Азбука верыПравославная библиотека святитель Кирилл Александрийский Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу


святитель Кирилл Александрийский

Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу

Блаженный пророк Давид надеющихся на Господа называет неустрашимыми, говоря: «мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вcu уповающии на Господа» (Псал. 30, 5). Ибо как растения в садах, орошаемыя обильными потоками воды, укрепляются, зеленеют и достигают великой высоты, так и душа человека, утешениями Святаго Духа, возрастает в благочестии, утверждается в вере и приобретает несокрушимое терпение, которому удивляется блаженный Павел преимущественно пред всеми другими добродетелями, говоря: не «точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искуство, искуство же упование, упование же не посрамит» (Рим. 5, 3). Итак терпение есть источник всякаго блага, путь к достижению славы и укрепление надежды жизни вечной. А каким образом оно приобретается, этому научает нас Писание, которое говорит: «чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи» (Сир. 2, 1–2). Но, может быть, скажет кто нибудь: нет ли другаго пути к достижению жизни, и нельзя ли без труда приобрести блага? Никак нельзя. Но почему же? Потому, что и весьма многие святые подвержены напастям и повсюду преследует их жестокая вражда. Посему то и сам Спаситель говорил: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16, 33). Итак, как отвсюду многия напасти возстают на святых, то необходимо мужественно противостоять искушениям и помнить всегда слова ученика (Христова): «блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1, 12). Но я хочу привести нечто и из древних примеров, чтобы вы узнали цель духовнаго мужества. Вавилонские тиранны и люди, управлявшие в этом народе царством, всегда некоторым образом склонные к жестокости, высокомерию и гордости, вышли из пределов, назначенных для человеческой природы, и захотели присвоить себе честь, подобающую одному Богу. Нечестивый Навуходоносор воздвиг золотую статую и при звуке музыкальных инструментов заставлял поклоняться ей все подвластные ему народы. Они же, привыкшие служить тварям более, нежели творцу Богу, со всею готовностию поверглись пред нею и «изменили славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека» (Рим. 1, 23). Потом вавилоняне привели и еврейских отроков Ананию, Азария и Мисаила, приказывая им поклониться золотой статуе и сей славный и боголюбезный народ побуждая к томуже нечестию, в какое впали они сами, к поклонению золотой статуе; но нисколько не успели в этом. Побежденные их благочестием, они подвергли их огненному мучению, а виною их была твердость в вере, постоянство в благочестии, отвержение человекослужения и то, что они не хотели признать того, что оскорбляло божественное существо. Но когда они были ввержены в огненную пещь, тогда явилось великое действие неизреченной силы. Ибо сила стихии изменилась в то, что противно ея природе, огонь повиновался воле Творца, и пламя превратилось в прохладную росу. Когда юноши заметили присутствие небесной помощи, то воспели в огненной пещи, и божественными песнями укротили силу пламени. Эта пещь была образом Церкви, которая имеет воспевающих не только людей, но и ангелов. Подивившись добродетели этих мужей, похвалив терпение их и благочестие, посмотрим теперь на то, в какихь обстоятельствах мы находимся. Они жили при варварах тираннах, а мы под скиптром благочестивой империи, имея благочестивейших правителей над всеми делами; почему же нам уступать врагам? Если они и возжгут пещь козней и возбудят злобный пламень, внося к нам человекослужение, то мы имеем Бога на небесах и Ему покланяемся. Ибо Он, Бог по существу, сделался подобныы нам, не отлагая своего божества, но почтив природу человеческую: Он может избавить нас. Подражая вере благочестивейших императоров и полагаясь на их великую кротость, мы не будем сносить нечестия противников, и исповедуем, что Еммануил есть Бог по существу. Исповедуя же и утверждая это, мы получим великое воздаяние, о котором говорит нам сам Христос: «всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Матф. 10, 32–33). А исповедует Христа тот, кто называет Его истинным Богом и обличает не верующих; и отвергается Христа опять тот, кто не признает Его истинным Богом и преследует исповедующих это. Итак их отвергает, а нас признает своими Спаситель всех, чрез котораго и с которым принадлежит Богу Отцу со Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.