Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю Ваий

Нынешний день св. Церковь воспоминает торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, когда он шел на вольное страдание и смерть, чтобы разрушить темное царство греха и диавола и устроить на земле свое Божие царство. Народ Иерусалимский встречал Его тогда, как славного и великого царя, седящего на жребяти осли. С радостью выходя к Нему на встречу, одни снимали с себя одежду и постилали на Его пути, другие резали ветви с дерев, и также бросали на дорогу; все восклицали Ему: осанна (спасение подаждь!) Благословен грядый во имя Господне! (Иоан. 12:12, 13). Но потом, чрез несколько дней, тот же народ, движимый завистью к великой славе Его, предал Его на страдания и смерть.

Но, братие мои! Прошло то время, когда Господь во плоти человеческой приходил в гор. Иерусалим, страдал и умирал за нас. Темное царство греха и диавола разрушено Им, и для всех настало царствие Христово. И Он – Господь славы готов войти теперь в души наши, которые для Него дороже всякого земного города. Как же встретим мы грядущего к нам Господа, чтобы в душах наших воссияло Христово царство? Господь не пойдет теперь на страдания; но для нас наступит седмица святых страстей Христовых. С какими же душами вступим мы в эту великую седмицу, в которую Господь за нас страдал и умирал? Достойны ли мы, чтобы Господь вошел в наши души и царствовал в них?

Прежде всего вопросим самих себя: в прошедшие дни Великого поста все ли мы постились и молились, как требовала от нас матерь наша – св. Церковь? Так ли мы каялись во грехах своих, как должно каяться грешнику, достигающему Христова царствия? Если мы истинно не каялись, не постились и не молились, и доселе остаемся во грехах, не думая о покаянии и исправлении своей жизни, то Христос не войдет в наши души, Он минует нас: ибо мы не вышли к Нему навстречу с чистыми душами и добрыми делами. За нашими суетами и грехами нет и места Ему в наших душах. Своими беззакониями мы делаемся Его врагами, и второе распинаем Его. Недостойны мы, поэтому, и Его царства.

Правда, по примеру народа Иерусалимского и мы поем ныне Господу: осанна благословен грядый во имя Господне! И мы держим в руках своих древесные ветви, и как бы встречаем грядущего к нам Иисуса Христа. Но если все это есть только одно наружное выражение встречи нашей Господа, а душою и сердцем своим мы не вышли к Нему навстречу, то что будет значить и наше празднование? Что из того, что телом своим стоим мы в Божием храме, держим в руках древесные ветви, а душою далеки от Иисуса Христа? Нет, с нашими древесными ветвями св. Церковь научает нас соединять и духовное приношение Богу. А какое это духовное приношение? Наши теплые молитвы, истинный пост, искреннее покаяние во грехах, наша св. вера и любовь христианская, чистота души – вот достойное приношение, с которым должны мы выходить навстречу своему бессмертному Царю – Иисусу Христу, грядущему в наши души.

Да, возлюбленные, наши добрые дела для Иисуса Христа несравненно дороже и приятнее, нежели древесные наши ветви и наши одежды. Если мы не помрачаем их своими грехами, то они, как плод св. веры нашей в Иисуса Христа, сияют и цветут пред Богом и людьми Господнею благодатью, доколе живем мы на земле, украшают наши души, радуют св. Ангелов и прославляют Иисуса Христа. Но что я говорю – доколе живем на земле? Добрые дела наши идут с нами и по смерти нашей и украшают нам путъ к вечному царствию. Их записывают св. Ангелы и полагают на весы правды Божией. Их хвалит и приемлет Господь, и по своей любви устрояет из них для нас вечные обители на небесах, красотою своею превосходящие всякий ум. О, как высоко ценит Господь наши добрые дела! С этими-то делами, после общего воскресения мертвых, должны мы встречать Господа, грядущего с силою, славою многою на облаках небесных воздать каждому по делам. С этими же делами должны мы сретить и нынешний праздник входа Господня в Иерусалим. С ними же должны вступать и в седмицу святых Христовых страстей, чтобы явиться достойными великой жертвы, принесенной за нас Иисусом Христом на кресте. Если мы богаты этими делами, то и Господь войдет в наши души и воцарится в них. Тогда мы достойны будем «воспевать песнь Господу: благословен грядый во имя Господне! Благословен грядый в наши христианские души!

Но братие мои! Сознаемся, что мы недостойны бесценного посещения Господня: наши души не очищены постом и покаянием, не украшены святыми делами. К душе нераскаянного грешника не Господь приближается, не св. Ангелы, а темный полк лютых демонов. Везде они его встречают и удаляют его от Бога и царствия Христова. И горе тому человеку, которым овладеют демоны. Для такого человека и на земле ад, а в будущей жизни вечный ад. Постараемся же, по крайней мере, наступающую для нас седмицу святых Христовых страстей провести в богоугодном воздержании и молитвах, в истинном сокрушении и покаянии во грехах своих: ибо в сие, говорю, время Христос многомилостивый страдал и умирал за нас, чтобы избавить нас от смерти вечной и даровать нам свое царство. Умрем и мы для греха, оживем для Иисуса Христа и Его царствия и не будем более умирать для Него, не будем грешить. Тогда мы удостоимся с истинною радостью встретить пресветлый и всерадостный праздник Христова Воскресения. И если мы сохраним и умножим в себе добрые дела, то мы удостоимся вечно радоваться с Господом и в том славном царстве Его, в котором праведники просветятся как солнце и царствию Его не будет конца. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle