Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение 3-е на молитву преп. Ефрема Сирина

Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Вот какого высокого смирения требует от христианина истинное покаяние! Он не должен смотреть на то, кто как живет и как согрешает. Он должен чистосердечно признавать только одни свои грехи, только свою виновность пред Богом, осуждать не других, согрешающих, а только самого себя. И это искреннее признание и самоосуждение есть высочайший дар Божией благодати. Без сего дара покаяние наше не будет истинное. Только Божия благодать разгоняет нашу греховную тьму, просвещает наш ум и дает нам видеть все обнищавшее наше сердце. Для сего-то св. Церковь научает нас молиться: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Даруй ми зрети моя прегрешения. Когда грешник начнет испытывать свою совесть, внимательно рассматривать свою жизнь и дела, тогда невольно приходит в страх и трепет. Он познает бедность своей души, свои грехи и неправды, которыми оскорблял он правосудного Бога и своих ближних, познает суету мира и гибель греховной жизни. Сознавая свое не достоинство, он начинает сокрушаться о своих грехах и осуждать себя пред Богом и своею совестью. Я недостоин называться Твоим сыном, взывает он к Отцу Небесному, прими меня, как наемника. И чтобы скорее получить отпущение грехов и соделать душу свою жилищем Божией благодати, он в глубоком смирении повергается пред Богом и ищет спасительного врачевания для своей души в таинстве покаяния. С верою и упованием взирая на всесильную кровь Сына Божия, на кресте пролитую за спасение мира, он исполняется отрадною надеждою на великое Божие милосердие. И таким образом, в слезах покаяния, как в купели крещения, омываясь от грехов, он получает оправдание от Самого Иисуса Христа и восстановляет в себе потемненный образ Божий; в душе его водворяется Божие царство (Лук. 17:21; Римл. 14:17), а на небесах между ангелами происходит о нем великая радость (Лук. 15:10). Вот спасительные плоды чистосердечного признания грехов! С таким сознанием раскаивались пред Богом согрешивший Давид, блудный сын, смиренный мытарь, ап. Петр, Мария Египетская. Но что скажем мы о своих грехах? И каково наше покаяние? Грехи наши тяжки и бесчисленны. Мы не имеем ни времени исчислить, ни слез оплакать их. В нашем сердце есть и такие грехи, коих мы часто не замечаем и вспомнить не можем, тогда как они удаляют нас от Бога и нашего спасения. С другой стороны от беззаконных дел наших заглушается совесть наша, часто помрачается рассудок, воля и сердце развращаются. От того, сами по себе, мы не можем всегда видеть всех своих грехов и иметь искреннего в них раскаяния. Некоторые из нас привыкли даже оправдывать и извинять свои грехи, не хотят сознать и малейших своих грехов. Некоторые, напр., придя к духовному отцу на исповедь и став пред св. Евангелием и крестом, вместо того, чтобы открывать свои грехи, часто молчат, как будто язык их связан, а иные прибегают к лукавству и обману. «Бог знает, чем мы грешны, говорят одни. Мы ни в том, ни в другом не грешны, отвечают другие. Мы грешны, изъясняют иные, да не знаем чем; что ступил, то согрешил». Таково часто бывает наше покаяние! Лукавое и неприятное Богу, оно только умножает тяжесть наших грехов. От того-то и молитвы наши бывают безуспешны и пост наш неприятен Богу. И мы, не имея в душе своей Божия страха, более и более приближаемся к вечной погибели. Чтобы избежать нам вечной погибели за свою нераскаянность, будем всегда размышлять о том, что и когда делаем худое, какие имеем худые помыслы и желания. Помышляя о грехах, будем усердно молить Бога, чтобы Он разогнал нашу греховную тьму, ниспослал нам дар Своей благодати – искреннее, чистосердечное признание наших прегрешений: дабы мы, видя всю бедность своей души, осуждали самих себя пред Богом и нашею совестью, и как больные, поспешали к Небесному Врачу – Иисусу Христу и искали Его помощи в таинстве покаяния.

И не осуждати брата моего. Тяжкий грех есть осуждать ближних. И Бог, и люди не любят человека, осуждающего ближних. А между тем ничем столько мы не занимаемся, как осуждением наших собратий. Вместо того, чтобы сокрушаться и молиться о грехах и слабостях своих, о чужих грехах мы часто непрошенные и незванные, без всякого стыда рассказываем с полною подробностью, судим и рядим, что только придет нам на ум. Мы даже бываем иногда как бы довольны тем, когда успеем своим злоречием оклеветать и опорочить своего собрата, который, быть может, и по уму, и по жизни своей несравненно лучше нас. Что ж, после сего, будут значить пред Богом наши добрые дела? Что будет значить наше говение, пост и молитва, коленопреклонение и милостыня, хождение в храм Божий? Конечно, всякое доброе дело, само по себе, Богу приятно. Но если мы злословим и унижаем наших ближних, то мы не только губим свои добродетели, но делаемся противными Богу. Ибо по каким причинам осуждаем мы ближних? Или по гордости и злобе, или по зависти и легкомыслию, или по злой привычке. Таким образом, осуждая ближних, мы сами делаемся злыми и низкими пред Богом и людьми; ибо мы поступаем против власти Божией и любви христианской. Только один Бог имеет власть судить человеков, а нам повелел Он не судить, а любить всех, даже и врагов наших. Да и что значат все наши осуждения? Можем ли мы слабым умом своим видеть и знать, судить и решать чужие дела так, как видит и знает, судит и решает их Господь? Мы замечаем, что ближний наш согрешает, знаем его слабости; но разве ему невозможно быть лучше нас и сделаться праведным? В то время, когда мы осуждаем его, он, быть может, стоит пред Богом, сокрушается о своих грехах, и Господь, по Своему милосердию, прощает все его грехи. Посмотрим на Марию Египетскую, преподобную Евдокию, ап. Павла. Кто они такие? Все они из грешников сделались великими праведниками, и житием своим уподоблялись св. ангелам. Но послушаем вопрошающего св. апостола: ты кто ecu судяй чуждему рабу? Всякий человек не твой раб; он раб Господа, и потому, своему Господеви стоит он или падает (Римл. 14:4). И не достойны ли мы сами за свои беззакония строгого Божия суда? И однако, Господь доселе нас милует, ожидая нашего покаяния и исправления. Но беда наша та, скажем опять, что мы почти никогда не думаем о своих грехах. Мы только смотрим на своих собратий и стараемся замечать в них малейшие прегрешения, тогда как в себе извиняем преступления тягчайшие и даже не примечаем их (Лук. 6:41). Но что говорит слово Божие таковым судиям? Безответен ecu, о человече, всяк судяй, имже бо судом судиши другаго, себе осуждаеши, таяжде бо твориши судяй (Римл. 2:1).

И так, чтобы покаяние наше было истинное и угодное Богу, будем всегда обращать должное внимание на свои худые дела и помыслы, осуждать самих себя, а не ближних наших, и взывать к Богу с сокрушенным сердцем: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle