Азбука веры Православная библиотека архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) Слово на память пренесения честных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар град

Слово на память пренесения честных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар град

Источник

Произнесено в Николаевской церкви села Привороты, по случаю храмового праздника, Мая 9 дня 1836 года

Взярая на благочестивое собрание ваше, христиане, в доме молитвы, в мирной и уединенной веси, не могу не радоваться духом. Если прилично радоваться вертоградарю, когда видит обилие многоразличных цветов и растений в саду своем: то гораздо свойственнее веселиться пастырю словесного стада, когда оно стекается к слышанию гласа его, ищет плодов для своей души. Возращение вещественного винограда, сколь ни приятно, плоды его служат токмо для тела; а плодоношение духовное питает душу для жизни вечной. По теснейшей связи духовной и телесной природы нашей, есть близкое сродство между удобрением видимого и духовного вергограда. Тот и другой требует земли доброй, света и теплоты солнечной, бдительного попечения о нем в определенное время, чтобы юные и зрелые леторасли были очищены, и напоены без оскудения. Когда смотрим мы на Церковь Христову, как на виноград, не можем не приметить, что в ней есть свое время для удобрения верующих душ, и приуготовления их к плодоношению. Это вообще христианские праздники, и, в особенности, храмовые дни. Если когда либо, то наипаче ныне я зрю в душах ваших, благочестивые празднолюбцы, благую ниву, способную приять семя слова Божия. Ибо вы сами согласны со мною, что всего ближе сердца ваши к Богу, когда стекаетесь вы в святые храмы для прославления Угодников Божиих, имяни коих, посвящаются оные; вы видите здесь полное торжество Церкви, облекающейся по приличию во внешнюю красоту, приносите фимиам, в знамение возношения молитв ваших к Богу, возжигаете свещи пред праздничными иконами, теплоту вашея веры изъясняющия, исполняете свои обеты, данные Богу в различных бедствиях, сокрушаетесь о грехах, не забываете дел милосердия. Это, по-истине, благоприятнейшее время для духовного плодоношения. Что же в особенности, христиане, располагает вас чествовать храмовые праздники, и находить в них утешение для веры вашея? Размыслим о том в честь и похвалу празднуемого ныне Святителя Христова Николая.

Христианская Церковь Новозаветная приняла правило и образ устроения храмов от Ветхозаветной. Но в подзаконной сени приносились молитвы и жертвы Богу в одном Иерусалимском храме, который наименован домом Божиим, и в коем одном, по мнению учителей избранного народа, приятна была всякая молитва. Когда же Сын Божий возвестил, что истинные поклонницы поклонятся Богу духом и истиною на всяком месте; то благочестие верующих начало воздвигать храмы но всей земли, сперва в воспоминание великих событий земной жизни Богочеловека, в честь и похвалу Божия Матери, потом в честь споспешников спасения нашего, святых Апостолов, Мучеников, безплотных Сил, и безчисленных Угодников Божиих, прославившихся учением, святою жизнию и чудесами. Бедственные времяна Церкви представляют самую скудную историю внешния славы христианства, и вместе созидания видимых храмов, хотя неописанное богатство веры увенчавшихся венцем мученичества громогласно проповедует непреложность слов божественного Учителя: врата адова не одолеют Церкви Моей (Матф. 16, 18). Истина сия, запечатленная кровию пострадавших за имя Распятого, просияла яснее полуденного света со дней равно-апостольных царей Константина и Елены. Покланявшиеся Иисусу Христу в тесноте и смущении от врагов его возвысили хвалебные свои песни в торжестве празднующих победу над неверием. И где могло быть благолепнее торжество, как не на гробах святых мучеников? Сыны ветхого Израиля лобызали самую персть разрушенного храма: а верующие спешили с умиленными сердцами прославлять несокрушимые, нетленные кости пострадавших, источавшия реки благодати; покланялись телесам, кои были одушевленным храмом Духа Святого; получали изцеление от недугов своих, – слепые прозирали, глухие слышали, мертвые воскресали.

Благоговейное чествование живоносных останков мучеников не ограничилось одними похвальными словами, на месте их страданий стали являться с течением времени храмы безчисленному сонму Праведников, составляющих на небеси собор торжествующей Церкви. Общество верующих, чтобы осуществить собою на земли царство Христово, взирая на Иисуса Христа, как на главу или царя своего, возжелало, по внушению Святого Духа, достойно почитать и рабов Его – проповедников Евангелия, исполнителей и блюстителей святейшия воли Совершителя спасения; оно подражало в сем случае примеру воздающих честь поставляемым от земных царей правителям областей. Оно верило, что каждый христианин, получающий от самой купели крещения Ангела хранителя, наставляющего на всякое дело благое, должен быть вверен еще, в сохранение и соблюдение от всякого видимого и невидимого зла, особенному имяни покровителя Церкви, составляющей отдельное частное общество верующих. Вот начало посвящения храмов как во имя самого Спасителя, Божия Матери, так Угодников Божиих и святых Ангелов! Ибо по мере чувствований, производимых верою, и особенных случаев, иная Церковь предавала себя самому Господу, иная преблагословенной Деве Марии, иная ближайшим к Ним ходатаям. Всех же их удостоверение было одно, что правота веры, чистота нравов, святость законов, и повиновение властям – есть несомненный плод предстательства чествуемых Святых. И кто, в самом деле, усомнится, что совершившие земный свой подвиг богоугодно, увенчанные на небеси божественною славою, окружая престол Господа, не приникают с небеси на тех, кои были вверены попечению их на земли? Неослабно стоявшие на своей страже тогда, как бренное и тленное тело томило безсмертный их дух, могут ли оставить своих пасомых, когда облеклись в силу, непричастную немощи, и озарились познанием лучезарным? Кто не испытал, что призывание с верою Святых всегда сопровождалось помощию свыше в скорбях и напастях житейских, как в частном семейном состоянии, так и в соединении целого общества христиан для испрошения благ от Господа и Его Угодников? История Церкви не умолкно о том проповедует.

Блага времянные ниспосылаются нам, когда печемся мы о спасении нашей души. Опыт такового попечения вы свидетельствуете, христиане, когда, при совершении храмового праздника, открываете совесть свою пред служителями олтаря и располагаетесь к покаянию с упованием на предстательство празднуемых Святых. Вы веруете, что сии други Божии, в очах Его всегда честные и возлюбленные, молят о вас Христа Бога нашего. Ибо о чем более просить им Господа, как не о прощении грехов кающимся, а с тем о спасении души нашей, и даровании блаженства небесного? Пламенные ревнители о славе Божией еще в сей жизни, не паче ли горят они сим огнем в стране блаженного покоя, умоляя Господа за нас, еще воинствующих в сей юдоли странствия, чтоб не пасть нам от внутренних врагов наших, – мира, плоти и диавола, чтобы грехи наши не лишили нас благоволения небесного Отца? Посему нельзя не восхвалить и не возрадоваться о благочестивом обычае исповедующих во время храмовых дней грехи свои, и приступающих к приобщению тела и крови Христовой, дарующей нам очищение душевных скверн молитвами того Угодника Божия, имени коего храм посвящается.

Чтобы глубже впечатлелась память в сердце вашем празднуемого Угодника Божия, поставьте еще для себя одно правило, весьма спасительное; это есть подражание святой жизни прославляемого Праведника.

И где яснейший образ всех добродетелей можете вы, христиане, созерцать и назидаться, как не в великом Угоднике, Святителе и Чудотворце Николае? Начальники и подчиненные, всякого сословия, пола и возраста, сыны Православной Церкви, найдут в нем образец для своея веры и жизни. Пастырям, как пастырь добрый, внушает он, да внимают стаду своему, пасут бодрственно Церковь, стяжанную кровию Иисуса Христа, свидетельствуют звание словом и житием; пасомым он заповедует быть твердыми и непоколебимыми в исповедании Веры Апостольской, православной, вселенскими Соборами утвержденной, блюстителям закона напоминает творить суд и правду, носить немощи немощных, угождать не себе, а другим в утверждении мира и пресечении всякого беззакония. Он и по смерти своей, с высоты горных селений являл себя защитником невинныx; избавлял к смерти присужденных; был примером для рабов в кротости и послушании всякому начальству, от Бога поставляемому, христианам всякого пола и возраста повелевал ограждать себя страхом Божиим, хранить чистоту в мыслях и делах, ходить в заповедях Господних свято и непорочно, чтобы видеть дни мирные, стяжать кончину безболезненную, и добрый ответ на страшном судище Христове. Может ли что быть спасительнее сего назидания? Посему и стяжал Святитель Николай имя заступника не единые Церкви, не единого общества верующих, а прославляется во всех концах земли, равно Церковию Западною, как и Восточною. Если когда, то ныне прилично воздать честь и благодарение западным христианам, что не упустили случая к установлению настоящего праздника, пренесением от востока на запад честных и многоцелебных мощей Святителя Николая; их благочестие не восхотело оставить в руках неверных сие неоцененное сокровище. О, как бы умножили они радость настоящего праздника, когда бы, быв соединены так близко с нами в прославлении памяти Праведника, не отделялись и от Православной Церкви за мнения и внешность, и дали место любви – единственному признаку распятого Господа! Тогда-то, по мере распространения сего Христова благоухания, осуществилось бы среди нас обетование Спасителя: и будет едино стадо и един Пастырь. Аминь.


Источник: Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Слово на память пренесения честных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар град // Христианское чтение. 1841. Ч. 2. С. 265–275.

Комментарии для сайта Cackle