Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 1-ю св. вел. поста, – Православия

В нынешнюю неделю св. Церковь совершает празднование в честь св. икон. Почему установлено сие празднование, и при том на первой неделе Великого поста? Вот почему: в VIII столетии по Рождестве Христовом в царстве греческом были нечестивые цари – Лев Исаврянин, Константин и Лев Копронимы, которые воздвигли гонение на св. иконы.

В сие-то время, дорогое сокровище и украшение Христовой Церкви – св. иконы выбрасывались из Божиих храмов и домов христиан. Нечестивые иконоборцы делали над ними всякие наругательства и сожигали их. А тех христиан, которые поклонялись св. иконам, предавали разным мучениям: одних заключали в темницу, других бросали в море, иным отрубали руки и ноги, а иным отрезали язык и выкалывали глаза. И такое гонение на св. иконы продолжалось более ста лет. Но Господь не допустил врагу Христовой Церкви восторжествовать над православными христианами и св. иконами. В 842 г., когда умер последний иконоборец царь Феофил, супруга его, христолюбивая царица Феодора, убежденная патриархом Мефодием, как в самом Царьграде, так и во всем царстве своем, торжественно восстановила почитание св. икон. Иконоборцев собор пастырей Церкви предал проклятию и отлучению от Церкви, а св. иконы с подобающею честью и торжеством внесены были в храм Божий. Это самое торжество происходило на первой неделе Великого поста. С тех пор, ежегодно, в воскресенье на первой неделе Великого поста, св. Церковь воспоминает сие торжество. От того и эта неделя называется неделею Православия.

Посмотрим теперь, други мои, на самих себя. Не унижаем ли и мы св. икон? Всегда ли мы воздаем им должное почитание? «Да разве мы еретики какие?“ пожалуй, иные скажут. «То были нечестивые еретики, которые не почитали св. икон; а мы люди православные, св. иконы почитаем и поклоняемся им. Мы ставим пред иконами свечи, служим пред ними молебны, читаем акафисты». Да, други мои, почитать св. иконы, точно, есть дело христианское и спасительное для нас. Но нельзя не сказать, что и мы не всегда воздаем должное почитание св. иконам. Какое, напр., почитание св. икон, когда ты, стоя пред св. иконою, не крестишься и не молишься, а так как-то махаешь только рукою, как-то киваешь только головой, да и самой иконы иногда пред собою не видишь? А это, напр., какое почитание св. икон: войдешь в иной христианский дом, посмотришь в тот угол, где стоят св. иконы, и какое пренебрежение! Св. иконы содержатся в нечистоте и неопрятности, покрыты пылью и паутиною, так что иногда не видно и св. лика. А в иных домах, на божнице, за св. иконами можно видеть дратву, смолу, шилья, щетину и даже карты. Какое это почитание св. икон?

Св. иконы для нас суть как бы книги, написанные вместо букв лицами св. Божиих, угодивших Богу верою и добрыми делами. По этим книгам можно читать не только грамотному, но и неграмотному. Один простой взор на св. икону должен поселять в душе нашей благоговение и страх Божий; но не случается ли, други мои, что иные христиане, при входе в свой христианский дом, несмотря на то, что видят своими глазами св. иконы, не хотят снять со своей головы шапки или картуза. И так делают иногда не только дети, а часто сами же отцы и даже старики, которые должны служить примером для своих детей и внуков. Но этого мало. Сколь часто иные христиане, в своих домах, видя пред собою св. иконы, до безобразия пьянствуют и сквернословят, учиняют ссору и даже драку, не стыдятся и св. икон. Вот, други мои, какое непочитание делается нами св. иконам!

Братие христиане! Св. иконы для нас великий Божий дар. Чрез них Господь посылает нам Свою благодать и благословение. Ради своих святых, на иконах изображенных, по вере нашей, Он совершает для нас великие чудеса и благодеяния. Св. иконы украшают наши храмы и наши дома. Св. иконами мы благословляем своих сыновей и дочерей пред вступлением их в супружество. Св. иконы мы носим на свои поля для призвания Божия благословения как на самые поля, так и на наши труды и занятия. Чрез них, говорю, как по книгам, мы научаемся вере и добродетелям тех святых, кои на них изображены. И потому, будем стараться этот Божий дар – св. иконы содержать в чистоте и опрятности. Будем бояться в присутствии св. икон пьянствовать и сквернословить, чинить всякие ссоры и непристойности. Будем молиться и поклоняться св. иконам с благоговением и верою и призывать на помощь тех святых, кои на иконах изображены, да соделаемся достойными благодати и благословения Господня. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle