Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 2-ю св. Великого поста

Ныне чтенное Евангелие указывает нам пример того, какое великое милосердие являет Господь страждущему за грехи человеку, с верою и покаянием к Нему прибегающему. Один бедный страдалец лежал на одре, расслабленный жилами. Ему отказывались служить и руки, и ноги, и потому нужен был врач. И вот его принесли к Иисусу Христу, на одре лежащего. Небесный Врач не замедлил подать ему исцеление. Зная, что этот страждующий сделался расслабленным от своих грехов, и вместе видя его веру и веру принесших его, Господь милостиво сказал ему: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Немедленно, по разрешении от грехов, бедный страдалец получил от Господа и здравие тела. (Марк. 2:1–12).

И мы, братие, больны духом и телом, потому что все мы во грехах рождаемся, во грехах живем, а от грехов сколько бед и горя происходит для нас? Что такое разные наши болезни, слабость сил, тяжесть трудов, скорби и слезы, и самая смерть, как не горькие последствия греха? Если же грех причиняет нам столько бед и горя, то, поэтому, сколь велико для человека то благо, когда он принесет истинное покаяние во грехах, разрешится от грехов и перестанет грешить. Как отрадно для кающегося грешника, когда он услышит голос своего Спасителя: дерзай, чадо! оптущаются тебе грехи твои! А потому, чтобы мы скорее обращались к Иисусу Христу с истинною верою и раскаянием во грехах, побеседуем теперь, братие, о том, как велико и дорого для человека то благо, когда он разрешится от грехов и перестанет грешить.

И так, какое это благо? Вот какое: когда кающийся грешник получит разрешение от грехов и начнет жить по закону Христову, тогда он из грешника делается праведным пред Богом. В его душе вселяется Божий мир и небесная радость. Тогда он по душе своей делается лучшим: его ум, который прежде помышлял о том, как бы кого обмануть и обокрасть, обмерить и обсчитать, осудить, оклеветать и осмеять, теперь размышляет о том, как бы сделать кому-либо добро, избегнуть греха и угодить Богу. Вместе с этим делается лучшею и воля человека: она поучается в законе Господнем, является труженицею и делательницею добрых дел. Все это приносит отраду и нашему сердцу. Живя во грехах, наше сердце только грубеет, беднеет Господнею благодатью и умирает для Бoгa. Но когда оно отрешается от грехов, когда ум и воля делают одно добро и живут по закону Христову, тогда и оно просвещается и оживляется, и в одном Боге и добрых делах находит для себя истинное блаженство. Таким образом, нам после ночной темноты появляется рассвет, который животворит и радует все живущее на земле, так и в душе человека, вместо темного царства греха и диавола, по разрешении от грехов, вселяется Божие царство – правда, мир и радость о Дусе Святе (Римл. 14:17).

По разрешении от грехов иногда делается лучшим и телесное здоровье человека и вся его жизнь. Как грех служит источником многих для человека бедствий, так разрешение от грехов служит источником многих для него благ и радостей. Каких зол и бед не испытывают, напр., горький пьяница, развратный прелюбодей! Они испытывают нередко и болезни тяжкие, и слабость сил крайнюю. Сколько досад и мучений испытывают люди гневливые, ненавистливые и завистные? Они мучатся иногда, как в пламени горящем. Эти поистине бедные расслабленные, достойные жалости великой! Но когда человек раскаивается в своих грехах с твердым намерением впредь не грешить, – когда пьяница начинает быть трезвым и благочестивым, развратный – целомудренным и богобоязненным, гневливый – кротким и терпеливым, ненавистливый – добрым и милосердым, завистный – доброжелательным и бескорыстным, и Сам Господь прощает им все грехи их; тогда они, укрепляемые Господнею благодатью, обновляются душою и телом делаются новою тварию о Христе (2Кор. 5:17). Греховные страсти, разрушающие силы и здоровье человека, у них утихают и во всем существе их – водворяется мир. Отсюда проистекают драгоценные для человека блага – улучшение его сил и здоровья и всей его жизни. Расслабленное грехами тело обновляется и делается послушным сотрудником души в делании св. добродетелей.

Но какое высокое блаженство ожидает такого человека в жизни будущей! Если на небесах Ангелы радуются о едином грешнике кающемся (Лук. 15:7), то каких благ и радостей удостоится такой грешник, когда он войдет в самое небесное царство? И это царство обещано всякому кающемуся грешнику. Сам Бог говорит: не хощу смерти грешника, но еже обратитися от пути злаго и живу быти ему (Иезек. 33:11). Нужно ли истину сию доказать примерами? Вот и примеры: блудный сын, в Евангелии упоминаемый, разбойник, на кресте висевший, Мария Египетская, были великие грешники, не менее жалкие, как и Евангельский расслабленный, достойные вечного огня. Но когда они обратились к Богу с истинным покаянием, то получили полное отпущение грехов и наследовали Божие царство.

Поспешим, братие, и мы к Иисусу Христу с истинною верою и раскаянием во грехах и обратимся к жизни святой. Тогда и мы сделаемся достойными того гласа Господня, которого удостоился услышать Евангельский расслабленный: дерзай, чадо! отпущаются тебе грехи твои. И если мы будем убегать всякого греха, то Господь будет просвещать наши умы и сердца Своею благодатью, награждать нас добрым здоровьем, а в будущей жизни наградит нас и вечным спасением. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle