Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие (Галат. 6:18).

Вот святое благожелание, которое св. апостол Павел преподал христианам Галатийской церкви. Как служитель церкви Христовой, и я, братие, обращаюсь к вам с тем же апостольским благословением: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим.

Как дорога и необходима всем нам Господня благодать? Пошлет Господь свою благодать, и тогда для нас на земле Божий рай, и в бедности радость. И точно, где пребывает Господня благодать, там отцы и матери любят своих детей и благословляют их, дети почитают своих родителей и молятся за них Богу, супруги живут в мире и согласии и спасают души свои. Там начальники богобоязненные, правдивые и добрые, подчиненные покорные и честные; там нет ни пьяниц, ни воров, ни обманщиков, ни бесчиников, ни завистников: благодать Господня сохраняет всех от всякого зла, научает их богоугодному житию, укрепляет их в св. вере и добрых делах. Смотря на таких людей, на их радости и счастье, и мы нередко говорим: «там Господня благодать, там Христос пребывает». Где Господня благодать, там никто не может жаловаться на бедность, скорби и печали; ибо с Господнею благодатью христианин имеет в душе своей радости небесные. Она – Христова благодать укрепляет и наше здравие телесное, помогает нам в наших добрых трудах и занятиях; она освящает и оплодотворяет наши поля, сады и луга и подает нам всякое изобилие, необходимое для земной нашей жизни. Господня благодать помогает христианину для царства небесного с радостью переносить даже всякое земное горе и бедствие. Так св. апостол Павел, богатый Господнею благодатью, сказал: укоряеми, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся (1Кор. 4:12). И каких только великих дел не делает Господня благодать? Она гонителя Савла соделала первоверховным апостолом, ревностным проповедником веры Христовой и неустрашимым мучеником за Христа, – великую грешницу Марию Египетскую соделала великою подвижницею и праведницею. Господня благодать просветила небесною мудростью св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, неученого Антония Великого, и всех верных рабов Христовых ввела в пресветлые обители небесного рая.

Так, братие, все зависит от Господней благодати – и добрые дела, и радости земные, и утешение в скорбях, и царство небесное. И Господь всем равно подает свою благодать. Так св. мученик Феодот Агкирский, показывая народу свои страшные язвы, сказал, что Владыка Господь без лицеприятия дает неоскудно благодать свою худородным и благородным, рабам и свободным, варварам и Еллинам, верующим в Него (Чет.-Мин. 18 мая).

Но мы, братие, как веруем в Господа своего? Достойны ли Его благодати и милостей? Вот многие из вас то и дело жалуются на свою бедность, на свои недостатки и нужды, на непорядки семейные и общественные. Иные то и дело толкуют: «времена теперь тяжелые, заработки плохие, трудно жить стало в свете, нет радости ни в семье, ни в поле, ни в доме, и на душе нет покоя“. Но от чего это бывает? От того, главным образом, что мы забываем Бога, худыми делами своими лишаем себя Господней благодати. А без Господней благодати человек и нищ, и беден, и нерадостен. Кто забывает Бога и живет без Господней благодати, тот богатеет только грехами, и грехами своими прогневляет Бога. В его душу вселяются помыслы и желания нечистые и злые: нечисты и злы и дела его. От того-то у нас, как зараза, размножаются всякие пороки и неправды, появляются воры, пьяницы и обманщики, бесчинники, завистники и ненавистники, досадители отцам и матерям. Какое же может быть у нас спокойствие и довольство? какие радости? – Вот постигает нас горе и несчастье, неудача и напасть. А можно ли кому прожить без горя и скорби? Скорби и горести постигают людей праведных; но только праведные переносят их с верою в Бога, с покорностью воле Господней. Но мы, братие, вместо того, чтобы в своих скорбях и горестях смириться пред Богом и обратиться к Нему с усердной молитвою и покаянием, нередко скорбим и досадуем, и ропоту нашему нет конца; мы досадуем и на людей, ропщем и на Самого Бога. Вот, говорю, за что Господь отнимает у нас свою благодать и благословение, и мы остаемся в горе без утешения, в беде без надежды – за наши грехи и неправды, за нашу нечестивую, нераскаянную, жизнь, за нашу непокорность воле Господней. Со грехами и неправдами, хотя бы мы жили в самом богатом и славном царстве, мы не будем иметь истинной радости. И какими бы мы не обладали сокровищами и достатком, сколько бы не было у нас, примерно, всякого скота, или полей, но если мы живем во грехах, не чтим Божия закона, то мы противны Богу, недостойны поэтому Его благодати и милостей небесных. Без благодати и благословения Господня и большое богатство не радует нас. Вспомните нечестивого Каина, который убил праведного брата своего Авеля. Он был земледелец, и земли у него было от Господа столько, сколько сам он мог иметь. Но когда он сделал великое беззаконие и нагрубил своему Творцу и Господу, то Господь отнял у него свою благодать и милость и проклял его. С того времени Каин во всю свою жизнь нигде не мог найти себе спокойствия и радости. Так-то, говорю, поступает Господь нередко и с нами грешными. За наши беззакония Он у нас отнимает свою благодать и милость, и посылает нам скорби и горести. И верно сказано в Божием писании: скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое (Римл. 2:9).

Что же делать нам, братие? Да не отчаиваемся, но да уповаем на своего Творца и Господа. Обратимся к Нему с теплыми и усердными молитвами, оставим свои грехи и неправды и будем приобретать себе Господню благодать истинным покаянием и исправлением жизни. Тогда Всеблагий Господь Своею святою благодатью будет просвещать нас небесною радостью, благословлять нашу жизнь и дела, помилует и спасет нас. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle