Источник

Поучение в неделю 29-ю по Пятидесятнице

Не лжите друг на друга (Колос. 3:9).

Вот от какого греха предостерегает нас св. апостол Павел. Он наставляет нас, чтобы мы, как христиане, никогда ни на кого не лгали, ни на кого не клеветали. Не лжите друг на друга, говорит он нам. – Ложь на ближнего, други мои, или клевета, есть тяжкий грех.

И точно, какой тот есть христианин, который клевещет на своего ближнего? Много ли в душе его Божия страха, любви и милосердия к людям? Нет, в его душе, большею частью, злоба, ненависть и зависть к ближним. От того-то такой человек нередко клевещет на людей невинных, чернит честь их пред людьми. Для него ничего не значит опорочить человека даже добродетельного, самые добрые дела он старается унизить и опорочить. Клеветник не стыдится ложно показывать на ближнего своего на самом суде, не страшится даже присяги и Божия суда, лишь бы только унизить и опорочить клеветою своего собрата, особливо если этот собрат чем-либо не угодил ему, или огорчил его. Свят. Тихон Воронежский говорит: клеветники подобны зараженным моровою язвою, которые с места на места заразу переносят и других погубляют“ (О должн. христ. 1860 г. стр. 18). И точно, сколько людей, даже невинных и честных страдает от клеветы? Богобоязненный Иосиф, сын праотца Иакова, по клевете бесстыдной жены Пентефрия, был заключен в темницу. По клевете целомудренную Сусанну хотели предать смерти. А чего только не переносили от клеветы св. Апостолы, проповедуя людям слово Божие? Их мучили различными муками, немилосердно били, злословили и всячески ругались над ними. Даже и тогда, когда сошел на апостолов Дух Святой в виде огненных языков, и они стали проповедовать веру Христову на разных языках, клеветники не пощадили их. «Они напились вина, они пьяны» (Деян. 11:13), – толковали о св. Апостолах злые клеветники. И что еще сказать? Были и такие, которые клеветали даже на Самого святейшего Иисуса Христа. Одни называли Его нарушителем закона, возмутителем народа, другие – ядцею и винопийцею, не постыдились даже сказать, что Он имеет в Себе самого беса.

Вот какое великое зло, вот какой тяжкий грех – человеческая клевета! Клевета есть диавольское дело, и всякий лжец и клеветник есть сын и слуга диавольский (Иоан. 8:44). Потому-то клеветники противны Богу (Причт. Солом. 12:22) и людям. И к прискорбию нужно сказать, что клеветников много есть и между нами. Нерадивый подчиненный нередко клевещет на своего справедливого начальника, немиролюбивый сосед клевещет на своего мирного соседа, бесстыдный юноша клевещет на невинную честную девицу, ленивый работник клевещет на своего доброго хозяина, неблагодарный нищий клевещет на своего благодетеля. А что сказать о пастырях церкви? Ах, никто, кажется, столько не переносит несправедливой клеветы, как они! Для них судьи: и старые, и малые, богатые и бедные, ученые и неученые, свои и чужие, нередко, как градом, осыпают их всякими клеветами. Они за всех молятся у престола Божия, на всех призывают благословение Господне, а люди неблагодарные осуждают и порочат их.

Но, братие мои! Не всегда клеветники и ябедники торжествуют. К ним относятся слова св. псалмопевца: обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет (Псал. 7:17). И точно клеветников нередко строго карает и посрамляет Сам Господь. Из многих на это примеров мы укажем на один. Св. Григорий епископ Акрагантийский, по клеветам злых людей, был заключен в темницу и предан суду. Но невинного Григория Господь оправдал и прославил, а клеветников наказал и посрамил. Когда на соборе епископов определено было осуждение клеветникам на св. Григория, и когда он выплакал всем им прощение, дабы одних не посылали в ссылку, других не казнили, то вдруг поднялась буря, воздух померк, тьма покрыла всех, – и увидели, что клеветники стали черны лицом как уголь, а у главных клеветников – Савина и Крискента, кроме того, губы свесились вниз так, что не могли ни совокупиться, ни говорить ими (Чет.-Мин. 23 ноября). Вот как строго наказывает Господь клеветников.

И как прежде, так и теперь Господь не терпит клеветников. Он и теперь нередко строго карает и посрамляет их пред людьми. Клевету, как преступление, предусмотрел и закон человеческий: он судит клеветников, как уголовных преступников и, смотря потому, какая клевета или ложь, карает их даже ссылкою. И если злоречивые клеветники и лжецы не покаются и не исправятся, то поэтому не наследуют они и царства небесного. Что жe они наследуют? Как слуги диавольские, они наследуют то, что уготовано злым лжецам – диаволам, наследуют геенну огненную и муку вечную.

Братие мои! Будем молится Господу, чтобы Он избавил от клеветы человеческой (Псал, 118:130), и положим хранение устам нашим. Будем помнить, что Господь не для того дал нам язык, ум, сердце, чтобы мы клеветали друг на друга или лгали, а для того, чтобы друг друга любили, друг другу делали добро и хранили заповеди Божии. Окончим слово свое наставлением св. апостола Петра: xoтяй живот любити, и видети дни благи, да удержит язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти (1Петр. 3:10). Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle