Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 23-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии было прочитано о том, как Иисус Христос в стране Гадаринской исцелил одного бесноватого от нечистых духов. Жалкая была жизнь этого бесноватого: он жил не в доме, не с родными своими, а в гробах и горах, бегал по пустыне, бился о камни, бросался на людей. Никому нельзя было пройти мимо него. Его сковывали оковами и цепями, но он разбивал оковы и разрывал цепи (Лук. 8:27–36).

Да, други мои, враг – диавол всегда зол и неутомим: он и теперь много зла делает роду человеческому. Конечно, Господь не дал ему власти над людьми, а только попустил ему искушать людей. И вот он искушает их, нередко вводит их во грех и делает с ними, что хочет. И когда люди поддаются искушениям диавола, творят его волю, т. е. живут беззаконно, то можно сказать о них тогда, что они беснуются. А как враг искушает людей и доводит их до греха, я укажу вам на это горькие примеры. Однажды препод. Нифонт видел одного человека, делающего свое дело. И вот подходит к тому человеку бес и начинает шептать ему в ухо. Неподалеку был и другой человек, тоже исправлявший свою работу: бес и тому пошептал в ухо. И вот они оба оставили свою работу и стали ссориться между собою (23 дек.). Так и теперь, братие, если видите, что в какой-либо семье, или обществе происходит ссора, брань и драка, то это значит то, что от семьи и общества отступил св. Ангел – Хранитель и Господня благодать, и бес овладел христианскими душами.

Но всего удобнее враг – диавол овладевает людьми, предающимися пьянству. Да, други мои, пьянство – это великое несчастье, тоже беснование. Каких только скверных слов, какого ругательства нельзя услышать от пьяного? Он не боится идти на воровство и распутство, не страшится идти на поджигательство и даже на убийство. Он причиняет великое горе отцу и матери, от него бегут жена и дети, как от лютого врага, его не любят люди, одному только диаволу и угоден он.

Говорить ли еще о гневе, о злобе и зависти человеческой? И это есть беснование. Где гнев, злоба и зависть, там и диавол, там и беды для человека. Гневливый, злобный и завистный и самого себя терзает и мучит, словно в огне кипит, и других тревожит и угрызает. Самый вид его – лицо и глаза его устрашают вас. От злобы и зависти сын восстает на своего отца, отец на сына, брат убивает брата. Вы слышали когда-либо историю про царя Израильского Давида? Это был царь кроткий и благочестивый. Но на великое горе он имел непутного сына Авессалома. Что же этот Авессалом? Потеряв совесть и разум, он так озлобился на своего святого отца, что даже искал случая убить его. Вот грех-то тяжкий! Только не потерпел Господь Авессалому. В то время, когда Авессалом думал напасть на своего отца и погубить его, он, едучи на коне, зацепился волосами своими за одно дерево, повис на нем и скоро был умерщвлен (2 Царств. гл. 18). Вот как дух злобы овладевает человеком и погубляет его! И вот как строго наказывает Господь злобных людей!.. За Давидом была дочь Саула. Что же делал Саул с Давидом? От злобы и зависти он несколько раз бросал копье в кроткого и невинного Давида, чтобы погубить его и преследовал его до самой лютой своей смерти. От злобы и зависти Каин убил праведного брата своего Авеля (Быт. гл. 4). И что все это есть, как не беснование, от действа диавольского происходящее?

Братие христиане! У нас есть всесильный и многомилостивый Иисус Христос, Которого трепещут демоны и Который исцеляет всякие наши болезни душевные и телесные. У нас есть св. Ангелы-Хранители, которые отгоняют от нас демонов и сохраняют нас от грехов и от всякого зла. Господь дал нам св. Крест, которого также боятся демоны. Господь указал нам еще на св. пост и молитву, как на оружие против диавола и грехов. Будем же всегда молиться Иисусу Христу и св. Ангелам – Хранителям, да сохраняют они нас от искушений диавольских и всякого зла. Очистим себе от всякия скверни плоти и духа (2Кор. 7:1). Будем поститься, т. е. воздерживаться от грехов, осенять себя крестным знамением и молиться с верою и благоговением, и никакая вражья сила не повредит нашим душам. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle