Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение готовящимся к исповеди

В настоящие минуты, когда вы готовитесь к исповеди, я хочу сказать вам, братие, о том, как дорого и спасительно для грешника истинное покаяние. Когда грешник принесет истинное покаяние в своих грехах, тогда он, по милосердию Божию, немедленно делается чистым пред Богом, душа его делается светлою, как свет небесный, и чистою, как золото. Хотите ли убедиться в этой истине? Выслушайте со вниманием следующий поучительный пример.

В Египте, в 4-м столетии по Рождестве Христовом, подвизался препод. Павел Препростый, имевший от Бога дар прозрения. Однажды пришел он в некоторый монастырь, остановился у церковных дверей и стал смотреть, кто в каком состоянии входит в церковь. Была вечерня. Все входили в церковь со светлым лицом и душою просвещенною. Вместе с каждым из братии входил и радовался и его Ангел-хранитель. Но одного брата видел он входящего с лицом темным и душою помраченною, – окруженного бесами, из которых каждый влек его к себе, а св. Ангел-хранитель его шел за ним издали и плакал. Увидев сие, св. опечалился и горько заплакал о погибшем брате. От огорчения не вошел он и в церковь, но сидел у церковных дверей и плакал. Когда окончилась вечерня, братия выходили из церкви такими же, какими и входили, – осияваемые божественным светом. Увидел он и того брата, который был прежде темен и мрачен душою. Но вот, – лицо его, как бы лицо ангела, и благодать св. Духа кругом осеняла его. Ангел-хранитель его радовался, поддерживал его под руку, а бес издали рыдал и не мог приблизиться к нему. Препод. Павел возрадовался, остановил брата и спрашивал его о причине внезапной его перемены. Тогда инок рассказал о себе следующее: «Я, сказал он, весьма грешен. Много лет прожив в нечистоте, пришедши сегодня в церковь, услышал чтенного пророка Исаию, лучше же сказать – самого Бога, говорящего чрез него: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, научитеся добро творити, и аще будут греси ваша яко багряное, яко снег убелю их (Ис. 1:17, 18). Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне душевные очи, познал я свое окаянство и погибель и, вздохнув, сказал в уме своем: Ты – Бог, пришедший в мир спасти грешных, что ныне сказал Ты чрез пророка своего, то исполни на мне самым делом. Вот я обещаю не делать с сего времени, при помощи Твоей, ничего злого, но отвергнусь всякого беззакония, и отныне поработаю Тебе, Владыко, чистою совестью, только Ты Сам прими меня кающегося и не отринь припадающего. С сими обещаниями, сказал инок, вышел я из церкви и положил в своем сердце больше не грешить пред Богом. (октябр. 4). Вот, братие, истинное покаяние!

Теперь обратимся к себе самим. Всякий день и всякий час должны мы каяться в своих грехах. Но если когда, то теперь, когда мы приходим в Божию церковь и готовимся к исповеди, надлежит нам омыть грехи свои истинным покаянием и положить в сердце своем больше не грешить пред Богом. Но как мы каемся в своих грехах? Вот в церковный колокол заблаговестили к исповеди. Божия церковь, как Божий рай, для всех отворена, и вы приходите на исповедь. Что же творится у нас в церкви до исповеди? Горько и вспоминать об этом, братие. Забыв Божий страх, одни из нас заводят непристойные разговоры, некоторые постники и постницы начинают кого-либо осуждать и хулить, а иные производят смех, хохот и шум. И теперь судите о том, какие на самом деле наши души! Ах, с прискорбием нужно сказать, что и наши души бывают не менее темны и мрачны, как была темна и мрачна душа грешного инока. И нас окружают демоны и влекут к себе, как они окружали и влекли к себе грешного инока. И св. Ангел-хранитель отдаляется и от нас, и плачет о погибели наших душ, как он отдалялся и плакал о погибавшем иноке.

Преп. Павел Препростый не вошел и в церковь, когда увидел грешного инока, окруженного бесами, но сидел вне церкви и плакал об иноке. Ах, надлежало бы и нам не входить в Божию церковь, но прежде всего подумать о своих грехах и оплакать их. Но нам все как-то не хочется расстаться со своими грехами: мы хотя и приходим в церковь, но слышанное нами здесь слово Божие не умиляет наших душ, и мы почти никогда не думаем о своем покаянии и исправлении. И вот, наделав в Божием храме разных непристойностей, некоторые из нас подходят и к исповеди. Но что это за исповедь? Став пред св. крестом и евангелием, они с холодностью и кое-как скажут несколько грехов, да и то на вопросы духовника, а иные даже и совсем молчат, как будто язык их связан. И этим оканчивается вся их исповедь. Что же далее? Едва только отойдут они от исповеди, как начинают грешить, опять начинают судить своих ближних.

Что же, теперь, значит наша исповедь? И что увидел бы преп. Павел Препростый, если бы он пришел и посмотрел на нас в то время, когда мы приходим в церковь на исповедь и выходим из церкви? Как до исповеди, так и после исповеди нашей, он увидел бы нас с темными и помраченными душами, увидел бы около нас темный полк лютых демонов, радующихся о нашей нераскаянности, и он неутешно бы плакал о погибели наших душ.

И так, братие, готовясь к исповеди, старайтесь принести в своих грехах покаяние истинное и положите в сердце своем больше не грешить пред Богом. Если кто имеет привычку лгать и обманывать, сквернословить и осуждать ближних, воровать и пьянствовать, божиться напрасно и под. сему, решитесь более не делать сего, и при помощи Божией послужите всеблагому Богу. Тогда благодать св. Духа осенит всех вас, как она осеняла раскаявшегося инока. И св. Ангел-хранитель ваш будет радоваться о вас, всех вас будет охранять от всякого зла, и страшные демоны не могут приблизиться к вам. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle