мать свою, которая тебя носит и кормит, как свое детище.

Да, бр., за наши беззакония заглушаются в земле семена; она словно и сама печалится, пораженная бесплодием за наши грехи. Правосудный Бог сказал народу Еврейскому: аще не послушаете Мене, ниже сотворите повелений Моих (Левит. 26:14), и Аз наведу на вас скудость и красту: и посеете вотще семена ваша, и поядят я супостаты ваша (ст. 16). И положу небо вам аки железо, и землю вашу аки медяну. И будет вотще крепость ваша, и не даст земля ваша семене своего, и древа села вашего не дадут плода своего (ст. 19:20). Вот, говорю, главная причина, почему Господь не посылает на наши поля дождей, не благословляет наших трудов, и нередко посылает нам засуху, неурожаи, град и другие бедствия – потому, что мы забываем Бога, не исполняем Его заповедей; мы думаем большею частью о земном и суетном. Добрые дела и вечное спасение души, которые для нас дороже всякого земного счастья, нам часто и на ум нейдут; мы совершаем только дела беззаконные и почти никогда о них не сокрушаемся. А при такой нашей жизни мы никогда не можем быть достойны Божия благословения, и, следовательно, никогда не можем иметь довольства и спокойствия души.

Чем же приобретается Божие благословение? Обратимся опять к Христовым ученикам. На свою ловитву они получили благословение Господне. Но они и достойны были его: они жили добродетельно, верно служили Иисусу Христу, с любовью слушали и исполняли Его повеления. За то и Господь любил их, как Своих детей, и, когда нужно было, подавал им Свою помощь и благословение. Таким же способом и мы должны приобретать себе Божию благодать, и мы должны жить добродетельно, исполнять заповеди Господни. – Но замечаете ли, бр., еще и то, какое дело прежде всего начал делать Господь на Геннисаретском озере? Небесное или земное? Взошед в лодку Симонову, Он прежде всего стал учить народ вечному спасению души, а потом уже благословил и земное дело – ловитву своих учеников. А этим Он научает нас тому, что мы прежде всего и более всего должны помнить Господни заповеди и исполнять их, достигать вечного спасения души и тем приобретать благословение Божие, и с этим благословением обращаться и на дела житейские. Да и среди житейских дел должны также помнить Бога и свое спасение, должны с благоговением креститься и молиться, чтобы враг-искуситель не поселил в душах наших худых помыслов и намерений. Господь Бог сказал народу своему чрез пророка Моисея: аще в повелениях Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса сельная отдадят плод свой, и снесте хлеб в сытность (Левит 26:3, 4, 5). И призрю на вас, и благословлю вас (ст. 9). В Богодухновенной псалтири царя Давида написано: труды плодов твоих снеси, блажен ecu, и добро тебе будет (Псал. 127:2). Се тако благословится человек, бояся Господа (ст. 5).

И так, добрый поселянин, приобретай себе Божие благословение богоугодною жизнью и добрыми делами, т. е. прежде всего старайся достигать царствия Божия, спасения своей души: тогда и житейские дела будут приносить отраду твоей душе. Собираешься ли, примерно, на твое поле вспахивать или сеять, пожинать или убирать с поля хлеб, начинаешь строить дом, отправляешься в путь, идешь на заработки? – Помни, что вечное спасение души для христианина дороже и для Бога приятнее всего. И потому, прежде, нежели обратишься на дела житейские, обратись к Господу Богу с усердною молитвою, вспомни все твои прегрешения и принеси в них чистосердечное покаяние, сходи в Божий храм и здесь помолись Богу от чистого сердца, подай, сколько можешь, на украшение храма Божия, выслушай со вниманием Божие писание, читаемое за службою, затем окажи милость и помощь бедствующим братиям, примирись по христианскому с теми, с кем имел или имеешь вражду, – и только об одном этом думай, только об этом и старайся; и тогда во имя Иисуса Христа начинай свое дело. Иисус Христос придет к тебе со Своею помощью и благословит твои труды, как он благословил некогда ловитву своих учеников. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle