Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю Мытаря и Фарисея

Человека два внидоста в церковь помолитися: един фарисей, а другий мытарь (Лук. 18:10).

Нынешнее Евангелие указывает нам на двух человеков: один из них был фарисей, а другой мытарь. Оба они пришли в церковь и стали молиться. О чем же они молились? О чем молился, напр., фарисей? О том ли, чтобы Господь простил ему грехи и помог делать добрые дела? Совсем нет. Почитая себя человеком праведным, он только выхвалял себя пред Богом, а других унижал и осуждал. «Боже! благодарю Тебя, говорил он, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь я два раза в неделю: даю десятую часть от всего, что приобретаю.“ Совсем не так молился мытарь. Почитая себя великим грешником, он стал вдали, у самого церковного порога, не смел даже очей возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, с сокрушенным и смиренным сердцем говорил: «Боже! милостив буди мне грешнику.“ Чья же молитва была угодна Богу? Господь сказал: «мытарь пошел оправдан в дом свой, а не тот фарисей; ибо всяк возвышающий сам себя унизится, а унижающий себя возвысится.“

Вот что значит, други мои, человеческая гордость, осуждение и унижение кого бы то ни было! Гордость и осуждение ближних погубляют наши добродетели. Напротив смиренная молитва и чистосердечное покаяние из великого грешника делают человека праведником пред Богом. Фарисей, сказали мы, постился и давал милостыню бедным. И Господь наш любит пост и всякое доброе дело. Но если мы хвалимся своими делами, гордимся пред другими и осуждаем их, то мы делаемся уже не праведниками, а злыми и недобрыми пред Богом и людьми. Св. люди не так постились и делали добро людям, как постился и делал добро евангельский богомолец фарисей: они всю свою жизнь проводили в посте и добрых делах, но и они почитали себя великими грешниками, часто дни и ночи плакали о своих грехах. Кто, напр., был св. Ефрем Сирин? это был великий праведник пред Богом, несравненно праведнее всех древних фарисеев. Но с каким смирением молился он Богу! Он молился: «Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего“. И так, и самого великого грешника христианин не должен осуждать, чтобы не быть осужденным от Бога.

Но обратимся опять к Евангельскому богомольцу фарисею. Он постился и десятую часть имения своего отдавал в церковь и на бедных. Плохо только он сделал, что восхвалил себя пред Богом, возгордился своими добрыми делами и осудил других. Но мы, други мои, кажется, и фарисея превзошли. Чем превзошли? спросите вы. А вот чем: фарисей постился два раза в неделю, а мы и в самый великий пост часто не постимся, и в великий пост не стыдимся предаваться невоздержанию, пьянству и разгулу. Ругательство и сквернословие нередко приходится слышать и от самих отцов, и от их детей. Гнева, злобы и зависти мы почти не стараемся укрощать. Фарисей известную часть имения своего отдавал на бедных. А мы разве только изредка подадим кусок хлеба нищему, а то, пожалуй, и дверь свою затворим от него, или же постараемся постучать ему в окно своего дома, чтобы поскорее отошел от нас и не беспокоил нас. Не уступаем мы фарисею и в осуждении ближних. Будучи сами всегда во грехах, мы то и дело злословим и унижаем своих ближних. Каяться во грехах своих мы не думаем, молиться Богу часто ленимся, а когда соберется где какая компания, то осуждению там часто нет конца. Там мы непрошеные и не званые судим и рядим, что только придет нам в голову, наговорим всего нехорошего, про кого только вздумаем. Фарисей подавал жертвы свои в церковь. А мы какие жертвы приносим для Божией Церкви? Как какие? возразит кто-нибудь. Мало ли мы свечей приносим в Церковь? Мало ли денег опускаем в церковный кошелек? Сын Церкви Христовой! Рассуди по божьему и по чистой совести, какая это жертва? какие наши свечи? Сколько есть у нас таких жертвователей, которые не хотят даже и свечи купить в Божией церкви, как будто они за что-то гневаются на свою Церковь! Они стараются купить свечу не в Божией Церкви, а у торговцев – обманщиков, хоть и похуже, не из чистого воска, да лишь бы подешевле, чтобы и в самую церковь не передать лишней копейки. На пропой и разные пустые дела некоторые из нас не жалеют рублей и десятков рублей, а когда нужно подать на Церковь Божию, то скупятся опустить в церковную кружку и несколько копеек, а иные и копейки не опустят. «Церковь, говорят они, и без нас богата“. И так, если фарисей и с добрыми делами за свою гордость и осуждение ближних не оправдался пред Богом, то чего ожидать нам за свои беззакония, за всякое осуждение и неправды, как не вечного осуждения?

Братие христиане! С нынешнего дня св. Церковь начинает приготовлять нас к посту и покаянию. И вот притчею о мытаре и фарисее она научает нас смиренной молитве, искреннему и чистосердечному покаянию во грехах. Указывая нам на смиренного мытаря, она научает нас, что милосердый Господь не хощет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился от злаго своего пути и жив был во век (Иезек. 33:10). В богодухновенной псалтире царя Давида написало: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50:19). Сознаемся же и мы в своих грехах и будем молиться и каяться пред Богом так, как молился и каялся смиренный мытарь: Боже? милостив буди нам грешным. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle