Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение пред Св. Причащением

Со страхом Божиим и верою приступите.

В настоящей седмице вы, братие, говели, ходили в Божию церковь, постились и молились, были на исповеди, каялись в своих грехах, а теперь, по Господней милости, вы приступаете к принятию святых таин Тела и Крови Христовой. С каким же расположением души должны мы приступать к сему великому таинству? Сему нayчает нас Св. Церковь. Она взывает ко всем нам: «со страхом Божиим и верою приступите».

«Приступите со страхом Божиим». – Помыслим со вниманием, где мы теперь? пред кем предстоим? к чему приступаем, и кто мы? Место, где предстоим мы, – земля свята есть (Исх. 3:5); сие место освящено схождением Святого Духа, невидимым присутствием Божиим, совершением великого Таинства, на которое – самые Ангелы не могут смотреть без страха и трепета. Это есть дом Божий, жилище вечного Бога, место нашего спасения.

Если же самое место так свято, то как свят и велик Тот, Кто освящает сие место своим присутствием! Это есть Тот великий Бог, который всемогущим словом Своим сотворил небо и землю и по Своей премудрой воле всем управляет. Это есть тот святейший Бог и Судия, Который придет судить живых и мертвых, и пред Которым все мы должны явиться на Его страшный суд и отдать отчет во всех наших делах и помыслах.

Велик и свят наш Бог. Велик и свят и Его небесный дар, который мы намереваемся принять теперь устами нашими. Это есть то пречистое Тело, которое Иисус Христос, ради нашего спасения, принял на себя от Пресвятой Девы Марии; то самое Тело, в котором Господь пострадал и умер на кресте за грехи всего мира, воскрес в третий день, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца на престоле вечной славы. Это есть та самая святейшая Кровь Богочеловека, которая из пречистых Его ребр, во время страданий на кресте, излилась за жизнь и спасение мира.

И после сего всякий из нас должен понять, с каким страхом и благоговением должны мы предстоять в доме Господнем, пред Богом святейшим! С каким страхом и благоговением должны мы приступать к принятию Его небесного дара – Тела и Крови Христовой!

Блажен тот христианин, который приемлет сие Тело и Кровь с чистою душою; он соделывается храмом Духа Святого, престолом вечного Бога. Святейшее Тело и Кровь Христова освящают и оживотворяют всего человека. Человек соединяется со Христом, а Христос с человеком; человек делается другом св. Ангелов и наследником вечного царства Божия. Сам Господь сказал в Своем Евангелии: «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Иоан. 6:56), «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (ст. 54).

Но братие мои! Достойны ли мы святейшего дара – Тела и Крови Христовой? Ибо кто мы, предстоящие в доме Господнем, пред престолом вечного Бога? Земля и пепел, в беззакониях зачатые, во грехах рожденные, преступники святого закона Господня. Сказывает св. апостол: «Ядый и пияй недостойне Тело и Кровь Христову, суд себе яст и пиет“ (1Кор. 11:29). А мы являемся во грехах, недостойно предстоим у престола Божия. Как же мы нечистые и недостойные, приступим к святейшему Богу и Его святейшему дару? И можно ли нам не страшиться за свои грехи, за свое недостоинство пред Богом? Но, помышляя о своем недостоинстве никто да не отчаивается в великом милосердии Божием. Иисус Христос по своей любви благоволил пострадать и кровь Свою пролить на кресте для спасения грешных людей, чтобы недостойных соделать достойными пред Богом. И Он сказал чрез пророка своего: «не хощу смерти грешника, но еже обратися нечестивому от пути своего и живу быти ему“ (Иезек. 33:11). Он хочет от нас искреннего раскаяния во грехах, хочет, чтобы мы всецело сознали свое недостоинство и с глубоким смирением сами себя осудили пред Богом. А чем более кто осуждает себя пред Богом и смиряется пред Ним, тем более и Бог того оправдывает и возвышает. И чем более кто сокрушается о своих грехах и признает себя недостойным Св. Причащения, тем более тот приближается к Богу и делается достойным Св. Причащения. И потому, со страхом Божиим, со смиренным раскаянием во грехах, приступите ко Св. Причащению.

Вместе с Божиим страхом и смиренным раскаянием во грехах, св. церковь требует от нас еще твердой веры в Искупителя нашего Иисуса Христа и Его Евангельское учение. И сия-то вера спасает всякого кающегося грешника, из недостойного соделывает достойным. Сам Господь сказал: «веруяй в Мя, имать живот вечный“ (Иоан. 6:47). С сею-то верою должны мы приступать и к св. чаше, к таинству Тела и Крови Христовой. Сие таинство для нашего ума человеческого непостижимо. Но св. церковь и Христос Искупитель наш заповедует нам веровать, что в св. чаше, под видом хлеба и вина, таинственным образом присутствует Сам Иисус Христос, присутствует истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, действием Св. Духа, хлеб прелагается, пресуществляется в то истинное Тело, в котором Господь родился, пожил на земле, пострадал и умер на кресте, а вино – в истинную Кровь Христову, которая излилась на кресте за жизнь и спасение мира. Сие самое Тело и Кровь Христова, для нас и для всего мира, есть Божественная пища на пути в царствие небесное. Без этой Божественной пищи, если бы мы обладали и всеми сокровищами земными, мы будем гладны и даже мертвы душою и не дойдем до светлых сокровищ царствия небесного. Сам Иисус Христос сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крови Его, живота не имате в себе“ (Иоан. 6:53).

Братие христиане! Вот отверзутся царские врата и вы увидите пред собою чашу, содержащую в себе Тело и Кровь Христову. В сии священные минуты удалим от себя все земное и с сокрушенным и смиренным сердцем, со страхом Божиим и верою, вознесем теплую молитву к Богу: Господи! мы недостойно причащаемся Тела и Крови Твоей, но, на щедроты Твои уповая, приходим к Тебе и смиренно молим: удостой нас причаститься пречистых Твоих Таин во оставление наших грехов и жизнь вечную. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle