Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице

Молю вас аз, юзник о Господе, достойно ходити звания, в нежв звани бысте (Ефес. 4:1).

С такою отеческою мольбою св. aп. Павел, находясь в темнице, в тяжких узах за имя Христово, наставлял христиан Ефесской церкви проходить свое звание. Какое звание? На земле, в обществах человеческих, много есть званий, которыми люди различаются один от другого. Одни облечены в звание сановника и вельможи, другие – в звание воина и чиновника, иные живут в звании гражданина и купца, а иные в звании простого земледельца. И всякое из этих званий само по себе важно и приносит человеку счастье в жизни, если только он проходит их честно и добросовестно. Но нет выше и славнее звания, как звание христианина, которым и все мы, по благости Господней, украшены. Об этом-то звании и говорит св. Апостол; ибо он обращается ко всем христианам, без различия их званий и состояний, и умоляет их достойно проходить свое звание, жить по-христиански. Но о чем умолял св. Апостол христиан Ефесской церкви, о том умоляю и я вас братие. Молю вас достойно ходити звания, в нем же звани бысте.

Если мы и всякое мирское звание должны проходить честно и добросовестно, то с какою честностью должны мы проходить высокое звание христианина! Сие звание говорит нам, что мы носим имя Самого Иисуса Христа, просвещены св. крещением и украшены благодатными дарами Св. Духа. Оно причисляет нас не к земному только царству и обществу человеческому, но к царству Христову, благодатному и вечному.

Но как достойно проходить сие звание? По наставлению того же св. Апостола, христианское смиренномудрие и кротость, долготерпение и искренняя любовь, по которой бы мы, во имя Христа Спасителя, оказывали друг другу помощь во всех добрых делах, прощали друг другу обиды и погрешности и имели со всеми один христианский дух и одно сердце (Ефес. 4:1–3), – вот те добродетели, которыми мы всего более должны украшаться, если желаем достойно проходить звание христианина. И чем благочестнее проходим мы сие звание, тем более делаемся достойными пред Богом. Достойное прохождение звания христианского возвышает и всякое мирское наше служение и звание, и делает нас достойными членами общества человеческого. Подлинно, не есть ли достоинство, для каждого, когда говорят истину: этот начальник, этот гражданин, этот купец, этот земледелец – добрый христианин! Да, всякий христианин, украшенный добродетелями, служит украшением общества человеческого, ибо он благу общественному служит с полным усердием, с искреннею любовью, по-христиански. А какой высокой славы сподобляются на небесах достойно проходящие звание христианское! О сей славе и достоинстве их Господь сказал в Своем Евангелии, что в царстве Отца Небесного они просветятся, как солнце (Мат. 13:43).

Но как проходим мы звание христианское? К стыду нашему, нужно сказать, как часто мы унижаем его своим нечестивым поведением и делами! Каждый из нас знает, сколько унижает христианина пред Богом и людьми пьянство. И этот порок у нас не только не искореняется, а, напротив, умножается, как гибельная зараза. Пьяный сквернословит, бесчинствует, теряет совесть и Божий страх, уподобляется скотам несмысленным, и готов решиться на всякое злодеяние. И какому званию все это приличествует!

Никакому званию не приличествует также ложь и обман. Обманщик есть человек лукавый, имеющий низкую душу, способный к напрасной божбе и всякой неправде. Его отец есть диавол – лжец и клеветник, которому он служит (Иоан. 8:44). А между тем, обмануть ближнего своего, например, в купле и продаже, в обещаниях и договорах и других случаях, призвать имя Божие напрасно, у нас вошло как бы в обыкновение. Обманом и неправдою некоторые стараются нажить себе даже кусок хлеба. Иные так привыкают к обману и напрасной божбе, что и совесть их не устрашает и Божие писание не вразумляет; они не стыдятся обманывать ни друга и благодетеля, ни отца и матерь, ни начальников, ни своего духовного отца и пастыря церкви. Вот как нередко проходим мы звание христианское.

А злословие и клевета, ненависть и зависть, вражда и злоба на ближнего, воровство, непочитание отцов и матерей, неуважение старших и начальствующих и подобное сему... Все это между нами нередко замечается, и все это бесчестит высоту звания христианина, в каком бы он другом звании и сане ни находился. Как сорная трава между пшеницею, таковые люди служат лишь одной заразою и язвою для общества. Недостойные пред людьми, они делаются недостойными перед Богом; ибо, унижая свое христианское звание нечестивым поведением и делами, они этим самым хулят имя Самого Иисуса Христа и св. православную веру. А таковым христианам чего и ожидать в жизни будущей, как не геенны огненной! Вспомните Иуду Искариотского: он был в священном сане апостольском. Но как он обесчестил себя пред Богом и людьми, когда изменил своему высокому званию! Предав Своего Учителя и Господа за 30 сребреников, он в отчаянии удавился и наследовал геенну огненную.

Братие христиане! Звание христианина высоко и свято. Свята должна быть и вся наша жизнь, праведны должны быть и наши дела. И Господь удостаивает нас Своей любви и славы небесной не потому, кто из нас какого сана, славы и почестей достигает на земле, а потому, как свято проходим мы свое христианское звание. Памятуя сие, будем стараться проходить сие звание со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, терпяще друг другу любовью, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Ефес. 4:1–3). Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle