профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день Преображения Господня

И просветися Лице Его, яко солнце; ризы же Его быша белы, яко свет (Mф. 17:2).

Господь наш Иисус Христос, незадолго до своих страданий, с учениками своими – Петром, Иаковом и Иоанном, взошел на гору Фавор и стал молиться. И когда Он молился, Лицо Его просияло, как солнце, а одежда сделалась белая, как снег; и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Когда ученики увидели Господа в неизреченной славе, то им в это время так было хорошо с Иисусом Христом, что апостол Петр сказал Ему: Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три палатки: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии.

Добрые мои слушатели! Как на горе Фаворе Лицо Спасителя просияло, как солнце, и апостолы от Господней славы просветились неизреченною радостью, так и все праведные люди просветятся, как солнце, в царствии Отца их (Мф. 13:43). И это вечное царство славы, для верных рабов Христовых, начинается еще здесь – на земле.

Да, други мои! Истинно верующих Господь и здесь – на земле просвещает Божественною славою, подобно тому, как Он просветил Своею славою Своих учеников на горе Фаворе. Ученики Христовы достойны были этой славы и радости небесной. Их души были чистые и светлые пред Богом. Петр достоинъ был пред Богом особенно по своей твердой вере (Мф. 16:17), любви и верности ко Христу (Иоан. 21:15, 16, 17). Иаков был достоин особенно по терпению за веру Христову: он умер мученическою смертью (Деян. 12:2). Иоанна, за его добродетели и чистую душу, любил Сам Иисус Христос (Иоан. 20:20). Потому-то и Господь удостоил их своей божественной славы на горе Фаворе и вечной славы на небесах.

И наши души, братие, как и души учеников Христовых, созданные по образу и по подобию Божию, должны сиять славою Божией, просвещаться Господнею благодатью. Но когда это может быть? Тогда, когда мы, подобно ученикам Христовым, храним в чистоте и непорочности свои души, свято храним свою веру, с покорностью воле Господней переносим всякое земное горе, любим Христа всем сердцем своим, поступаем по Его заповедям и в душе своей имеем Божий страх. Тогда и нас покрывает Божия благодать и слава Господня. А эта благодать и слава, просвещающая душу, просвещает и самое тело наше; Своими грешными очами, без воли Господней, мы, конечно, не можем видеть, какою великою благодатью и славою сияют люди, чистые душою, живущие святою жизнью. Но Господь открыл эту славу некоторым людям. Так благочестивый царь Иустиан видел по откровению Божию, что над главою препод. Саввы сияла благодать Божия, как венец блестящий, окружала главу его (Чет.– Мин. 5 декабря). Лицо св. Григория, епископа Омирит- ского, во время службы и посвящения его в епископа, казалось световидно, как огонь, светлеющее благодатью всесвятого Духа; от риз же его исходил дым благовонного мира и ароматов многоценных (Чет.-Мин. 19 декабря). Таким образом, люди добродетельные и богобоязненные, облекаясь во образ Христов (1Кор. 15:49), еще в настоящей жизни начинают просвещаться будущею славою, еще на земле делаются небожителями.

Что же теперь нужно сказать о тех людях, кои живут беззаконно, забывают Бога и во грехах не каются? От таких людей благодать Господня отступает и души их помрачаются нечестивою жизнью и делами. Вместе с душою помрачается даже и тело их. В житиях святых много есть примеров на то, какою великою тьмою покрываются люди грешные. Препод. Нифонт, когда приходил еще в юношеский возраст, вел жизнь развратную, предавался всяким беззакониям. Однажды пришел он к другу своему Никодиму. Никодим с удивлением и ужасом посмотрел на Нифонта. На вопрос: «что ты смотришь на меня, как на незнакомого?» Никодим отвечал: «поверь мне, брат, что я никогда не видел тебя таким, как ныне: лицо твое черно и страшно, как у ефиопа» (Чет.-Мин. 23 декабря). А вот и другой пример. Однажды прозорливый муж, препод. Павел Препростый, пришедши в некоторый монастырь, наблюдал, кто в каком состоянии входит в церковь. Была вечерня, и все входили с лицом светлым и душою просвещенною. Одного же брата видел входящего с лицом темным и душою помраченною, – окруженного бесами, из которых каждый влек к себе. Увидев сие, святой опечалился и горько заплакал о погибшем брате (Чет.-Мин. 4 октября). Так, други мои, и каждого из нас обезображивает грех. И как бы мы ужаснулись, если бы могли видеть, напр., душу вора, пьяницы, развратника? Какую мерзость увидели бы в душе обманщика, гневливого, злобного, завистного и ненавистного? Какой мрак увидели бы в душе человека, имеющего злую привычку сквернословить, злословить, клеветать и осуждать ближних? Мы, говорю, не видим, и не замечаем, как мы грехами своими помрачаем свою душу; но ангелы видят все ее безобразие и греховный мрак, покрывающий ее, и отвращаются от нее, как от смрадного трупа. И вот мы сами грехами своими лишаем себя благодати и славы небесной; еще живя на земле, пребываем во тьме и уготовляем себе тьму вечную и непросветимую.

Что же делать нам, помраченным грехами? Братие мои! Как бы мы ни помрачили себя грехами своими, не будем отчаиваться в Божием милосердии. Господь наш многомилостив, и Он никакого грешника, приходящего к Нему с истинным покаянием и верою, никогда не отгонит от Себя. И всякого, истинно кающегося, Он покрывает Своею благодатью и просвещает Своим божественным светом. Мы опять укажем на того же брата, которого видел с лицом темным препод. Павел Препростый. После вечери братия выходили из церкви осияваемые божественным светом. Прозорливый муж увидел и того, который был прежде темным, но вот – лицо его как бы лицо ангела, и благодать Св. Духа, казалось, осеняла его. Препод. Павел возрадовался, остановил брата и спрашивал его о причине его внезапной перемены. Тогда инок рассказал о себе следующее. – «Я весьма грешен. Пришедши сегодня в церковь, я услышал слова пророка Исаии: измыйтеся и чисти будете (Исаии 1:16, 17, 18). Услышав сие, я познал свое окаянство и погибель, и положил в своем сердце больше не грешить пред Богом в своих грехах и обращаться на дела богоугодные.“ И как Господь просветил своею благодатью покаявшегося инока, так, говорю, Он просвещает кающегося грешника. Св. апостол говорит: востани спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Ефес. 5:14). И потому отложим дела темная, и облечемся во оружие света (Римл. 13:12), и слава Божия покрыет нас (Исаии, 58:8). С этим светом Христовым и с этою славою мы, несомненно, дойдем и до вечной славы на небесах. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle