Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день Св. Пророка Божия Илии

Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть: и паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой (Иaк. 5:17, 18).

Вот какую великую благодать подавал Господь св. пророку Илии? По его молитве Господь заключал небо, три года не было дождя, и был голод по земле. По его молитве, Господь посылал дождь, и земля в изобилии произращала плоды свои.

Добрые мои слушатели! Все мы желаем, чтобы Господь посылал нам благовременные дожди. Пошлет Господь дождь ранний и поздний, и земля наша произрастит нам в изобилии плоды свои. Радуются тогда люди праведные и грешные, веселится и вся Божия тварь; ибо на земле, как на великом Божием столе, для всей твари приготовлена от Господа обильная пища. Не даст Господь дождя, и мы останемся без хлеба; а без хлеба худо жить человеку и всякой твари. А потому молитвою должны мы испрашивать себе у Бога дождя и всякого дара. Но каковы мы богомольцы? Св. пророк Илия был человек такой же, как и мы; но он был великий праведник пред Богом, а мы великие грешники. Как же нам молиться? Просить св. Илию? Мы и просим, и должны просить его. Кому и у кого должно просить помощи, какъ не грешнику у праведника? Но наши молитвы часто бывают нечисты и недостойны пред Богом. От того они часто и до Бога не доходят, и св. Илия не слушает их. От того мы нередко остаемся без дождя, и земля наша не дает нам плодов своих. Побеседуем теперь, братие, несколько пространнее о том, почему Господь не посылает нам дождей, и как должны мы молиться, чтобы Господь посылал нам дождь ранний и поздний.

Поучимся, братие, доброму у святых людей. В V веке по Рождестве Христовом, недалеко от св. града Иерусалима, в одной св. лавре жил дивный подвижник и богомолец, препод. Евфимий Великий. В его время, в одно лето не было долго дождя и была великая засуха. И исполнилось святое писание: Будет небо над главою твоею медяно, и земля над тобою железна (Второзак. 28:23). Будучи в великой печали от такой засухи, собрались братия и множество народа из св. града и из разных сел, и пришли к Великому Евфимию, прося его, да помолится Богу и испросит дождь. Что же великий праведник? Услышав вопль людей, он сказал им: «чего вы ищите от человека грешного? Ибо и я, чада, не имею дерзновения молиться об этом к Богу, будучи грешен, и более иных требующий Его милосердия, а особенно в сие настоящее время Его гнева». – И так, если и великий подвижник имел такое великое смирение и почитал себя грешником и недостойным пред Богом, то что сказать о нас? Что будет значить наша молитва, когда мы будем молиться без смирения, с холодностью в сердце, с ропотом на Бога, и не будем признавать себя великими грешниками пред Богом? Вот от чего и молитвы наши часто не доходят до Бога!

Тот же препод. Евфимий вразумляет нас, за что и для чего наказывает нас Господь бездождием и засухою. «Грехи наши, говорил он людям, разделяют нас между Богом и нами: мы осквернили Eгo образ, омерзили церковь Его, работая похотям и различным страстям; мы живем в лихоимании; мы меркли, ненавидя друг друга. За сие-то навел Бог на нас сию казнь, чтобы мы, потерпевшие наказание, покаялись. Когда же исправим себя покаянием, тогда услышит нас; ибо написано: Близ Господъ всем призывающим Его во истине“ (Псал. 144:18). – А у нас, други мои, сколько творится греха, сколько беззаконий! Грехами своими мы оскорбляем Бога, оскверняем свою душу и тело, заражаем воздух и землю, мы не соблюдаем уставов св. церкви, друг друга ненавидим, окрадываем и обманываем, воскресные и праздничные дни нередко проводим в невоздержании и пьянстве, милосердие друг к другу у нас оскудело и во грехах своих не каемся. Что ж удивительного, если Господь, гневаясь на нас за наши грехи и неправды и не видя нашего покаяния и исправления, наказывает нас бездождием, засухою и другими бедствиями?

Но обратимся опять к препод. Евфимию Великому. Когда он говорил скорбящим людям о грехах и покаянии, то все люди единогласно взывали к нему: «ты сам, отче, помолися за нас; мы же веруем, что Бог услышит молитву твою, ибо Он творит волю боящихся Его“. Тогда благочестивый подвижник и богомолец пошел в церковь, повелев молиться и людям. И падши ниц в церкви, со слезами молил Бога, да помилует тварь Свою – и посетит землю милостью и щедротами, и дождем напоит ее. И когда он молился, повеял ветер от юга, небо покрылось тучами, были громы, полился великий дождь, и шел много дней. И Господь благословил лето то великим изобилием плодов земных. – И так, по примеру древних христиан, единодушно, с крепкою верою в Бога, со слезами и покаянием должны мы просить у Бога дождя и всякого дара. И с каким покаянием и верою просили препод. Евфимия древние христиане, с таким покаянием и верою должны и мы призывать на помощь св. пророкa Илию и других св. угодников.

Восстав от молитвы Евфимий Великий сказал народу: «вот Господь услышал нашу молитву, постарайтесь и вы добрыми делами угодить Ему, сотворившему милость вам“ (Чет.-Мин. 20 янв.). Вот как должны мы поступать, когда Господь посылает нам дождь и всякое благо – такое благодарение делает нас достойными еще больших благодеяний. Но как часто мы делаемся неблагодарными пред Богом за Его благодеяния. Вот Господь послал нам обильный дождь. Дождю мы рады, как дару; но души наши нередко остаются не омытыми слезами покаяния. Вот, по Господнему благословению, на нивах наших обильный урожай. Урожаю мы рады, как великому кладу. Мы пожали свой хлеб, свезли в свои гумна, и тело свое накормили; но души наши часто остаются бедными и голодными; мы не питаем их ни благодатною молитвою, ни добрыми делами. Нет у нас ни твердой веры в Бога, ни любви к ближним, ни милосердия к нищей братии, ни истинного поста, ни усердной молитвы. И после этого, стоим ли мы того, чтобы Господь всякий раз посылал нам дождь и всякое благо? За худые дела наши Он нередко отнимает у нас и то, что посылает нам.

Братие христиане! Молясь Богу и Его св. пророку Илие о ниспослании нам дождя, будем молиться единодушно, с твердою верою, со слезами и покаянием. Молясь и каясь, будем удаляться от грехов и угождать Богу добрыми делами. И Господь за добрые дела наши будет посылать нам все, что нужно нам для земной нашей жизни, и для душ наших приготовит сокровища и радости на небесах. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle