Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам, готовящимся к исповеди и св. причащению

Если бы нам дано было, бр., знать, что в наше село прибудет государь, чтобы мы тогда сделали? Мы тогда постарались бы выместь и выбросить из домов и возле домов всякую нечистоту, постарались бы, как можно лучше, украсить свои дома, очистили бы и те дороги, по которым будет идти царь, и сами мы оделись бы в чистые и новые одежды, и с радостью ожидали бы царского прихода.

Но бр. мои! Вы теперь ожидаете к себе не земного царя, а Царя Небесного, Который над всеми царями и над св. ангелами есть один во всей вселенной Царь. Это есть Господь наш Иисус Христос, который хочет войти в наши души, чтобы жить с нами неразлучно; а Его бесценный дар, который Он для всех нас приготовил, есть Его пречистое Тело и Кровь. Радостно для нас пришествие и земного царя; но несравненно радостнее пришествие Царя Небесного. Как же мы должны приготовлять себя к принятию Иисуса Христа, Его пречистого Тела и Крови? Об этом теперь и побеседуем.

Когда вы убираете дома свои к какому-нибудь великому празднику или, примерно сказать, для принятия царя земного, то вы так говорите: «выбросьте поскорее вон этот мусор и нечистоту, выбелите и вымойте получше весь дом, украсьте его картинами и цветами, накурите хорошим ладаном, чтобы царю было приятно, умойтесь и оденьтесь все в чистые одежды, чтобы царь вас похвалил.“ Не тем ли более должны мы стараться о том, чтобы убрать и очистить от всякой нечистоты свои души – эти дома, в которые желаем принять Иисуса Христа? Душевною же нечистотою называется всякое худое наше дело и помышление, всякое худое наше слово и желание. А кто из нас чист от греха? Загляните в свои души, рассмотрите их со вниманием, и вы не мало найдете в них всякой греховной нечистоты. У одного душа замарана сквернословием, злопамятованием, обманом и неправдою; у другого – немиролюбием, клеветою, осуждением ближних, враждою, ненавистью и завистью; у иного – пьянством и воровством, непочитанием родителей, старших и начальствующих. И нет между нами человека без греха. И вот теперь милосердая матерь наша, св. церковь, как бы так говорит нам: чада мои возлюбленные, кровью Христовою искупленные, добра вам желаю – душевного спасения! Мой и ваш Бог и Царь – Иисус Христос идет к вам со всеми дарами Своей любви и благости. Но прежде, нежели примите вы Его в дома ваших душ, – постарайтесь эти дома очистить от всякой греховной нечистоты. Бросьте поскорее все ваши греховные привычки, чтобы они не чернили ваших душ, и украсьте души ваши св. добродетелями. Словом: кто сознает за собою какие грехи и слабости, маловажные ли они, или тяжкие, – постарайтесь поскорее исправиться, обновиться, чтобы приготовить души свои для принятия небесного Царя – Иисуса Христа.

Но как выбросить всякий грех – эту нечистоту, помрачающую душу? Каким способом обновить и украсить свои души, чтобы они были приятны для Иисуса Христа? Та же св. церковь сама нам в этом помогает. Она заповедует нам прежде всего говеть, поститься и молиться, призывает нас в храм Божий на молитву, повелевает нам класть поклоны, подавать милостыню бедным, примиряться с ближними, напоминает нам о грехах наших, чтобы этим размягчить и привести в сокрушение наши огрубевшие сердца. Для совершенного же очищения и обновления наших душ св. церковь предлагает нам спасительное средство в таинстве покаяния, или устной чистосердечной исповеди пред духовным отцом. В этом таинстве над грешником совершается великое Божие чудо. Когда грешник чистосердечно расскажет пред духовником все свои грехи и решится вперед жить добродетельно, тогда он получает полное прощение грехов от Самого Бога, благодать Божия обновляет и просвещает его душу и покрывает его одеждою оправдания. А сколько радости бывает на небесах между св. ангелами, когда увидят они кающимся грешника. Радость сия по истине великая и неизреченная! Вот какую великую благодать получаем мы в таинстве покаяния!

И так, братие, если желаете принять в свои души Небесного Царя – Иисуса Христа, Его пречистое Тело и Кровь, то постарайтесь прежде всего чистосердечно рассказать все ваши грехи пред духовным отцом. Не хорошо поступают те христиане, которые утаивают грехи свои на исповеди. Они обманывают не человека, а Самого Бога, Который все видит, все слышит и знает, и таким образом сами удаляют себя от вечного царствия Божия. Что из того, что ты подойдешь к духовнику, – постоишь пред ним, посмотришь на крест и евангелие, скажешь что-нибудь невнятно, неопределенно, да и пойдешь обратно? Что из того, что ты, придя на исповедь, вместо того, чтобы открывать свои греховные раны, врачевать и очищать душу свою от греховной нечистоты, начинаешь запираться и говорить: не грешен, в том и другом не грешен, не знаю, не помню своих грехов. Что, говорю, из этого? Как приходил ты со грехами, так еще с большими грехами отходишь, еще больше чернишь свою душу. Ты отдаешь себя на посмеяние врагу своему – диаволу, который того только и желает, чтобы христианин удалился от Бога и закосневал во грехах, как в смрадном болоте. И если ты с такою нераскаянностью, с такою огрубевшею душою и помраченною совестью решишься подойти к св. чаше, чтобы принять Тело и Кровь Христову, то будь уверен, что Христос Святейший отвратится от тебя, как от смрадного трупа и, как нечестивого раба, предаст тебя строгому суду, как Иуду предателя. В святом писании сказано: ядый и пияй недостойне Тело и Кровь Христову, суд себе яст и пиет (1Кор. 11:29). Даруй же вам, Господи, принести покаяние истинное, а с покаянием принять и божественное причащение во оставление грехов и в наследие вечного царствия Божия. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle