Слово по случаю освящения придельного, во имя Преображения Господня, храма, при новоустроенной, на градском кладбище, церкви, в городе Орлов
Сентября 10 дня 1827 года.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Аминь.
Блажени мертвии, умирающии о Господе, отныне ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих. Апок. 14 т. 3.
Разлучение с ближними нашими, особенно с теми, кои связаны были с нами в жизни сей союзом крови, для человеческой немощи есть чувство самое горестное, тяготящее душу наипаче тогда, когда смерть разлучает нас с ними. Сколько в сем случае лишение нашего с ними общения, столько неизвестность судьбы их по смерти представляет нам многоразличные причины скорбеть о умерших.
В самом деле, кто нам объяснит состояние души по смерти? страна ли то какая, мир ли то необъятный, куда от начала создания отошли, и отходят миллионы земнородных? Сколько протекло веков, и ни один из них не возвращался сюда утешить плачущих и болезнующих о разлучении с ними? Ни кто из них не приходил известить нас о судьбе своей! Кто объяснит тот путь, по коему всем должно идти? Никто не весть камо идет; никто не весть ни дня, ни часа окончания своего!
Утешимся Сл. Дух Божий, Дух Святый, по свидетельству Тайновидца, уверяющего нас, что души отец и братий наших, усопших в живой вере и уповании на Искупителя, наслаждаются блаженством: блажени мертви, умирающие о Господе. Можно сказать: усопшие блаженнее нас оставшихся на земле. Мы еще среди обуреваний моря житейского: а они достигли уже своего пристанища: мы живущие в теле сем отходим от Господа. 2Кор.5:6. а они соединились с Ним. Мы до нынешнего часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и скитаемся, и труждаемся: 1Кор.5:2. усопшим неизвестны нужды, беды и болезни земной жизни; они отдыхают от трудов земного странствия своего: Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих.
Впрочем Хр. Сие извещение Духа Святого о судьбе усопших не столько есть исполнение блаженного их состояния, сколько желанье сего блаженства; поколику оно есть предмет молений Духа Святого, поколику о полноте сего блаженства Дух Святый вопиет Богу: Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих.
На сем основании Святая Церковь Христова, от самого начала своего, молитвы за усопших почитала существенною обязанностью сынов своих. Для сего телеса их по смерти полагались близь священных храмов, да во время совершения бескровной жертвы, возносятся не умолкно ко Господу молитвы о покое душ их: да почиют они от трудов своих.
Блаженны мертви умершие о Господе, братья и сродники жителей града сего! отныне на гробах их в воздвигнутом, освященном ныне сем храме приноситься будут непрестанные молитвы о покое душ их, и доколе преобразивыйся на горе Фаворсней не преобразит некогда и бренные их телеса во еже быти сообразным телу славы Его: Филип.3:21. до толе молитвами Церкви почиют они мирно здесь, от трудов своих.
Почтенные обитатели града сего! много бы теперь желал я сказать в похвалу вашей веры и благочестия, вашей чистоты и православия, вашей ревности к священным постановлениям Церкви: но боюсь не оскорбить бы тем любовь вашу. Примите лучше похваление от Господа; Он воздает сугубо вам за то, что вы земным стяжанием умеете приобретать небесное, что избытком имущества своего посвящаете во благо не свое токмо, но и ближних своих. Нам ли благодарить вас? самые кости здесь лежащих братии ваших потряслись, мне слышится, теперь во гробах своих от радости и признательности к вам, что вы вспомнили о них, что вы попеклись о них, что вознесли о них молитвы ко Господу: да почиют они от трудов своих.
Во храме посвященном для молитвы за усопших, на гробах сокрывающих прах их, прилично сл. и беседовать о молитве за усопших.
Не будем внимать мудрованиям лжеименного разума, который вторгшись в недра
Святой Церкви, от давних времен и большой части исповедующих имя Христово, поколебал древнее святое предание приносить моления и жертвы о усопших. Посоветуемся прежде в сем случае с собственным сердцем, с собственным чувством нашим: и все нас убедит, что молиться за усопших есть обязанность необходимая, спасительная и утешительная.
Разлучаясь с телом души, усопших с верою и упованием на заслуги Спасителя, сколько вера наша гадать позволяет, отходят в неизъяснимый для нас духовный мир, наименованный в писании Домом Отца, небесного, имущим многия обители, Ин.11:9. в коих души усопших поселяются конечно по мере своего приготовления на земле к жизни небесной, или созрения своего в жизни духовной. Посему они разлучаются с нами только местом пребывания: но для любви, связующей нас с ними, может ли быть какая преграда? Может ли быть какое разделение? Может ли что препятствовать нам молиться за них? Если мы имеем обязанность, по закону любви, молиться за отсутствующих с нами ближних наших, живых: то почему же не обязаны мы на том же основании молиться за умерших, кои всегда пребывают живы пред Господом? Почему не молиться за умерших, кои ранее токмо пришли туда, куда всем приселиться должно? Что препятствует молиться за тех, кои не только живы, но, может быть, и близки всегда духом с нами; кои, можешь быть, все наше видят и слышат, знают все наши нужды и скорби; жалеют, может быть, о том, что мы их невидим и не слышим, что незнаем имени их; ибо им дано новое имя на небеси, им одним известное?
Молитва за усопших сколько с нашей стороны возможна, столько и спасительна душам их. Отходя от сея жизни, большею частью, они уносят с собою определение судьбы своей: Лежит человеку единою умерети потом же суд. Евр.9:27. Основание сего суда зависишь от их дел ибо дела идут в след за ними. Но между сим судом, так сказать, предначинательным и последним его открытием, находится великое расстояние, и души усопших, приготовленные к тому или другому состоянию к блаженной или бедственной ревности еще не вступают совершенно ни в то ни в другое состояние, доколе сотворивши злое не изыдут в воскрешение суда а сотворивши благое в воскрешение живота, Ин.10:29. по воссоединении паки души с телом при последнем явлении имущего судити живых и мертвых. А до тех пор внутренняя завеса небесной Скинии сокрыта от усопших; путь Святых еще не явлен, духи Совершенных токмо Праведников, Евр.9:12. духи токмо первородных входят во святилище они токмо просвещаются там сиянием света неизреченного, вкушают там манну сокровенную проникают сквозь завесу в тайны царствия Господня: но большая часть усопших покоится токмо от трудов своих, во дворех Дома Бога нашего ожидая последней судьбы своей.
Скажем иначе: в мире духовном, как на Фаворе, избранные токмо Божии как Моисей и Илия, беседуют с Господом и освящаются славою Его, когда благоволить Он и восхощет: но для большой части усопших сияние небесной славы нестерпимо;
они зрят оную издалека; чувствуют сладость жизни небесной, но ни изъяснить ни выразуметь того не умеют. Блаженство их неполно; они избегли болезненных подвигов земного странствования: но воспоминание протекшего не дает полного покоя душам их! Они не в осуждении и мучении, но в скорбном воспоминании немощей земной жизни; не узы плоти тяготят их, но последствующие их дела не допускают их в полную радость Господа своего. А посему молиться за усопших, да простит, да отпустит им Милосердый Господь вольные и не вольные их согрешения, да вчинит в месте светле, в месте прохладне, идеже ни болезнь, ни воздыхание не могли бы нарушать небесного их покоя, есть обязанность с нашей стороны для усопших спасительная.
Так, молитва веры чего не может сделать для молящегося? Молитва, по уверению опытных, к человеку небо привлекает, и человека в небо вовлекает; молитва повелеваешь и небом и землею, повелевает всей природой. Пишется в деяниях Апостольских, Деян.10. что когда молитва церкви прилежно возносима была о Апостоле Петре, заключенном в темнице, то силою молитвы Ангел Господень разорвал и узы, и поколебал твердыни темничные. Почему же силою той же молитвы, возносимой ко Господу о усопших от церкви, не можно ожидать таких же благотворных последствий? Разве царь Ангелов, умоляемый верными, не может послать мирного вестника в, самую, темницу духов, и там облегчить узы их тяготящие, даровать им и свет, и покой и свободу? Царь земной, по какому либо ходатайству, без нарушения правды, разве не может освободить узника на казнь осужденного? Царь небесный, Иисус Христос разве не в своей власти имеет ключи ада и смерти? Не Он ли их отверзает, и ни кто незатворит; затворяет, ни кто не отверзет? Апок.3:8. Не в Его ли власти будет некогда бросить и ад и смерть в озеро огненное? Апок.20:14.
Как не ожидать плода от молитвы за усопших, когда о них молится вся церковь? Где два, или три собраны будут во имя Его там обещался Сам быть Господь: Мф.22. 23. и ниспослать всякое благо просящим у Него, с молитвою веры. Как не ожидать плода от молитвы за усопших, когда Сам Иисус Христос, яко Агнец закланный от сложения мира Апок.13:8. и выну закалаемый на священных алтарях, бесценною кровию, пролиянною за очищение грехов мира, умилостивляет сею жертвою Отца небесного о спасении всех живых и преставльщихся? Как не ожидать плода от Молитвы за усопших, когда молится о них и Дух Святый, ходатайствует о них Богу, в воздыханиях неизглаголенных: ей, глаголет Дух, да почиют они от трудов своих?
Будем же молиться, сл., о усопших: потому что дела их в след всегда за ними идут, а дела человеческие всегда слабы и несовершенны. С молитвою о них попечемся и о себе самих, что бы наши дела, большею частию злые и лукавые, не последовали бы за нами: в вечность и не постыдили бы нас пред лицем неба и земли, Ангелов и человеков. Ах Хр. не дела только нас могут осудит; нас осудят самые помышления, осудят самые слова кои щедро всегда любим рассыпать без всякой заботы и внимания! Позаботимся же о делах своих прежде смерти всегда готовой настичь нас. Поздно будет помышлять о делах, когда настигнет ночь, в которую ни кто уже возможет делать. Ин.9:4. Здесь должно сеять, а там пожинать, что здесь посеем, то там пожнем. Если будем сеять в духе от духа пожнем живот вечный; Гал.6:8. Если посеем здесь слезами то пожнем там радостью Пс.125:5. если здесь возлюбим труд и уничижение: то там обрящем покой и славу: егда явится живот наш тогда явимся и мы во славе. Кол.3:4. тогда узрим и усопших братий наших, О! если бы на Горе Святой на небесном Фаворе! – Аминь.