Слово на день Благовещения Божией Матери

Источник

Произнесено в домовой церкви, 1837 года Марта 25 дня

Днесь спасения нашего главизна (Тропарь праздничный).

Святая Церковь, возводя верующих к разумению неисповедимого таинства настоящего великого праздника, именует оный спасения нашего главизною: Днесь спасения нашего главизна. И как приличнее песнословить торжество, которое есть разсвет великого духовного Солнца, имеющего просветить всю вселенную? Вожделеннейшая, благодатная главизна! С нея начинается откровение предвечного Совета о искуплении рода человеческого, – истолкование первого письмяни, начертанного в таинственной книге Божественного домостроительства. Чтобы не долго коснеть в проразумении внутреннего смысла сокровенного глагола, запечатлевавшегося в сени и гаданиях, в течении ветхозаветного времяни, я слышу другую празднственную песнь похвальную, умные очи и сердца верующих призывающую к прославлению предвечного Слова, написанного перстом Отчим в девственной утробе Преблагословенные: хвалят тя и блажат концы, приветствует ныне Церковь безневестную Матерь, с любовию зовущи ей: радуйся свитче, в немже перстом Отчим написася Слово, Чистая (Акаф. Песн. 7, 4). Вот истолкователь таинства, с коего начинается спасение наше!

И какой разум дерзнул бы приписывать себе разрешение непостижимого, если бы смиренномудрая Богоотровица не вместила в себе первая чудного обетования? Посему-то вестник тайны предвечные Архангел Гавриил с ужасом предстоит пред честнейшею Херувим; и сладкоглаголавые витии немотствуют, недоумевая прославить достойно приемлющую благовестие: как же немощный служитель Слова, с умом неозаренным, сердцем нечистым, мог бы прикоснуться к раскрытию богоначертанные скрижали, и изглаголать написанное в ней, не находя мудрого духовного наставника в самой пренепорочной Матери Бога Слова?

О преисполненая всякие благодати, вместилище небесной премудрости, озаряющая смыслы верных! Подаждь свет уму моему, умудри язык, очисти слух, готовый приять истину для спасения души своей. Как сама ты уразумела преестественную тайну, соделалась книгою Христовою одушевленною, в которой изобразилось предвечное Слово; так и других можешь научить – верою постигать невидимое, находить в благодарственной песни твоей живое свидетельство о воплотившемся от тебя чудно Сыне Божием.

Что же знаменует похвала, в коей Пресвятая Дева именуется свитком, в коем Слово перстом Отчим написано? Как первые истины Веры, начертанные, по повелению Божию, в священном книжном свитке, сохранили все обетования о ниспослании в мир Сына Божия неизгладимыми и неповрежденными, до того времени, как наступила кончина лета: так Пресвятая Дева, соблюдая во глубине сердца своего тайну благовещения, сокровенную от век и родов, неприступную и Ангельскому уму тайну строительства спасения человеков, по достоинству величается свитком, в немже написано Слово. На вещественной хартии пишется тростию слово, выражающее внутреннее помышление души человеческой: во утробе преблагословенные начерталось Духом Святым Слово, искони сущее у Бога, Премудрость Отчая, воззвавшая из ничего видимый и невидимый мир, устроившая небо и землю. Чрез напечатление на вещественной хартии письмянем, постигнутая разумом истина становится ясною для общего разумения, а Глаголавший древле отцем во Пророцех, в сени и гаданиях, когда восхотел напоследок дний глаголать миру в Сыне, благоволил родиться Ему от безневестные Девы, подобно тому, как раждается слово человеческое от ума, для обнаружения внутренних помышлений. Вещественная хартия, содержа в себе отпечаток мыслящей силы разумной души, служит свидетельством грядущим векам о совершенстве умственном и нравственном своего мыслителя; а внутреннее выражение благодарных чувствований, излившихся из глубины души Пренепорочные, запечатленных в письмяни и не престанно Церковию повторяемых, пребудет в роды родов неумолкным свидетелем о живой вере, уповании и любви, коими одушевляясь, воспела Богоизбранная: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем.

Кто углубляется в разумение высокой истины, проповедуемой Пренепорочною в песнопении ея: для того становится все то удобопонятно, что можно объять верою о великом таинстве. Благодатная, исповедуя Господа Богом спасителем своим, переносится духом к предсказаниям о Нем древних Пророков, созерцает данные им откровения о грядущем Избавителе исполняющимися на самом деле, прославляет разрешения всех сокровенных обетований, видений и прообразований, бывших к отцем – Аврааму, и семяни его до века. Внемлите благоговейно воспевающей величие Божие, по внушению Святого Духа, яко первой в новой благодати Пророчице. Как светло для умных очей ея райское благовестие о сотрении главы змия семянем жены, имеющей истребить клятву, возстановить падшее! Как близко и осязательно обетование благословения всех племен земных в отце верующих! Как удобовразумительна лествица Иаковля, соединяющая в себе божество с человечеством, небо с землею! Как приступна Моисеева несгарающая купина, вмещающая в себе огнь божества, зачинающая во чреве, и остающаяся нетленною! Как чудодейственно руно Гедеоново, неорошенное, и воду истощающее! Как блаженна Дева, соделывающаяся Материю Сына, Коего имя Эммануил, – С нами Бог! Как животворен камень, от горы несекомой отторженный, и всю землю собою, своим учением и чудесами наполнивший! Как верен в милостях к падшему человеку Отец щедрот, посылающий в мир великого совета Ангела, утешающего Израиля, и просвещающего языки! Так Пресвятая Дева свидетельствует в лице своем о исполнении пророчеств и прообразований о Слове Отчем. И кто бы усумнился в истине ея свидетельства? Имеющий свидетелем истины посольства своего Отца небесного обретает живое свидетельство в Матери своей по плоти, исповедующей Духом Святым обетованного ей Сына Богом и Спасителем своим. Смущение ея при самом начале Архангельского благовестия показывает не столько сомнение в исполнении непостижимого обетования, сколько смирение, свойственное целомудрию, не дерзающее само усвоять себе силу побеждать законы естества, и предоставляющее действовать Всесильному в человеческой немощи. Посему когда вестник небесный разсеял недоумение, Благословенная не коснит более в испытании тайны благочестия, а отдает всецело сердце свое Господу, оживотворяясь верою и упованием на всемогущество, воспламеняется любовию к Богу, и уготовляет в себе место для напечатления предвечного Слова перстом Отчим, – Духом Святым. Кто не воззовет с материю Предтечи: блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным ей от Господа (Лук. 1, 45)! Кто не убедится, что тайна воплощения Бога Слова, неудобопонятная для умов кичливых и надменных естественною мудростию, светла и сладка для сердец благопокорных!

Не ясный ли пример подает нам в сем Пресвятая Дева, не токмо сама объявшая в полноте умом своим и сердцем великое таинство Веры, но засвидетельствовавшая истину исповедания своего постоянным соблюдением заповедей возлюбленного Сына своего? Прославленная от Ангелов и человеков, возвеличенная паче всех земнородных, не себя славит, а величает единого Господа; обрадованная радостию пренебесною полагает все утешение свое в Боге Спасителе своем; Матерь Божия почитает себя рабою, терпит нищету, поражается оружием скорби, при крестной смерти Божественного Сына. Какое побуждение для нас грешных возлюбить духовную нищету, сокрушаться о грехах, не быть ропотными в посещающих нас за беззакония наша скорбях? Ублажаемая от всех родов земных была посвящена с юных лет Господу; а приняв от Архангела великое благовестие, хранила оное в молчании, слагая все Божественные глаголы во глубине смиренные души: какое святое и неумолкное поучение жизни по духу Христову, как в юных днях, так в целомудренном ея девстве и смиренном уничижении Богоматери!

Да мудрствуется и в вас, чада Веры, истина и жизнь Прославляемые вами, по всему совершавшия течение свое подобно Господу своему: Иже во образе Божии сый, смирил себе до смерти крестные (Флп. 2, 5); Иисус да будет предметом ваших желаний, помышлений и радости, еже хотети, и еже деяти по своему благоволению (Флп. 2, 13): и вы соделаетесь, по слову Апостола, посланием Христовым, или книгою, писанною не чернилом, но Духом Бога живого, не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца плотяных (2Кор. 3, 3); явитесь богоносными, подобно единому из святых, на сердце коего вещественными буквами начертано было имя: Иисус. Не забывайте никогда, что как трость скорописца, или резец художника, легко и ясно напечатлевает изображения свои токмо на мягком веществе: так и тайна спасения начертывается на сердцах не ожесточенных, не хладных, одебелевших, пристрастных к миру, а кротких, любовию горящих, безусловно преданных воле Господней.

Если бы, к прискорбию Церкви, настоящее торжество ея омрачалось присутствием душ, чуждых страха Божия и благочестия: то к кому более, как не к тебе прибегнуть должно, Преблагословенная, приявшая боголепно Слово, перстом Отчим написанное? Ты сильна отъять от нас сердце каменное, ветхое, и дать кроткое, новое; напечатлей убо в нас, во глубине души нашей, закон Сына и Бога твоего и нашего; соедини с Ним во веки; сподоби нас быти написанными в книге животной. Аминь.


Источник: Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Слово на день Благовещения Божией Матери // Христианское чтение. 1841. Ч. 1. С. 431–440.

Комментарии для сайта Cackle