Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице

Бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его (Лук. 16:22).

Ныне чтенное Евангелие указывает нам на двух человек. Один из них был богатый, славный и знатный; он умер и наследовал геенну огненную. Другой был бедный и больной, именем Лазарь, который лежал у ворот богатого, желая утолить голод свой хоть крохами, падающими с его стола; он умер, и наследовал небесное царство.

Почему же богатый наследовал геенну, а нищий небесное царство? Потому, что богатый, при своем богатстве, имел бедную душу: он был беден верою в Бога и добрыми делами; он не имел милосердия к бедным и был великий грешник. И вот, когда он умер, окружили его злые и страшные демоны и повлекли в геенну огненную. Напротив, Лазарь, при крайней бедности своей, имел богатую душу: он был богат св. верою в Бога, великим терпением, покорностью воле Господней и другими добродетелями. И вот, когда он умер, предстали к нему добрые и светлые Ангелы и отнесли его душу на лоно Авраамово, в небесное царство.

И всем нам, братие, рано или поздно, нужно умирать. Но мы должны всегда памятовать, что Господь для всех людей, для богатых и бедных, приготовил обители на небесах, и от нас самих зависит быть праведниками и грешниками. И богач Евангельский, если бы был богат верою в Бога и распоряжался своим богатством согласно с волею Господнею, как праведный Авраам, а не по своим грешным прихотям, не лишился бы небесного царства. И богатство, и бедность для христианина есть средство к приобретению небесного царства, если только он, при богатстве и при бедности, обогащает себя св. верою в Бога и добрыми делами. Праведный Иов был богат и славен, не менее как и богач Евангельский, но он был богат и добрыми делами, как и праведный Авраам. Испытал он также и крайнюю бедность, и тяжкие болезни, как и нищий Лазарь, но и в бедности, и в болезнях просиял он непоколебимою верою в Бога, великим терпением и покорностью воле Господней. За то и Бог прославил его и на земле, и на небесах.

Но посмотрим теперь на самих себя. Никто из нас, конечно, не имеет такого богатства, какое имели Евангельский богач, праведный Авраам и праведный Иов. Но достаток, необходимый для житейского нашего быта, а также для помощи бедной и нищей братии, для жертвы Богу, у нас многие имеют. Одним посылает Господь изобильный урожай хлеба, другим подает силы и здоровье заработать лишнюю копейку. Что же мы делаем со своим достатком? На что употребляем его? Мы нередко пропиваем его со своими друзьями и приятелями. Для разгула и суетного увеселения не щадим ни трудового хлеба, ни трудовых копеек. Но вот идет к нам бедняк со своим горем и нуждою: он кланяется нам и просит у нас помощи. Что же мы, имеющие достаток? Мы оказываемся иногда не лучше Евангельского немилостивого богача. «Не до тебя, брат, теперь дело, – с холодностью отвечаем мы бедному просителю: не вовремя ты пришел, своей нужды много». И пошел от нас бедняк еще с большим горем. Вот идет к нам нищий и убогий калека и Христовым именем просит у нас куска хлеба, старой свитки, старой рубашки или старых сапог. Прося у нас милостыни, он молится о нас Иисусу Христу, желает нам и сродникам нашим небесного царства. Что мы делаем, слыша от нищего имя Христово и желание нам небесного царства? Мы зачастую или дверь затворяем от него, чтобы не беспокоил нас, или же стучим ему в окно, чтобы поскорее отошел от нас. Но этого мало. Мы иногда даже обидим его, назовем ленивцем и дармоедом. Понял нищий наше немилосердие и отступил от нас, как и Христос отвращается от нераскаянных грешников. Вот настает нужда поновить церковь, справить к празднику ризу и под. сему; но и церковь иногда остается без нашей помощи. «Церковь без нас богата», толкуем мы. И мы не думаем, что поступая таким образом, мы беднеем верою в Бога и добрыми делами, делаемся неблагодарными пред Богом, умножаем свои грехи и неправды и уготовляем себе муку вечную.

Скажем теперь несколько слов о бедных и нищих братиях. Благословенны они от Господа, когда всю свою бедность и горе переносят с покорностью воле Господней. Их ожидает небесное царство, которое наследовал бедный и нищий Лазарь. Но нельзя не сказать и о том, сколько греха принимают иногда и бедняки на свою душу. Одни из них, имея силы и здоровье, нередко ленятся трудиться и работать; то и дело ропщут на свою бедность и горе, забывая, что Сам Господь Своим промыслом одних богатит, а других убожит. Иные же завидуют людям богатым и подчас осуждают и ругают их; а иной бедняк иногда не страшится обмануть и обокрасть своего брата. Такие бедняки и нищие, при своей бедности, беднеют своею душою и только богатеют грехами. Не радости, поэтому, ожидают их в будущей жизни, а вечное горе и муки.

Теперь, други мои, можно судить уже и о том, какая смерть ожидает нас, какое воздаяние готовится нам в жизни будущей. Если мы живем по закону Христову, то ни богатство, ни бедность не помешают нам войти в небесное царство. Ибо написано в Божием слове: честна пред Господом смерть преподобных Его (Псал. 115:6). Если же мы живем худо, не по закону Христову, то ни богатство, ни бедность не спасут нас от вечного огня. Слово Божие учит: смерть грешников люта (Псал. 33:22).

И так, братие, если кому из вас посылает Господь богатство земное, распоряжайтесь им согласно с волею Господнею, употребляйте его на одно полезное и доброе, как-то: на украшение Божия храма, на пользу больным и бедным, бесприютным сиротам и под. сему. А если кто живет в бедности и болезнях, или испытывает другое какое горе, пусть все свое горе переносит с такою покорностью воле Господней, с какою переносил свою бедность праведный Лазарь. При бедности не ропщи ни на Бога, ни на людей, страшись воровать и обманывать, но трудись, сколько хватает у тебя сил, праведными трудами, трудись с крестом и молитвою и надеждою на Бога. Поступая таким образом, и богатые и бедные будут умножать богатство для своей души, прославлять Бога, приобретать себе добрую и христианскую кончину и Божие царство на небесах. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle