Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 30-ю по Пятидесятнице

Мир Божий да водворится в сердцах ваших (Колос. 3:15).

Вот какого блага желает нам св. апостол Павел! Он желает, чтобы в душе каждого из нас пребывал Божий мир.

Какой же это Божий мир? Это не тот мир, когда человек живет покойно и весело, в достатке земном, радуется со своими друзьями, и земное горе не тревожит его. Нет, это не Божий мир, а земной; а земной мир ненадежный, и не приносит нам истинной радости. Тот неизреченный мир, который подается нам от Бога, состоит в том, когда человек, будучи богат св. верою в Бога и добрыми делами, имеет в душе своей чистую совесть, когда совесть его не укоряет его ни в каком худом деле ни пред Богом, ни пред людьми, и он обращается к Богу, как добрый сын к своему отцу, имеет в душе своей христианскую любовь к друзьям и недругам, желает и делает им одно добро. Об этом мире мы часто слышим и в Божией церкви: «миром Господу помолимся; мир всем“. Этого-то мира и желает нам св. апостол Павел.

Сколько добра и радостей приносит нам этот Божий мир! Где мир и согласие, там любовь братская, а любовь братская есть источник благ земных. Препод. Варлаам, Новгородский чудотворец, передавая монастырь свой другому игумену, сказал: «пока будет любовь между братиями, дотоле ни в чем из земных вещей не будете чувствовать нужды, – все вам Господь будет посылать» (Чет.-Мин. 6 ноября). Где пребывает Божий мир, там и добрые дела и любовь Божия к людям; там нет ни врагов, ни воров, ни обманщиков, ни завистников, ни клеветников, ни ябедников и никаких обидчиков. Там брат любит брата, отцы и матери пекутся о детях, дети почитают отцов и матерей, муж с женою живут в согласии. Там соседи живут между собою, как добрые братья, и все общество человеческое состоит из одних друзей: там благословение Божие, похвала от добрых людей, там, благополучие, радость и веселие, там земное блаженство. В богодухновенном псалтире царя Давида написано: се, что добро, или что красно, но еже братии жити вкупе, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века (Псал. 132:1–3).

Но как часто лишаем мы себя этих высоких радостей и бесценного благословения Господня! Вот ближний наш сосед, знакомый, сказал нам обидное слово, и куда девался наш мир и наша братская любовь? Между нами, как от искры пожар, возгорается вражда, ссора и брань. И вместо того, чтобы тотчас примириться, оставить ссору и вражду, мы нередко так и думаем в своей душе, как отомстить своему обидчику каким-нибудь не хорошим словом или делом. Вот между соседями о какой-либо маловажной вещи зашел спор, ни тот, ни другой один одному не уступает, – и началась между ними тяжба, непримиримая ненависть и вражда. А где ненависть и вражда, там нет и благословения Господня; а без благословения Господня какая может быть радость, какое довольство? Где обладает ненависть, происходит вражда между братьями, несогласие между детьми и родителями, ревность между мужем и женою, там какая клятва от Бога? какое осуждение от людей? какое смятение? какая мука? Святой апостол Иаков говорит: идеже зависть и рвение, там нестроение и всяка зла вещь (Иак. 3:16).

Что делать нам, братие, чтобы изгнать от себя вражду и злобу и поселить мир и согласие в наших семьях и обществах человеческих? Для этого никто из нас не должен никого оскорблять ни обидным словом, ни делом, и никому не должны мы завидовать, а напротив, каждый из нас должен иметь в сердце своем любовь к ближним, всем делать добро и быть довольным тем, что Господь посылает нам за наши труды. Ни про кого не должно также говорить худо и самых враждующихся стараться примирять. Тогда мы и врага – диавола отгоним от себя, и милость Господню приобретем; мы будем достойны называться сынами Божиими, как и Господь сказал в Своем Евангелии: блажени миротворцы, яко тии сыновe Божии нарекутся (Матф. 5:9). А как дорого для Бога и души христианской примирение враждующих, об этом я расскажу следующий пример из жития святых. Один пустынник пришел на некоторое время в скит. И как он не находил для себя особливой келии, то один из скитских старцев, имея у себя лишнюю келью, предложил ему занять ее, доколе он не найдет себе другой. К пришельцу стали приходить для беседы. Это не понравилось старцу, который дал ему свою келью. Он начал роптать и даже злословить его. «Я столько лет провел здесь в великом посте», сказал он ученику своему, «и никто не приходит ко мне; а этот пришелец только несколько дней живет здесь, – и все идут к нему. Поди и скажи ему, чтобы он оставил нашу келью“. Как же поступил ученик? Пришедши к пустыннику он сказал ему: «Отец мой желает знать, здоров ли ты?“ Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, чтобы он помолился обо мне; я немного болен». Ученик, пришедши к старцу своему, сказал, что пустынник нашел себе келью, и скоро отсюда выйдет. Спустя несколько дней, старец опять посылает ученика своего сказать гостю, что если он скоро не выйдет, то он выгонит его. Но ученик, пришедши к пустыннику, сказал: «Отец мой слышал, что ты болен, и послал меня навестить тебя“. Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, что я, по молитвам его, теперь здоров». Возвратившись ученик сказал старцу, что гость на этой неделе выйдет. Когда прошла неделя, а пустынник не уходил, то старец взял свой посох и пошел выгонять его. Но ученик и здесь нашелся, что сделать. «Подожди, отче, сказал он старцу, я пойду вперед и посмотрю, нет ли там кого из посторонних, чтобы не сделать соблазна». И пришедши к пустыннику, сказал ему: «Отец мой идет звать тебя на ужин». Услышавши это, гость поспешил навстречу к старцу и, кланяясь ему издали, сказал: «Не трудись, отче; я прииду к тебе». И чем же кончилось дело? Умиленный такою кротостью и добросердием пустынника, старец обнял и целовал его, как будто бы ничего не было между ними, и ввел его в свою келью. Угостивши и проводивши гостя, спросил ученика своего: «Ты не говорил ему, что я тебе приказывал?» «Нет», отвечал ученик. Обрадовавшись и познавши в своей вражде к пришельцу действие вражеской зависти, старец упал к ногам ученика своего и сказал ему: «Отныне ты отец мой, а я ученик твой, потому что чрез твое мудрое и благое действие спасены души обоих нас» (Пример. Благоч. стр. 77, 78, 79). Вот как поступают добрые люди! Они и сами со всеми живут мирно и враждующих примиряют. А мы, други мои, часто совсем не так поступаем. Услышим, напр., что сосед наш говорит про другого соседа нехорошие речи, и мы уже спешим передать эти речи тому, про кого они сказаны, и чрез эти речи сами поселяем между людьми вражду и злобу. А то, пожалуй, к чужим речам добавим и своих худых речей, чтобы скорее возмутить сердца человеческие и поселить между ними еще большую вражду.

Нет, други мои, своим немиролюбием и враждою кроме худа мы ничего себе не приобретем; мы и Бога прогневим и заградим себе путь в небесное царство. Лучше будем стараться жить с людьми так, как живут и поступают добрые люди. Будем стараться друг друга ничем не оскорблять, ни словом, ни делом, жить со всеми в мире и единомыслии, и Бог любви и мира всегда пребудет с нами (2Кор. 13:11). Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle