Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 32-ю по Пятидесятнице о Закхее

Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти (Лук. 19:5).

В город Иерихон пришел однажды Иисус Христос. За Ним следовало множество народа. В это время и Закхей – мытарь пламенно желал видеть Небесного Учителя; но, будучи мал ростом, из-за народа не мог видеть Его. Но случилось, что на пути, по которому надлежало проходить Иисусу Христу, стояла смоковница. Он забежал вперед, взлез на это дерево, и оттуда увидал Господа. Господь подошел к смоковнице и, увидев Закхея, сказал ему: Закхей! слезь скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей поспешно слез и с радостью принял Его в свой дом. Народ, увидев это, стал роптать на Иисуса Христа, зачем вошел Он в дом к человеку – грешнику; ибо Закхей, будучи сборщиком податей, считался человеком неправедным. Что же Закхей? Став пред Иисусом Христом, он сказал Ему: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Господь сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама.

Из сего, братие, должны мы научиться, что нужно нам для того, чтобы соделать души свои приятными Богу и чтоб мог войти в них Сам Господь: мы должны подражать Иерихонскому Закхею. Закхей искал видеть Иисуса Христа и, будучи мал ростом, взлез на смоковницу, и удостоился не только видеть Господа, но и принимать Его в своем доме. И мы должны искать Иисуса Христа. Что значит – искать Иисуса Христа? Значит удаляться мирской суеты и греховных страстей, не позволяющих нам видеть животворящего света Божией благодати, стараться преодолевать все трудности и препятствия на пути к царствию небесному, умом и сердцем стремиться к Иисусу Христу, всей душой полюбить св. добродетели и учение Евангельское. Когда таким образом будем мы искать Господа, тогда и Он будет приближаться к нам своею благодатью; Он на нас обратит свой милостивый взор и скажет: души христианские! ныне у вас подобает Мне быть. Ибо Он Сам сказал в своем Евангелии: кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23). Да и Сам Господь, не хотящий смерти нашей, всегда ищет нас. Он недалече от каждого из нас. Он всегда стоит при дверях нашего сердца, и стучит, и если кто услышит глас Его и отворит дверь, к тому Он войдет (Апок. 3:20), т. е. Он ждет от нас только истинной веры и нашего обращения к Нему. Тогда-то, говорю, и Он не замедлит войти в наши души и освятить их своею благодатью. Тогда в душах наших водворится неизъяснимая, небесная радость, подобная той радости, которою радовался Закхей, когда в доме его находился Господь.

Но обратимся опять к Иерихонскому Закхею. Как сборщика податей, который обижал ближних и приобретал имение неправедным образом, его все почитали великим грешником. Но какую крепкую веру в Бoгa, какое высокое покаяние и исправление жизни являет этот грешник пред сердцеведцем – Богом! Видя пред собою и в своем доме Того, во власти Коего самое царство небесное, он раскаивается пред Ним в своих грехах, и все его богатство земное уже не занимает его. Он ищет одного своего спасения, желает обогатить себя сокровищами небесными, ради которых отдает нищим половину своего имения, а кого чем обидел, тому обещается возвратить вчетверо. Вот почему Господь, пришедший в мир взыскать и спасти грешного человека, вошел в дом Закхея. Видя его истинное покаяние и всецелое обращение к Богу, Господь подает ему истинное и полное прощение. Ныне пришло спасение дому сему, сказал ему Господь. И мы, братие, не без греха. Для приобретения имения мы нередко прибегаем к хитрости, насилию и обману. Иногда мы обижаем ближних в купле и продаже; иного обмерим и обсчитаем, у иного отнимаем кусок хлеба другим несправедливым образом, а иному наносим иную какую-либо обиду; нередко предаемся порокам и развращенной жизни, и, следовательно, заслуживаем осуждения от Бога и от людей. Сознавая себя грешниками, иногда и мы обращаемся к Богу с покаянием, приходим к духовному отцу на исповедь и рассказываем ему свои грехи. Но мы должны помнить, что для спасения вечного недовольно того, чтобы только сознаться во грехах; истинное покаяние требует, чтобы мы не только перестали грешить, но по примеру Закхея постарались загладить грехи свои добрыми делами, удовлетворили нами обиженных вдвое и вчетверо, чтобы в душе нашей, не оставалось ни одной неправды. Тогда-то и нам скажет Господь: «ныне пришло спасение вашим душам“.

Но, бр. мои! Мы не всегда имеем возможность возвратить нами обиженным вдвое и вчетверо, не имеем иногда возможности и что-либо возвратить. Что же делать нам в таком случае? Как изгладить свои грехи и неправды? Мы похвально сделаем, если, раскаиваясь пред Богом, пойдем к своему ближнему и скажем ему от чистого сердца: «я обидел тебя тем-то и тем-то, ни чем не могу тебе воздать, ради Бога прости меня.» Мы и тогда сделаемся достойными неизреченного слова Господня: ныне пришло спасение вашим душам.

Но сколь часто наше самолюбие препятствует всецелому обращению нашему к Богу и нашему спасению! Иногда мы имеем возможность возвратить нами обиженному по крайней мере то, что нами отнято у него несправедливым образом и удовлетворить его за обиду; но чтобы не унизить себя, не только не хотим ничем удовлетворить его за обиду, не хотим даже и сказать ему: прости меня за обиду, я не буду больше обижать тебя. И безродным нищим, больным и калекам, и другим бедным людям, для которых Закхей не пожалел и половины своего имения, мы не только отказываемся помочь и послужить, но часто с пренебрежением отвечаем на их горькую просьбу: «идите от нас, Бог подаст.»

Если мы, бр., будем так поступать и следовать своему грешному самолюбию, то наша вера будет мертвая, покаяние будет не истинное, наше обращение к Богу будет холодное, мы будем далеки от своего спасения; ибо мы не ищем Иисуса Христа, как искал Его Закхей. Недостойны мы поэтому и того, чтобы Господь вошел в дом нашей души и наградил нас своею благодатью. Закхею Господь сказал: «ныне пришло спасение дому сему,» а нам Он, в день страшного суда своего, за нашу нераскаянность скажет: ныне пришла вечная погибель вашим душам.

Братие, христиане! Для нас приближается время св. великого поста, когда каждый из нас всего более должен позаботиться об очищении души своей от грехов истинным покаянием, чтобы в таинстве св. причащения под видом хлеба и вина принять в дом своей души самого Иисуса Христа. Будем же подражать Иерихонскому Закхею в его покаянии и обращении к Богу. Св. Церковь для того и определила читать ныне Евангелие о Закхее, чтобы приготовить нас к св. посту и научить нас тому, как должны мы каяться во грехах. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle