Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в Субботу Светлой недели об артосе

Нынешний день св. церковь имеет обыкновение чрез своих служителей раздавать чадам своим св. артос. Что же такое значит артос? Для чего употребляется он в нашей церкви? Чему он научает нас?

Артос есть слово не русское, а греческое. На русском наречии значит – хлеб. То есть, что мы называем хлеб, то греки называют артос. Хлеб, раздаваемый церковью, конечно, есть Божий дар, но не есть простой хлеб, который мы обыкновенно всегда вкушаем для подкрепления тела, но хлеб, освященный особою молитвою церкви, и есть образ хлеба небесного, которым питаются верные христиане. Хлебом же небесным называется сам Иисус Христос, Который, по своей любви и благодати, дал нам в пищу и питие Свое пречистое тело и кровь, Который за грехи наши пострадал и умер на кресте и силою Своего Божества воскрес из мертвых. Для сего то и на артосе изображается образ воскресшего Господа, или же образ животворящего Его креста. А потому к сему хлебу, как великой святыне, мы должны всегда иметь особенное благоговение: ибо в нем сокрыта Господня благодать. Взирая на сей св. хлеб и приемля его в свои руки, мы должны веровать, что пред нами невидимо стоит сам Господь, питающий и оживляюший нас Своею благодатью.

Если обратимся к истории Евангельской, то мы найдем здесь поучительное сказание о происхождении обычая во дни праздника Воскресения Христова полагать в церкви артос и раздавать его верующим. Известно, что Иисус Христос, по воскресении Своем, неоднократно являлся ученикам своим и другим. Но многие не могли узнать Его. Так, в самый день воскресения два ученика Его Клеопа и Лука шли из Иерусалима в село Еммаус и на пути разговаривали между собою о бывших Его страданиях и смерти. Но сколько ни говорили они, сколько ни рассуждали, все находились в каком-то недоумении. В это время подошел к ним и Сам воскресший Господь и, продолжая с ними путь, стал говорить им о Себе из писаний пророческих. Но путники не узнают Его. Уже они пришли в Еммаус; день склонился к вечеру, и они вошли в один дом и стали вечерять с Господом. И вот Господь, взяв хлеб, благословил, переломил его и дал им. Тогда-то открылись у них очи, и они узнали Его; но Он стал для них невидим. Тогда-то все их недоумения и сомнения рассеялись, и небесная радость оживотворила их сердца.

Вот от Кого и для чего св. церковь приняла обычай во дни праздника Воскресения Христова раздавать чадам своим св. артос – от Самого Иисуса Христа, в воспоминание Его животворных явлений ученикам и истины Его воскресения, чтобы воспоминанием сих высоких истин более укреплять нас в вере в Иисуса Христа, совершителя нашего спасения. Да, возлюбленные, как эммаусские ученики познали воскресшего Господа в преломлении хлеба и преисполнились небесною радостью, так и теперь св. артос или хлеб, сопутствуя нам в священных ходах и в продолжении седмицы находясь в церкви пред нашими очами, как бы от Самого Иисуса Христа, учит нас, что Иисус Христос, силою Своего Божества воскресший из мертвых, есть истинный Бог, совершивший великое дело нашего искупления, и что Он один есть источник всех наших радостей. Эммаусским ученикам нужно было вечерять, чтобы подкрепить телесные силы; а Господь, вечерявший с ними, чрез преломление благословенного Им хлеба укрепил и самые души их, просветил их ум и сердце. Так и теперь благословляемый и освящаемый церковью хлеб учит нас, что Иисус Христос Своею смертью и воскресением соделался для нас истинным хлебом жизни, питающим нас для вечного царства славы. И потому, взирая на св. артос и приемля его в свои руки, мы должны памятовать, что истинное наше насыщение и веселие состоит не в снедях, насыщающих тело, не в земном наслаждении, но в хлебе небесном – Иисусе Христе, Который животворит и душу, и тело наше, в познании истинного Бога и св. веры. Без сего Хлеба, сколько бы мы ни насыщали себя, сколько бы ни веселились, ни в чем земном не можем найти истинного насыщения и веселия. Без Него и в душе, и сердце нашем будет мрак и пустота, и весь человек будет гладен и немощен.

Но обратимся опять к Эммаусским ученикам. Они проникнуты были неизъяснимою радостью, когда в преломлении хлеба узнали воскресшего Господа. Но они и достойны были этой радости: они жили добродетельно, верно служили Иисусу Христу, с любовью слушали и исполняли Его учение, Его всегда имели в своем уме и сердце, и о Нем едином рассуждали. За то и Господь любил их, как своих детей, и в день Своего воскресения дал им познать себя в преломлении хлеба; как истинный хлеб жизни, насытил их душу и тело. Радостно и для нас Его воскресение, спасительно и для нас питаться хлебом небесным. Но, чтобы мы достойны были истинной радости и небесного насыщения, мы должны всем сердцем нашим и всею мыслию своею любить Иисуса Христа, поступать по Его спасительному учению, жить всегда трезво и честно, и Его единого всегда иметь в своем уме и сердце. Тогда и Он сам будет приближаться к нам своею благодатью, просвещать и животворить наши умы и сердца. Тогда и св. артос, по вере нашей в Иисуса Христа, будет укреплять нас и приносить нам духовую радость.

Но может ли Иисус Христос, соделавшийся для нас хлебом жизни, приближаться к нам своею благодатью, животворить нашу душу и тело тогда, когда ум наш вместо того, чтобы рассуждать о Боге, о Спасителе мира и о средствах ко спасению человека, занимается суетою и неправдою, изобретает ложь и клевету, когда сердце наше вместо того, чтобы стремиться к Богу и в Нем одном находить свое блаженство, ищет радостей земных и суетных в мутных и нечистых источниках, грубеет и закосневает в пороках; когда воля наша, вместо того, чтобы исполнять волю Господню, совершает дела беззаконные? Св. ап. Павел говорит: кое бо есть общение свету ко тьме (2Кор. 6:14)? И потому мы, хотя и будем вкушать св. артос, но от Господа своего и своего спасения будем далеки. Мы будем оставаться в губительной тьме неведения и заблуждения духовного. Души наши будут гладными и немощными: они не насыщены ни словом Божиим, ни святыми молитвами; и если они питались хлебом небесным, телом и кровью Христовою, то питались недостойно, – недостойны поэтому они радостей духовных и блаженства вечного. Они не омыты истинным покаянием, не украшены святыми делами, – недостойны поэтому и благодати Божией, их просвещающей и укрепляющей.

И так, братие, приемля ныне св. хлеб и благодаря Господа за сей дар Его, будем укрепляться в вере в воскресшего Господа Иисуса Христа, всегда стремиться к Нему умом и сердцем, исполнять его св. учение, в Нем одном полагать свое насыщение и блаженство, и Он будет просвещать нас Своею благодатью и укреплять нас в святых добродетелях. За нашу святую веру и святую жизнь Он просветит нас и в вечном Своем царстве. Тогда-то мы насытимся неизреченным блаженством, тогда увидим вечную Его славу. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle