Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 29-ю по Пятидесятнице, – Св. Праотцев

Отложите гнев, ярость, злобу (Колос. 8:8).

Вот от каких тяжких грехов предостерегает нас св. Ап. Павел! Он научает нас, чтобы мы укрощали в себе всякий гнев, отгоняли от себя ярость и злобу.

А мало ли между нами бывает гнева, ярости и злобы? И сколько бед, сколько горя происходит для нас от этих грехов? Так, например, поселится гнев, ярость и злоба в какую-либо семью, и эта семья не живет, а мучится. От этой семьи отступает Господня благодать и св. Ангел – Хранитель. Враг диавол овладевает всею семьею и делает с христианскими душами, что хочет. И точно, чего только худого не может сказать или сделать человек, предавшийся гневу и злобе? Так злобная мать проклинает детей своих страшными проклятиями, гневливый отец часто ругает их самыми скверными словами, немилосердно бьет их кулаками, выступком, поленом и чем попало; озлобленный сын нередко восстает на своего престарелого отца, не чтит матери старухи. Гневливый и злобный человек не мирно живет со своими соседями, грубо обходится с честными и добрыми людьми, а когда бывает пьян, то мимо его и пройти страшно. Где гнев и злоба, там родные братья живут между собою не как братья, а как враги – супостаты.

Далее; если мы посмотрим на ту семью, в которой живет гневливая и злобная свекровь со своею невесткою, и притом в то время, когда наступает для них утро, то пред нами явится картина возмутительная и жалкая. Вот она – угрюмая свекровь стоит возле печи и со злобою в душе приготовляет пищу для своей семьи. Ах, ничего доброго нейдет ей на ум! Она злится на свою невестку, с криком, разными попреками требует от нее помощи и услуг по хозяйству. Раздражается в свою очередь и невестка. И вот началась прескверная ругань и брань между невесткою и свекровью. На эту брань отзывается свекор, не хочет смолчать и сын – муж невестки: один раздражается скверными, бранными словами, другой несется с кулаками. И пошла такая ссора, что и Господи упаси! Вот где, други мои, бесовская радость и погибель христианским душам – где пребывает гнев, ярость и злоба! Что же это за жизнь? Какая может быть тут отрада человеку.

Да и где, и в чем может найти себе отраду человек гневливый и злобный? Придет ли он в праздник Господень в Божий храм? – Но он предстоит здесь недостойно: ибо враг диавол крепко утвердился в его душе. Станет ли он молиться? – Но что то за молитва, которая исходит от сердца гневливого и злобливого? Противна она Господу. Ставит он иногда и свечу пред иконою Христовою. Но какая эта жертва? Не приемлет Господь его жертвы, как не принял Он жертвы нечестивого Каина. Начнет ли вкушать хлеб? – Ах, не в здравие и веселие вкушает он хлеб свой! От гнева и злобы на душе его горчае полыни. Пойдет ли он на какую работу? – На делах его нет благословения Господня! а где нет благословения Господня, там никакое дело и в прок нейдет.

Но не дай Господи, если вражда и злоба усилятся в душе человека и останутся на всю его жизнь. Тогда человек не живет уже настоящею жизнью; он жив только пред людьми, а душою своею он уже умер; он умер для Бога и царствия Христова. И как строго иногда наказывает Господь человека за его вражду и злобу! Я укажу вам на это пример самый горький. Всякий из вас, если не был, то слышал про св. Киево-Печерскую Лавру. О, как хорошо в этой Лавре, точно в Божием раю! В этой-то Лавре жили некогда два друга, препод. Тит пресвитер и диакон Евагрий. Они имели между собою такую дружбу, что все братия дивились их взаимной любви. Но вот диавол поселил между ними вражду, и бывшие друзья сделались такими врагами, что не могли даже видеть в лицо один другого. И в такой вражде оставались они долгое время. Случилось, что пресвитер Тит тяжко заболел и был при смерти. Он стал плакать о своем согрешении и послал к диакону Евагрию, говоря с умилением: «прости меня, брате, ради Господа, что я оскорбил тебя своим гневом». Что же Евагрий? Он не только не простил, но еще проклял его жестокими словами. Однако братия, видя Тита уже умирающим, насильно привели к нему Евагрия, чтобы он простился с братом. Больной Тит, увидя Евагрия, тотчас приподнялся, пал ему в ноги и сказал со слезами: «прости меня, отче, и благослови!» Но и это не подействовало на Евагрия. Будучи немилостив, он отвернулся от Тита и пред всеми произнес сии жестокие слова: «никогда не хочу иметь с ним прощенья, – ни в сей век, ни в будущий.» И не прошло это даром Евагрию, не потерпел ему Господь. Сказав жестокие слова на пресвитера Тита, Евагрий вырвался из рук братии, и тотчас упал, как мертвый. Братия хотели было поднять его, но нашли его на самом деле уже умершим, и не могли ни рук coгнуть ему, ни рта и глаз закрыть, как бы давно уже умершему, а больной пресвитер Тит в это самое время встал и сделался здоровым, как бы никогда не болел (февраля 27), Вот что значит мириться с недругами, т. е. отложить гнев, ярость и злобу, и вот что значит изливать вражду и злобу на своих собратий! Вражда и злоба отнимает у человека жизнь, лишает его доброй и христианской кончины, а примирение и любовь восставляют его от болезни, подают здравие телу и спасение душе.

Вспомните, братие, еще и то, какого великого и радостного праздника ожидаем мы теперь, и каких великих святых воспоминает ныне св. церковь! Мы ожидаем праздника Христова Рождества, а церковь святая, приготовляя нас к этому празднику, воспоминает ныне св. праотцев, от которых во плоти произошел Господь наш Иисус Христос. Первый св. праотец наш был первый человек Адам, от которого и все мы произошли. После того, как он согрешил пред Богом, он первый показал нам и пример глубочайшего покаяния во грехах. Далее: праотец Авраам просиял непоколебимою верою в Бога и покорностью воле Господней: Иосиф просиял целомудрием, богобоязненностью и любовью к своим братьям: царь Давид – кротостью и благочестием. Много было и других праотцев, и все они просияли св. верою в Бoгa и великими добродетелями. У них то и мы должны теперь учиться истинному покаянию, кротости и милосердию, богобоязненности и любви к ближним, чтобы праздник Христова Рождества встретить нам достойно, а не с гневом, враждою и злобою. И Сам Иисус Христос для того и приходил на землю, чтобы примирить нас с правосудным Богом, нашею совестью и с ближними, и приготовить нам Свое вечное царство. Какие же мы будем христиане, если встретим великий праздник со враждою и злобою на своих ближних? Нет, добрые христиане встречают его с чистою совестью, с миром и любовью к ближним.

И потому, умоляю вас, братие, вместе со св. Апостолом: Отложите гнев, ярость, злобу. Отгоняйте от себя врага диавола силою Господнею, крестом и молитвою. Кайтесь всегда в своих грехах, будьте кротки и милосерды, имейте любовь ко всем. И тогда в душах ваших, в семьях ваших и во всем обществе вашем пребудет мир, Господня благодать и благословение. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle