святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Аггея

Предисловие

Глава 1 Глава 2  

 
Предисловие

Цель пророчества Аггея мы можем усматривать в некоторых иных предметах, а не в тех, о коих, как пожалуй подумает кто, велись речи и другими пророками. Осия и следующие за ним (пророки) до Софонии предвозвещали то, что имело некогда совершиться с иудеями, – и в виду уже приближавшегося плена их старались устрашить Израиля, постоянно упоминая о военных отрядах, о разрушениях городов, сожжениях, расхищениях, а также благополезно предсказывая впавшим в нерадение и об опустошении всей страны. Думали они (пророки), что если Иудеи по доброй воле не решатся исполнять благоугодное Богу и обратиться к лучшей жизни, то по крайней мере сделают это перед величием бедствия. Аггей же составляет свои речи при таких обстоятельствах, когда времена плена уже окончились и Израиль возвратился в святой город из страны Персов и Мидян. Освободил их от плена Кир и вместе с священными сосудами повелел им идти на родину, снова воздвигнуть божественный храм в Иерусалиме и кроме того, если захотят, укрепить даже и самый город. Но когда началось это и уже были положены первые основания храма, некоторые из жителей Самарии, а именно Вилем и его союзники, по зависти посылают донос на Израильтян под предлогом притворного благорасположения к властелину, указывая на то, что Иерусалим стал очень воинственен и сильно вооружился, даже для самих царей Персидских сделался трудно-укротимым. Так убеждают они издать повеление о том, чтобы Иудеи прекратили работы по сооружению храма и по укреплению города. По прошествии же некоторого времени, царство приемлет Дарий. Был именно второй год его царствования. И вот некоторые из живших в Вавилоне Иудеев стали умолять его о том, чтобы он дозволил им наконец воздвигнуть божественный храм. Тогда Дарий издал приказ и написал начальствовавшим по всей Финикии, чтобы не только не препятствовали Иудеям, если они пожелают восстановить храм, но напротив, чтобы на издержки их щедро давали им деньги и дозволяли беспрепятственно переправлять кедры с Ливана. Таким образом, не имея недостатка ни в чем нужном, они легко потом окончили строение храма в честь и славу Бога. Но как эта история точно и ясно рассказана в первой книге Ездры, то в настоящий раз почитаю излишним говорить здесь об этом подробнее. Итак, поскольку теперь Израильтянам уже можно было трудиться и выстроить божественный храм, совершать жертвы и молитвы и жить согласно постановлениям закона, а между тем они пребывали в нерадении, каждый хорошо устроив себе свой дом, всецело предавшись удовольствиям домашней жизни и весьма мало заботясь о славе Божией: то снова подвергаются наказанию Божию, но уже не войной, а мором, неурожаями и гибелью скота. Желал Он соделать их лучшими, налагая на них не такие наказания, которые бы равнялись их преступлениям, но, при наказании, и милуя их как страждущих и в то же время с любовью исправляя их. Таков, вкратце, повод пророчества Аггея. Впрочем речь пророка имеет смешанный характер, – и к событиям и речам историческим присоединено таинственное, внутреннее и духовное созерцание.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Аввакума святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Аггея преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

3. Толкование на пророка Амоса блаженный Феодорит Кирский

4. Толкование на книгу Святого пророка Амоса епископ Палладий (Пьянков)

5. Толкование на пророка Иеремию святитель Иоанн Златоуст

6. Толкование на книгу Песнь песней I, 4 и VIII, 5 священномученик Дионисий Александрийский

7. Книга пророка Амоса преподобный Ефрем Сирин

8. Толкование на паремии из 1-й книги Паралипоменон епископ Виссарион (Нечаев)

9. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова святитель Григорий Нисский

10. О пророке Ионе священномученик Зенон Веронский

Комментарии для сайта Cackle