Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в 31-ю неделю по Пятидесятнице

(О душевной слепоте)

В евангельском рассказе об исцелении слепых говорится так: По Иисусе идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидов (Матф. 9:27). – Как хорошо и мудро поступили эти слепцы, что обратились к Иисусу Христу об исцелении от своей слепоты! Ибо только Иисус Христос, как истинный Бог, есть источник исцелений и всякой радости нашей. Иисус Христос спрашивает слепцов: веруете ли, яко могу сие сотворити? Слепцы отвечают: веруем, Господи! Тогда Господь, прикоснувшись к их очам, сказал: по вере вашей да будет вам. И слепцы прозрели, увидели своего Небесного Исцелителя и прекрасный Божий мир.

Мы, братие, по Господней милости, своими телесными очами видим своих ближних, всякие предметы земные и всякую красоту великого Божия мира. За все это мы должны воздавать славу и благодарение своему Господу. Но есть еще между нами люди, страждущие слепотою душевною; а душевная слепота для нас несравненно пагубнее, нежели слепота телесных очей. При слепоте очей телесных человек не видит света Божьего, нередко совращается с надлежащего пути и падает; а при слепоте душевной человек удаляется от путей, ведущих в царствие Христово, и идет в пропасть вечного ада. Об исцелении от этой слепоты мы всего более и должны заботиться. Об этой слепоте я хочу теперь, братие, повести с вами и мою речь.

В чем состоит слепота душевная? Она бывает разных видов. Напр., разные суеверия и предрассудки, заблуждения в вере, которых придерживаются некоторые христиане, что такое есть, как не слепота душевная? И сколько замечается у нас этой слепоты? Вот человек заболел; он тревожится и не знает, что делать: другого обокрали, обманули недобрые люди, с третьим иное случилось несчастье. А если когда, то в горестях и несчастьях к кому всего более и должен обращаться христианин со своею верою, молитвою и покаянием, как не к всемогущему Господу Иисусу Христу, Благодетелю рода человеческого. Но христианин нередко обращается не ко Христу Спасителю, а к разным знахарям и ворожеям, к людям темным, ничего не знающим, и у них ищет себе помощи и утешения в своих горестях. Не есть ли это слепота? Слепцы евангельские шли за Иисусом Христом и молились Ему: Помилуй ны, Иисусе, сыне Давидов! А у нас слепые душою, как бы так молятся: «помилуйте нас, знахари и ворожеи!» Господь всемогущий, прикоснувшись к очам слепых, сказал: по вере вашей да будет вам, – и слепцы прозрели. Что же делают знахари и ворожеи с людьми больными и бедствующими? Они приступают к разным нашептываниям, наговариваниям и заклинаниям, составленным из самых нелепых слов. Но какое же может быть исцеление или утешение для человека от нелепых слов? В правилах св. нашей церкви говорится, что все это есть обман, действо диавольское. А как не свойственно и грешно христианину обращаться за помощью к такому действу? Такой христианин именно слеп душою: он теряет веру свою в Бога, забывает Христа Спасителя, молитву и покаяние, и добрые дела. А вот от чего человек нередко остается в горе без утешения, в беде без надежды – от того, что живет без Бога в сердце, без молитвы сердечной, без добрых дел. Братие! С кем бы ни случилось какое горе и несчастье, обращайтесь всегда к своему Господу, без воли которого ничто не случается с нами в нашей жизни, и на Него возлагайте все свое упование. За вашу веру и усердную молитву Он или избавит вас от беды и несчастья, или же подаст вам свою помощь великодушно перенести их, просветит души ваши своею благодатью и утешит вас радостями вечными.

Есть еще губительная слепота, помрачающая душу христианскую. Это вражда, злоба на ближнего, ненависть и зависть. Кто одержим этою слепотою, какой тот есть христианин? В душе его нет страха Божия, нет милости и сострадания к ближнему, и ничего доброго не идет ему на ум; о том только он и думает, как бы сделать какое-либо зло ненавидимому им ближнему. А он не сознает и сознать не хочет, что враг диавол злобою и враждою помрачает его ум и сердце и ведет его во тьму кромешную и непросветимую. И верно сказал св. апостол Иоанн: ненавидяй брата своего во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма, ослепи очи ему (Иоан. 2:11). Что может изгнать эту душевную тьму и просветитъ нашу душу? Св. христианская любовь. О, как дорога и необходима всем нам эта любовь! Сколько света, радости и блаженства приносит она нашим душам! Она богата всякими добродетелями: долготерпением, милосердием, доброжеланием, смирением, кротостью, снисхождением, всепрощением, верою в Бoгa (1 Кop. 13:1–7), исполнением закона Христова (Римл. 13:10). Это свет поистине небесный, просвещающий ум и сердце христианина! Любовь соединяет нас с Богом, доводит до светлых обителей Отца Небесного; она на земле устрояет Божие царство. Св. апостол Иоанн учит: пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем (1Иоан. 4:16). Любяя брата своего, во свете пребывает и соблазна в нем несть (1Иоан. 2:10). Будем же всегда молиться Иисусу Христу: Иисусе, Сыне Божий! просвети души наши св. любовью!

Наконец, всякий грех и нераскаянность во грехах помрачает душу христианскую. И точно, кто живет во грехах и не кается, какая у того вера в Бога, какая молитва, какие добродетели, какая совесть? Нераскаянный грешник не стыдится грешить, не думает о Боге и о своей душе, не видит и не хочет видеть ни своей вечной погибели, не дорожит ни царством небесным, не страшится ни вечной тьмы кромешной. Вот душевная, губительная слепота! Посмотрите на грешника нераскаянного, и вы увидите, что он, точно, поражен слепотою душевною и погибает. Посмотрите, напр., на вора, который бродит по темным ночам, словно зверь какой и ворует. Есть ли в душе его Божий свет? Там тьма поистине пагубная! ибо у вора ни к кому нет жалости и милосердия; его совесть убита и нет у него страха Божия. Посмотрите на дела и жизнь развратника, пьяницы, обманщика, загляните в их души: и здесь та же пагубная тьма грехов. Что можно сказать о душах клеветников, сквернословов, людей гордых, досадителей отцам и матерям и подобных им людей? Души их покрыты поистине темным мраком грехов! Об этой духовной слепоте людей св. апостол так говорит: помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за невежество сущее в них, за окаменение сердец их (Ефес. 4:18). – Что ж из того, что мы своими телесными очами смотрим на красоту великого Божия мира, но мало или почти никогда не смотрим на Бога, не соблюдаем закона Христова и сами лишаем себя благодати Господней и радостей небесного царства? Что пользы называться христианином, а делами и жизнью удаляться от Христа, вечного, животворящего света нашего, и души свои помрачать всякими грехами и неправдами?

Братие христиане! Подобно евангельским слепцам сознаем и мы свою душевную слепоту и с усердною молитвою и твердою верою будем всегда молиться Иисусу Христу: Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас! Просвети своею благодатью душевные очи наши, помраченные грехами, и дай нам уразуметь Твои святые заповеди! – Молясь о сем Иисусу Христу, оставим свои темные дела и будем идти за Христом, исполнять Его учение. Иисус Христос и Его учение есть истинный, животворящий свет для наших душ. При этом свете мы несомненно дойдем до светлых обителей небесных, до вечных сокровищ Христова царствия. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle