Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам в день Преображения Господня, – об одежде телесной и душевной, и пред св. Причащением

Для нынешнего праздника Преображения Господня и вы, бр., преобразились. Вы пришли ныне в храм Божий в чистой одежде, опрятные, добрые и радостные. Да, друзья мои, не мешает нам соблюдать чистоту и благоприличие и в наружном нашем виде, особливо в праздничный день, когда нужно идти в храм Божий на молитву. В праздничные дни и церковь Божия повелевает своим служителям, чтобы они облачались в лучшие и светлые ризы, и службу Божию совершали бы с большею торжественностью и благолепием, нежели в простые дни. Но добрые мои слушатели! Преображение Господне было несравненно лучше нашего; оно было дивное и преславное. И так, послушайте о том, как преобразился Христос, какая на Нем была одежда, и какое было Его лицо.

Во св. Евангелии говорится, что И. Христос незадолго до Своих страданий, с учениками Своими – Петром, Иаковом и Иоанном, взошел на высокую гору Фавор и стал молиться. И когда Он молился, лицо Его просияло, как солнце, а одежда сделалась белая, как снег. К Нему явились два пророка – Моисей и Илия, и говорили с Ним о Его страданиях. Когда ученики увидели Господа в неизреченной славе, то им в это время так было хорошо с И. Христом, что апостол Петр в восторге души сказал Ему: Господи! хорошо нам здесь быть; построим здесь три палатки: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. И когда ап. Петр еще говорил, светоносное облако осенило учеников Христовых, и слышан был из облака глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: Того послушайте (Матф. 17:5). От такой неописанной славы Божией ученики в страхе закрыли лица свои и пали на землю. Вот как преобразился наш Господь.

Чему же научает нас славное Преображение нашего Господа, Его просиявшее как солнце лицо, и белая как снег одежда? Тому ли, чтобы и мы украшали себя дорогими и нарядными одеждами? Нет, бр. мои, Господь не требует от нас никаких нарядных одежд и дорогих украшений, и они нам не нужны. Не в нарядах состоит слава христианина, и потому не пецыдеся чрезмерно о том, во что одеться. Для прикрытия грешного нашего тела довольно иметь одежду простую и чистую, соблюдать благоприличие, требуемое благоразумие, чтобы в самой одежде и во всем наружном виде нашем видно было не щегольство и пышность, а наше смирение и благоговение пред Богом. К этому-то я и сказал вам уже, что не мешает нам соблюдать и наружное благоприличие, особливо когда становимся на молитву, или идем в Божий храм. Такое благоприличие никто не осуждает. Но я хочу сказать вам о том, что христианин, искупленный кровью Христовою и назначенный для блаженства вечного, особенно должен заботиться об одежде души своей, о чистоте всей своей жизни, чтобы и тело, и душа были приятны Богу и достойны вечного блаженства.

Одеждою для тела нашего служит, конечно, разная материя вещественная: холщевая, ситцевая, шерстяная, шелковая и пp. Но та материя, которая служит одеждою для души нашей и украшает ее, несравненно лучше и дороже всех наших одежд вещественных. И эта материя, и эта одежда есть св. вера в И. Христа, любовь к Богу и ближним, наши добрые дела, чистота и святость нашей жизни, благоговение и страх Божий, свобода от грехов и оправдание наше пред Богом. Об этой-то одежде, главным образом, напоминает нам Преображение Господне. Без этой одежды душа наша будет не чиста и безобразна, а черноту души не может покрыть никакая нарядная одежда тела. Оденься хоть в золотую одежду, но если совесть твоя нечиста, и душа твоя замарана худыми делами и помыслами, то ты Богу неприятен. Тогда только мы и приятны Богу, когда душа наша бывает украшена, как одеждою, добрыми делами, освещена светом св. веры и любви к Иисусу Христу. Только в этой одежде состоит вся слава христианина. Тогда душа наша будет сиять пред Богом, как солнце, и убелится паче снега. Тогда и мы можем сказать со св. апостолом: Господи! хорошо нам с Тобою! Тогда Господь будет просвещать нас Своею благодатью, и мы будем достойны того гласа Отца небесного, Который слышан был на горе во время Преображения Господня: вы дети Мои возлюбленные, в которых Мое благоволение.

К вам теперь обращаюсь, духовные чада мои, готовящиеся ныне приобщиться св. Таин. Вы более, чем кто-либо, можете удостоиться ныне гласа Бога Отца: вы дети Мои возлюбленые, в которых Мое благоволение! Для нынешнего праздника вы преобразились телесно, старались преобразиться и душою. Вы ходили в храм Божий, говели, постились и молились, и пред духовным отцом очищали души свои от грехов, чтобы в таинстве св. Причащения не только узреть очами веры Господа, преобразившегося некогда во славе на горе Фаворе, но и принять Его в свои души. И если ваша молитва была усердная, если вы каялись во грехах своих искренно и чистосердечно, то приступите ныне со страхом Божиим и верою к св. чаше, и под видом хлеба и вина приимите Тело и Кровь Самого Господа, славы, насладитесь Его Божественною славою. По принятии же св. Таин, падите с благодарением и благоговением, как ученики на Фаворе, пред неизреченною славою Божиею, пред св. чашею, окруженною теперь невидимо тою же славою. Принявши Тело и Кровь Христову, вы будете жить с Иисусом Христом, и вас самих невидимо осенит слава Божия, как она осеняла св. учеников на горе Фаворе.

Душа наша, бр., созданная по образу и по подобию Божию, искупленная кровью Христовою и в таинстве покаяния очищенная вами от грехов, есть та палатка, которую вы приготовили для Господа и в которой Он будет всегда пребывать во славе Своей. Храните только храмину своей души от всякой греховной нечистоты. Есть также и другая палатка, благостью Божиею устроенная для нас на земле; это есть храм Божий. И здесь Господь всегда невидимо присутствует во славе Своей. Чаще, бр., посещайте храм Божий; приходите сюда не леностно во все воскресные и праздничные дни, и здесь возносите к Богу свою усердную молитву, умом и сердцем на Его Единого взирайте, наслаждайтесь Его Божественною славою; а по выходе из храма Божия поспешайте на дела добрые, убегайте всякого греха, чтобы не очернить своей души и не лишиться любви Отца небесного. И если так всегда будете поступать, то вы удостоитесь жить с Господом в тех пресветлых чертогах, которые Он приготовил для нас на небесах, в вечном царстве своей славы. Но сохрани вас Господь, если вы из добрых и приятных Богу людей начнете преображаться в худых и злых! Погубите вы тогда одежду души своей, погубите и самую душу вашу.

Вот, братие, посильное мое к вам слово для нынешнего праздника. Заботясь с должным благоразумием о чистоте и благоприличии наружном, всеми мерами заботьтесь об украшении вашей души добрыми делами, о благоприличии и чистоте всей вашей жизни. Вы тогда будете жить со Христом, будете называться детьми Отца небесного, и вам всегда будет хорошо. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle