святитель Кирилл Александрийский

Глава 2

Наум.1:15, 2:1. Скончася, и извержеся. Взыде вдыхаяй в лице твое, отемляй от оскорбления.

Так как неизбежно и непременно должна последовать погибель Ниневии, то Он говорит, что "скончася", указывая чрез это на то, что она уже как бы подверглась погибели, а также: «извержеся», то есть, совсем истреблена и всецело разрушена. О Кире же весьма хорошо говорит: "взыде", выразительно, по моему мнению, высказывая тем нечто подобное тому, что говорил о нем и пророк Иеремия, предвозвещая имеющее некогда случиться с Ниневией: «взыде лев от ложа своего, и погубляяй языки воздвижеся, и изыде от места своего, да положит землю твою в пустыню, и гради твои разорятся, оставшии без обитателей» (Иер.4:7); ибо подобно дикому зверю набросившись на Ниневию, он пожрал живущих в ней. Но будучи для тех врагом страшным, беспощадным и неумолимым, для Израильтян оказался «вдыхающим в лице и отъемлющим от оскорбления», то есть, освобождающим их от необычайного рабства, избавляющим пленников от уз, приобретающим их расположение повелением возвратиться на родину и восстановить для них божественный храм. Выражение же: «вдыхаяй в лице» употребляет по преданию и обычаю иудейскому. Некоторое напоминание об этом мы найдем в божественном писании. Так напр., Иудеи думали, что надобно разрывать одежды при хуле на Бога. Когда Христос Спаситель говорил, что Он – Сын Божий, то Каифа разорвал одежду на себе и воскликнул, говоря: «хулу глагола» (Мф.26:65). То же сделали и божественные ученики Павел и Варнава, находясь в Ликаонии. Когда они исцелили одного больного и видевшие это событие поражены были изумлением, то жрецы хотели принести им (апостолам), как богам, жертвы и говорили: «Бози уподобльшеся человеком снидоша к нам. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермиа: понеже той бяше началник слова» (Деян.14:8–12). А поскольку совершаемое ими было некоторого рода богохульством, то они, последуя иудейским преданиям и неписанным обычаям, разодрали одежды свои. Но как не вытекающий из закона и совершенно бесполезный, этот обычай подвергается порицанию. Посему Иудеям, соблюдающим его, но удаляющимся от истинного благочестия, Бог всяческих говорил: «обратитеся ко мне всем сердцем вашим..., и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша» (Иоил.2:12–13). Как у некоторых был обычай разрывать одежды, когда кто-нибудь злословил; так был обычай – дуть в лицо больных какой-либо болезнью. Это делали в особенности и весьма странно те, которые обыкновенно производили заклинания и показывали вид, что они рачительными припевами (волшебными) освобождают страждущих от духов нечистых и от болезней. Вот из этого свойственного им обычая и берет образ и говорит: «взыде вдыхаяй в лице твое», очевидно Кир, и «отемляй от оскорбления», ибо, как я сказал, некоторые воображали, что они могут сделать это дуновением в лицо других.

Согласно с мудростью и истиной будет сказать, что власть дьявола и тиранствовавшего над нами греха стеснена, и смерть как бы взята в плен и тление уничтожено совсем; ибо восшел из ада и воскрес Христос, «вдыхаяй в лице» святых апостолов и говоря: «приимите Дух Свят» (Ин.20:22). Таким образом мы освободились от всякого зла, и, сделавшись причастниками Св. Духа, возвращаемся к древней красоте естества и духовно преобразуемся в первый образ; ибо при содействии Духа в нем воображается Господь наш Иисус Христос.

Наум.2:1–2. Усмотри путь, укрепи чресла, возмужай крепостию зело: понеже отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву.

Как имеющим весьма скоро отправиться в Иудею и возвратиться домой считает нужным сказать, что им уже надо исследовать путь и укрепить чресла свои, то есть быть готовыми и способными к трудностям путешествия, превозмочь всякую косность и, запасшись неутомимым усердием, охотно проходить большие расстояния. Самым же очевидным признаком этого служит то, чтоб чресла свои они имели как бы благоуготованными и препоясанными. Посему-то Господь наш Иисус Христос святым апостолам, лучше же всеверующим в Него говорил: «да будут чресла ваша препоясана» (Лк.12:35). Это необходимо для путешественников и в особенности прилично проповедникам божественного Евангелия и имеющим ноги весьма готовыми к этому. Посему говорит: «укрепи чресла», вместо: будь готов и как бы собери силы к быстрому бегу; ибо "отврати", говорит, «Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву». Здесь опять необходимо заметить употребленное различение; ибо Иаковом называет обитавших в Самарии, то есть, десять колен, над которыми царствовали цари из колена Ефрема и Минассии, сыновей Иосифа, родившего от Иакова. Израилем же называет жителей Иерусалима, которых Бог защищал около этого времени и из-за которых Бог рукою ангела истребил Ассирианина. Кир же отпустил на свободу не одних пленников из Самарии, уведенных в Ниневию, но и пленников из Иерусалима. Потому-то пророк и говорит, «яко отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву». Укоризной же называет рабство, или работу по найму. А что Бог освободит всех, не лишая никого своего покровительства и оставляя терпень страдания, – сему научает, говоря так: будет отвращена укоризна Иаковлева так, как отвращена укоризна Израилева; ибо все, как я сказал, избавившись от тяжести плена, возвратились в Иудею.

А я говорю, и вполне справедливо, что и искупленным во Христе необходимо проводить жизнь не без осмотрительности; напротив следует искать угодной Богу жизни, идти доброю стезею, и укреплять чресла, то есть, побеждать чрево и страсть к наслаждениям «и плоти угодия не творити в похотех» (Рим.13:14), и сильно бороться против страстей и всякого нерадения; ибо таким образом они войдут в святой град, небесный Иерусалим, там будут приносить духовные жертвы и, свергнув с себя иго древнего рабства, будут проводить славную, свободную и совершенно святую жизнь.

Наум.2:2–4. Зане отрясающии отрясоша я и лозы их. Растлиша5 оружия силы их от человек, мужи сильныя играющия во огни: брозды колесниц их в день уготования его, и конницы возмятутся на путех, и смятутся колесницы, и сплетутся на стогнах: вид их яко свещи огненны, и яко молния протекающая.

Когда всеведущий Бог открывал святым апостолам или пророкам имеющие некогда свершиться события; то они во исполнение воли Его должны были предвозвещать о них и очень часто созерцали самые события. При сем они приходили в изумление, и как бы видя своими глазами совершающиеся события, описывали их словами. По-видимому, нечто подобное испытал Пророк и теперь в отношении к жителям Ниневии и коннице Кира, потому что «отрясоша я и лозы их». Образ речи заимствован от того, что обыкновенно бывает с виноградными лозами; ибо срывается виноградная кисть и ощипываются ягоды, или когда устремляется на них сильнейший ветер, или зной сжигает их, или другой какой-либо вред наносится им, так что самая ветвь вместе с плодами оказывается лишенной своей свежести. Так и их отрясли подобно виноградным лозам. Истреблено и оружие их, то есть, могущество; ибо оружие иногда означает могущество. А страшные всадники и обладающие искусством сражаться на колесницах придут, говорит, в ужасный страх, так что обратятся в бегство, смешаются между собою, при сильном напоре будут сокрушать друг друга и думать, что их поражают таким образом отряды неприятелей, так что они ничем не уступят светильникам или подобно молниям будут сиять быстрым и неудержимым бегством.

Наум.2:5. И помянутся старейшины их, и побегнут в день, и изнемогут в пути своем, и потщатся на забрала его, и уготовят предняя стражбы его.

Во время тяжелых бедствий войны и самые могущественные вместе с другими припомнят, говорит, как они поступали во время завоевания Иудеи и какие неуместные и непристойные слова произносили они и своими наглыми речами они, жалкие, как бы унижали славу Божию. Но вспомнив об этом, уразумеют наконец, что они вооружили против себя Бога и что Он повергает их (теперь) под ноги врагов их, хотя некогда они и были весьма могущественны и наносили неотразимое поражение всем, против кого устремлялись (войной). Но если они, найдя положение свое безвыходным, и обратятся в бегство; то, изнемогши во время путешествия, они придут к иным намерениям: они будут заботиться о стенах и на них поставят стражу. Этим показывает, что они приведены в совершенное смятение и совсем не знают, что им нужно делать, вследствие помрачения их ума. И опьяненные от тяжелых бедствий, как бы от вина, они оплакивают невозможность спасения, и, легко изменяясь во всем, колеблются, от одного решения переходят к другому, от другого к иному и все это претерпевая без всякой пользы. А когда говорит: «и побегнут днем»: то, думаю, указывает на следующее. Будучи могущественными, как я сказал, непобедимыми, суровыми, они наконец дойдут до такой трусости, что решатся явно предаться бегству и не скрывая будут делать это, хотя прежде они боялись как бы не обвинили их в этом на основании одних пустых предположений.

И злые силы побеждены величием Христа и не могут противиться Его божественным велениям, очевидно, за нас. Они поражены были ужасом и, не имея никакого безопасного убежища, действительно, предались бегству. Ибо когда Бог подвергает кого-либо наказанию, то кто убежит от Него? Или какое средство может спасти тех, которые нанесли оскорбление Богу?

Наум.2:6–7. Врата градные отверзошася, и царства падоша, и имение открыся. Сия же восхождаше, и рабыни ея ведяхуся, яко голубицы воркующя в сердцах своих.

Итак, вельможи, говорит, найдя невозможным бегство, поспешат на стены и поставят стражу к ним. Но их предусмотрительность окажется бесполезной, потому что Бог отворяет противникам ворота городов, и предает им "царская", то есть дома царей и открывает сокрытое в них и содержание их предлагает на разграбление им. Содержанием же называет богатство, собранное, очевидно, посредством грабежа и притеснения других. Потом опять как бы созерцая имеющее совершиться, видит влекомых в плен, видит царственный город, говорю, Ниневию, и подчиненные ей и около нее находящиеся и называет их рабынями, потому может быть, что они несли ее ярмо, были подчинены ей и служили ей. "Ворковали, – говорит, – яко голубицы в сердцах своих», то есть, не явно, но тайно: ибо птица обыкновенно скрывает в сердце скорбь свою при каком-нибудь тяжелом и невыносимом страдании. Нет ничего невероятного в том, что нечто подобное случилось и с падшими в руки врагов и влекомыми наконец в плен; ибо они оплакивают свое бедствие, как бы подавляя в себе самих свои слезы; потому что у них отнята свобода даже плакать.

Наум.2:8–9. И Ниневия, аки купель водная воды ея, и тии бежаще не сташа, и не бе взирающаго. Расхищаху сребро, расхищаху злато, и не бяше конца имения ея: отяготишася паче всех сосудов вожделенныя ея.

Ниневию уподобляет водоему, наполненному и изливающемуся, потому что она имеет весьма великое множество живущего в ней народонаселения и неисчислимое количество притекающих к ней на помощь народов. Приходит в изумление или лучше сказать смеется над бегущими, потому что они, будучи весьма многочисленными, предались трусости, тогда как прежде в виде многочисленного войска смело выступали против всякого врага и высоко поднимали бровь относительно себя самих. Но Бог всяческих вложил в душу их робость и привел их в трусость и ослабил их воинственность: ибо не подлежит сомнению, что «не спасается царь многою силою, и исполин не спасается множеством крепости своея» (Пс.32, 16); напротив, Господь всяческих спасает тех, кого захочет, – и без малейшего затруднения. Затем что говорит Пророк? «Расхищаху сребро, расхищаху злато». А это и было имущество: «и не бяше конца имения ея». Кажется, здесь говорит об индийских камнях, которыми по преимуществу, говорит, она была обременена, хотя она имела малодушную привязанность и к другим вещам. У Ассириян или Ниневитян было обыкновение – делать большое и дорогое собрание драгоценных камней и украшать себя ими, подобно девушкам, так что и во время самых битв они, по-видимому, соперничали между собой в блеске красоты. Здесь же Пророк весьма часто и целесообразно говорит и изображает их то падающими, то сталкивающимися между собой, то не знающими куда бежать, то напрасно расставляющими стражу, то подвергающимися разграблению, уменьшая тем самым скорбь находящихся в плену, и предсказанием этих событий искусно утешая их, и весьма приятными рассказами приводя их в светлое расположение духа.

И сатана подвергся расхищению сначала чрез Спасителя Христа, потом после Него чрез святых апостолов, о которых негде сказал и пророк Аввакум, «яко внезапу востанут угрызающии его: и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им» (Авв.2:7). Эту самую мысль как бы в виде притчи ввел и Христос в евангельское повествование, сказав: или «како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее крепкаго свяжет...: и тогда сосуды его расхитит»? (Мф.12и Мк.3:27) Ибо поклоняющиеся сатане, бывшие для него избранными и драгоценными сосудами, обратились к вере, когда Спаситель всех нас, Христос привел их к почитанию (истинного) Бога, и когда и сами святые Апостолы убеждали их идти сюда.

Наум.2:10. Истрясение и вострясение, и воскипение и сердца сокрушение, и разслабление колен, и болезни по всем чреслом, и лице всех, аки опаление котла.

Говорит, что она будет сокрушена сокрушением всякого рода; ибо истрясение и вострясение и воскипение на что другое может указывать нам, как не на это? Ведь что трясут и встряхивают, то рассыпается во все стороны. Затем последует, говорит, «сердца сокрушение», очевидно потому, что Бог наведет на них робость. И «разслабление колен», то есть слабость и изнеможение тела, и сверх того болезни, очевидно, членов; ибо как могли не подвергнуться таким страданиям те, которые стремились ко всему, что обыкновенно причиняет огорчение Богу? Кроме того утверждает, что "лице всех" будет, «аки опаление котла»; так как во время скорбей лица людей всегда темнеют и наступление страшных событий быстро уничтожает блеск взора.

Подобное же, справедливо можем утверждать это, случилось и с самим сатаной, тиранствовавшим над нами, а вместе и с подчиненными ему лукавыми силами; ибо после того как они лишены были той древней чести и славы, то не следовало ли непременно тому же подвергнуть и их?

Наум.2:11–12. Где есть виталище львов и пажить сущая львичищем? Камо иде лев, еже влезти тамо львичищу, и не бяше устрашающаго. Лев восхити доволная львичищем своим, и удави львицам своим, и наполни ловитвы гнездо свое, и виталище свое похищения.

Виталищем львов называет Ниневию, ибо в ней жили и делали ее славным, достойным удивления местопребыванием и безопасным царским дворцом некогда царствовавшие в ней Фуа, Салманасар, Сеннахирим и, наконец, Навуходоносор. Они-то и завоевали Иудею. Выражение: "где есть", думаю, не означает вопроса, потому что, мне кажется, надобно остерегаться буквализма. Напротив, через это осмеивает и показывает, что она всецело погибла, так что нигде не осталось и следа ее; ибо «скончася и извержеся», как он сам говорит. И так где же «виталище львов», говорит, то есть Ниневия? И где «пажить, сущая львичищем»? Львичищами же называет, как я думаю, находящихся под управлением величайшего царя и подчиненных ему и считающих за честь быть на хорошем счету у него, разумею, сатрапов, военачальников; "пажитью" же их называет подчиненных им, покоренных ими и уплачивающих подати, и производящих собирание имущества; ибо «пажити богатым убозии», по написанному (Сир. 13:23). И так когда уже была совсем разрушена Ниневия и опустошена вся соседняя страна, тогда и говорит: где же обиталище львов? Где пажить львичищ? А что Ниневия была сильным как бы сосредоточием военных сил царей, некогда в ней бывших, показал, говоря: «како иде лев, еже влезти, тамо львичищи льва, и не бяше устрашающаго»; ибо устроенная с необычайным великолепием вокруг города стена была неприступна. Когда же Навуходоносор опустошил всю Самарию, и саму Иудею и святой город, говорю, Иерусалим, и отвел в свою землю потомков Израиля; то с подпадшими его власти он обращался так, что одних оставлял для себя и держал их в оковах, других же отдавал в подарок и продавал, и наполнял свою страну и город военнопленными. Посему и говорит: «лев восхити доволная львичищам своим, и удави львицам своим, и наполни ловитвы гнездо свое, и виталище свое похищения». Опять оборот речи взят из того, что обыкновенно бывает; ибо дикие звери, похитив попавшуюся им добычу и наевшись вдоволь, остальное покидают львятам, предоставляя им плоды своих трудов.

Опять то же можно сказать и о самом сатане после того, как Христос совершенно истребил его и его дела и отнял его добычу на земле: «членовныя львов сокрушил есть», по словам псалмопевца (Пс.57:7).

Наум.2:13. Се, аз на тя, глаголет Господь Вседержитель, и пожгу дымом множество твое, и львы твоя пояст оружие: и потреблю от земли ловитву твою, и не услышатся ктому дела твоя.

Себя Самого являет Бог врагом их и самолично восстает против них, доводя их до отчаянии в своем спасении; ибо когда Бог хочет навести несчастье, кто может избавить от него? Или кто может удержать Господа сил, хотящего подвергнуть опустошению? «руку высокую кто отвратит»? по написанному. Говорит, что «пожжет дымом множество ея», чтобы мы опять имели в мыслях такой образ: пчеловоды в известное время, когда они хотят вынуть из ульев соты, разводят огонь и дымом прогоняют пчел, чтобы они, летая во множестве кругом, не сопротивлялись этому и не ранили их своими жалами. Нечто подобное случилось и с союзниками, призванными Ниневией во время своего опасного положения; ибо они удалились и убежали, (как пчелы) от дыма, когда началась война, привела их в робость и навела на них нестерпимый страх. Львами же называет самых сильных между ними и храбрых, которые может быть осмелились оказать сопротивление, но сделались жертвой меча Кира. Поскольку же слово напомнило нам о львах: то и добыча их, говорит, будет истреблена, так что у них не будет ничего, на что можно было бы положиться. Ибо они обыкновенно нападали на города и страны, набрасывались подобно диким зверям, на кого хотели, и причиняли неисчислимые бедствия, так что бедствия пострадавших для многих были предметом скорбной песни и плача. Добыча их, говорит, будет совершенно истреблена; ибо каким образом они могли бы еще брать в плен других, когда военные отряды пришли в страх и побегли как от дыма, а самые храбрые из них, подобно львам нападавшие на врагов, пали?

Бог всяческих восстал и против Иудеев, убивших Господа, так что множество обыкновенных граждан рассеялись по всем ветрам, а самые знаменитые из них, вместе со многими другими, погибли подобно диким зверям; ибо они допустили нестерпимое нечестие в отношении к Спасителю всех Христу.

* * *

5

В слав. и у LXX. читается: «и лозы их растлиша. Оружие силы их от человек…»


Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Михея – Глава 3 святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Наума – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 7 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Иеремию – Глава XL святитель Иоанн Златоуст

5. Книга пророка Амоса – Глава 7 преподобный Ефрем Сирин

6. Толкование на книгу пророка Наума – Глава 1 профессор Александр Павлович Лопухин

7. Толкование на пророка Малахию – Глава I преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

8. Книга пророка Наума – Глава 2 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава III митрополит Антоний (Храповицкий)

10. Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные – Изречения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого и иных отцов и учителей Церкви о чтении и разумении Священного Писания профессор Аким Алексеевич Олесницкий

Комментарии для сайта Cackle