Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице

Не упивайтеся вином (Ефес, 5:18).

Святой Апостол Павел предостерегает нас от пьянства. А мало ли у нас людей, преданных пьянству? У нас нередко пьянствуют люди пожилые, не отстают от них и молодые. Что сказать вам, братие, на это? Вот вы на мирских сходах ваших рассуждаете о разных делах. Но думаете ли когда о том, чтобы искоренять пьянство? Рассуждаете ли о гибельных его последствиях? По крайней мере, теперь, в Божием храме, размыслим об этом.

Пьянство убивает тело человека подобно яду, оно портит нашу кровь и соки, разрушает наши силы и здоровье, а отсюда рождаются болезни и преждевременная смерть. Сказывает св. пророк Исаия: вино сожжет пьяниц (Исаии 5:11). И точно, они чувствуют в себе мучительный жар, тяжкую боль головы, руки и ноги и все тело их трясутся; они страдают, как будто змея их ужалила и уже близки к смерти. У одного пьяницы заметно расположение к параличу, у другого открылась водяная, третий страдает в чахотке, четвертый подвергся белой горячке. Не явные ли это признаки того, что страсть к винопитию преждевременно умерщвляет пьяниц? И сколько таким образом зла причинило человечеству пьянство? Сколько людей не дожило от него своего века? Сколько умерло пьяных скоропостижною смертью?

Вместе с телом пьянство убивает и душу человека: оно помрачает его совесть и разум, из умного делает его глупым, из доброго христианина делает великим беззаконником. От того нет у пьяницы ни благочестия, ни страха Божия, и душа его умерла для добрых дел и для Бога; она лежит в беззакониях, как во гробе, и диавол, потопляя ее в бездну грехов, как в смрадное болото, делает с нею, что хочет. Таким образом, человек, украшенный образом и подобием Божиим, чрез пьянство прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. Св. Иоанн Златоуст говорит: «пьянство есть самоизвольное беснование, посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный“ (Слово о воскресении).

Много бед и горя причиняет пьяница своей семье и своему хозяйству. Сказывает премудрый Соломон: всяк бо пьяница обнищает и облечется в раздранная (Притч. Соломон. 23:21), И точно, привыкши к пьянству, человек мало того, что делается неспособным к честному труду, но еще, что всего хуже, погубляет свое хозяйство, делается врагом своей семьи. Задержалась, напр., у него какая копейка: – и вот, он несет ее в кабак и пропивает. Не стало денег: – он тянет из закрома хлеб и пропивает. Нечего пропивать: он тянет свою одежду, одежду жены и детей, тянет, что попало, и пропивает. И таким образом приводит себя и свою семью в крайнюю нищету и бедность. Вместе с тяжелою бедностью он навлекает стыд на престарелых своих родителей, муку и скорбь на несчастную жену свою, погибель на бедных детей своих. А посмотрите на пьяницу еще в то время, когда он, пьяный, является в дом к своей семье. В это время ни ласки, ни просьбы жены не смягчают бесстыдного мужа. Напрасно она уговаривает его и подражает разным его причудам. Он, как градом, осыпает ее ругательствами, мучит побоями, колотит, во что попало. Бедные дети в страхе и слезах бегут от него, как от своего неприятеля. И после сего, чему доброму могут научиться дети от того отца, который сам не имеет в себе страха Божия и погряз в беззакониях?

А каким великим позором и тягостью служит пьяница для общества человеческого? Тогда как все члены общества – старшины и старосты, сотские и десятские, плотники и земледельцы, и все честные люди усердно трудятся для блага общественного, пьяница ни о чем не думает: он не любит труда, не дорожит благом общественным. Своею нечестивою жизнью он только возмущает спокойствие и благоденствие людей. Потеряв рассудок, стыд и совесть, он не уважает старших, не почитает начальствующих, никого не боится оскорблять. А сколько злобы, ссор и сквернословия, драк и разных неурядиц происходит в том обществе, где люди ведут нетрезвую жизнь? Сколько разврата, воровства и убийства происходит от пьянства? Наши волостные суды, мировые судьи и судебные следователи то и дело разбирают дела, учиненные пьяными людьми.

Не имея в душе своей Божия страха, стыда и совести, пьяница не почитает воскресных и праздничных дней. Вот, напр., настает утро праздничного дня. Добрые христиане, по звону церковного колокола, с тихою радостью в душе спешат в храм Божий на молитву. Что же горький пьяница? Думает и он свою думу. Вот и он одевается, украдкой от семьи прячет что-то за пазуху и уходит из дома. Но куда и зачем? В Божий храм на молитву? к бедному с помощью? Нет, совсем не то в его душе; доброе дело нейдет ему на ум. Вместо того, чтобы вспомнить о Боге и о своих грехах, он направляет шаги свои прямо в питейный дом. И вот, для святого праздника, пьяница начинает прогневлять Бога и радовать демонов: он пьянствует, кричит и бесчинствует. И как больно миру православному в сии святые дни смотреть на пьяницу и на его дела.

Как сами видите, земная жизнь пьяницы самая худая. Но она несравненно хуже будет в жизни вечной, когда он предстанет пред Судьею строгим и правосудным. В святом писании сказано: пьяницы царствия Божия не наследят (1Кор. 6:10). Что же они наследуют? За свою худую жизнь и нераскаянность, да свои беззаконные дела они наследуют вечное мучение в геенне огненной.

Братие христиане! Сами видите, какие беды и горе происходят от пьянства. Помните же наставление св. Апостола: не упивайтеся вином. Не теряйте чрез пьянство своей чести и здоровья, счастья семейного и общественного, и царства небесного. Не позорьте себя нетрезвою жизнью пред Богом и миром православным, и не отдавайте себя врагу-диаволу на посмеяние. Изгоняйте пьянство из вашего общества, как лютого врага. И если вы решитесь вести трезвую и добрую жизнь, то вы не будете испытывать тех бед и несчастий, какие происходят от пьянства. Чаще обращайтесь к Богу с усердною молитвою и просите Его, чтобы Он сохранял вас от пьянства и помогал вам вести жизнь трезвую и добродетельную. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle