Источник

Глава 9. Богословие человеческой персоны митрополита Каллиста (Уэра)

Мы должны быть не попугаями, а орлами.1279

Наш современник, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр),1280 заслуженный лектор Оксфордского Университета, всемирно известный богослов и патролог, автор множества книг и статей, переводчик святоотеческих и богослужебных текстов,1281 является общепризнанным «системати­затором основных идей восточной патристики, выдаю­щимся знатоком византийской традиции», которому «удается переводить – в буквальном и пере­носном смысле – святоотеческое учение на язык современного человека».1282 Митр. Каллист сам относит себя «к неопатристическому синтезу», причем для него важно живое восприятие опыта и предания отцов Церкви через призму современности: как бы они думали и «говорили, если бы жили сейчас», будучи «нашими современниками».1283 «Святоотеческая эпоха», считает владыка Каллист, должна продолжаться и действительно продолжается и поныне – в творчестве «живых свидетелей Православия»,1284 стать которым призван каждый из нас.

Актуальность богословия человеческой личности

Одним из главных русел богословской мысли митрополита Каллиста является на протяжении уже многих лет тема человеческой личности.1285 Обладая синтетическим мышлением, объединяя в своих опыте и жизни лучшие достижения христианских Востока и Запада, английский богослов Православной Церкви, митр. Каллист признает, что понятие человеческой личности является одним из самых центральных в богословии, хотя оно и «не находится в центре богословских изысканий» так называемой «святоотеческой эпохи» и Вселенских Соборов.1286 И даже значительно позже оно лишь затрагивалось в так называемых Символических книгах Православной Церкви,1287 и, как подчеркивает митр. Каллист, только в двадцатом веке «православные авторы начали обсуждать личность человека на более систематической основе».1288 Однако до сих пор, по мнению нашего оксфордского аналитика, богословие человеческой личности приходится признать неразработанным и недостаточным.1289 Мысль прот. Георгия Флоровского о «предтеологической фазе» экклезиологии можно равным образом и даже в большей степени применить и к богословской антропологии.1290

Епископ-богослов убежден в том, что «в двадцать первом веке самым главным вопросом богословия, безусловно, будет вопрос антропологический, то есть вопрос о человеческой личности», причем для адекватного и успешного развития антропологического персонализма очень важны будут основные идеи и принципы «неопатристического синтеза».1291 В свете предстоящих богословских усилий владыка Каллист настаивает на необходимости «ревностно защищать право христианского мыслителя размышлять свободно в сферах, где нет никаких догматических определений», кроме тех, из которых с необходимостью следует, что «человеческая личность – составное и неразделенное единство души и тела».1292

Понятие личности-персоны в богословии

Прежде чем начать наш анализ понятия личности в богословской системе митр. Каллиста, сделаем короткое замечание о применении самого термина «личность» в богословии. Согласно, например, Новой философской энциклопедии, «личность – это понятие в европейских языках», обозначаемое «словами, происходящими от латинского «persona»: person (англ.), die person (нем.), personne (франц.)».1293 В современной англоязычной литературе, при всей неопределенности и разнообразии вкладываемых значений, термин «person» применяется очень широко. В современном западном богословском словаре термин «персона» используется активно в Триадологии,1294 Христологии1295 и антропологии,1296 хотя, конечно, и особенно в антропологии, понимание этого термина значительно разнится.

Как отмечает митр. Каллист, «слова, которые мы привыкли использовать для описания человеческой личностности (personhood), тонко, но существенно, изменили свое значение со времени ранней Церкви»,1297 и «следует позаботиться о том, чтобы не истолковывать автоматически тексты Святых отцов, исходя из пост-картезианского и пост-фрейдистского понимания личности».1298 Однако это обстоятельство нисколько не подвигает выдающегося богослова к исключению из словарного арсенала точного богословского языка столь многозначного и даже проблематичного термина «личность». Хотя к подобному отказу от понятия «личности» попытались прибегнуть в двадцатом веке ряд видных западных теологов,1299 работы, статьи и публичные выступления митрополита Каллиста пестрят терминами «person», «personhood», «personal», употребленными именно в богословском смысле в самых различных аспектах. Вполне осведомленный и признающий современные сомнения, он подчеркивает, что история термина «person» уже давно далеко не проста и безоблачна.

Некоторую настороженность к термину выказывал уже блаж. Августин, который, хотя и не пренебрегал «личностным характером Троицы», но «колебался применять к Богу термин «persona»»,1300 тогда как Тертуллиан ранее, вероятно первым из латино-язычных авторов, уверенно описывает Бога как одну Сущность (substance) в трех Персонах и Христа как одну Персону в двух природах.1301 Современные исследователи признают, что латинский термин «persona (-ae)» использовался для выражения множественности в христианском понимании Бога, но одновременно замечают, что это понятие в принципе никогда на получило удовлетворительного и универсального определения.1302 Тем не менее, хотя сегодня термин «личность» (person) стал «объектом критики и сомнений, одновременно он признан как классическое выражение традиционной тринитарной доктрины»,1303 и на «средневековом Западе, несомненно, находились богословы вроде Ришара Сен-Викторского (ум. 1173), которые отстаивали «социальную» тринитарную доктрину, выраженную в терминах взаимной личной любви»1304 между Лицами-Персонами.

Можно сказать, что сама проблематичность, отраженная в истории употребления и современной многозначности и даже противоречивости понятия «личность», нисколько не становится пугающим фактором для митр. Каллиста, но, напротив, вносит свою положительную составляющую, призывающую современных богословов быть более аккуратными и ответственными в решении насущной задачи осмысления и описания богословских характеристик понятия «личности», как в Боге, так и в человеке.

Личностная природа богословия

Митрополит Каллист обращает внимание на тот факт, что богословие как таковое есть личностный феномен. Основанное на Священных Писании и Предании, оно, во-первых, если подлинно, то никогда не формально и предполагает «личную веру»,1305 а во-вторых, утверждается на Божественной инициативе, приглашающей человеческие личности к общению. «Бог никогда не бывает пассивным объектом знания, Он всегда активный Субъект», открывающий Себя как «живую и личную Истину».1306 Богословие, как и вера, предполагает не просто «логическую очевидность», но прежде и более всего, «лич­ное отношение с Бо­гом».1307 Богословие, будучи основано на Откровении Божественного Субъекта, опирается на богодухновенное Писание, которое представляет собой и предполагает диалог личностей. Библейская история есть «история конкретных от­дельных личностей… Мы видим, как Бо­жественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах».1308 «Священное Писание – это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю».1309 Причем чтение и восприятие Писания в Церкви одновременно личностно и общинно.

По мнению митр. Каллиста, святоотеческое понимание богословия замечательно резюмировано современным греческим богословом Христосом Яннарасом как личное выражение церковного опыта, «опытное участие» и «общение».1310 Если в светских науках процесс познания состоит в том, что человек познает сам, то в богословии человек, прежде всего, должен познать и понять себя как личность, уже «познанную Богом». Богословие без «личного причастия – это только псевдо-богословие».1311 Подлинное богословие невозможно без «личной любви к Богу» и личного стремления к святости. Богословие для отцов Церкви отождествляется с «видением личного Бога», видением, в которое вовлечен далеко не только рассудок, но вся человеческая личность1312 в ее целостности, включая и телесный ее состав. Вот почему в богословии «точность и интеллектуальная строгость никогда не достаточны сами по себе».1313 При отсутствии личного «нерва» в богословии, оно «ускользнет» от нас, сколько бы начитанными и «оснащенными» богословскими аналитическими инструментами мы ни были.

Бог – Личность

Митр. Каллист свободно использует термин «личность-персона» в Триадологии и подчеркивает, что «понятие о личности отнюдь не является новейшим открытием».1314 «Никак нельзя сказать, что понятие о личности как сознательном субъекте полностью отсутствует в греческой классике, в Новом Завете и в патристических текстах».1315 Бог, «Который бесконечно выше нашего понимания», «сокрытый от нас», одновременно являет Себя нам «как Личность» и «как Любовь».1316 Оксфордский профессор-патролог указывает, что уже святитель Василий и другие Каппадокийцы предпочитают выражать единство Бога в терминах общения или взаимного отношения между тремя Ипостасями, или Личностями. Так, святитель Василий пишет: «В Божием несложном естестве единение – в общении (κοινωνία) Божества».1317

По словам Григория Нисского, [в Боге] невозможно усмотреть какой-либо разрыв или разделение, так чтобы помыслить Сына без Отца или отделить Духа от Сына; но между ними существует невыразимое и непостижимое общение (κοινωνία) и различение.1318 «В данном случае Божественное единство истолковывается не столько в абстрактных или эссенциалистских терминах, как единство природы или сущности, сколько в персоналистских терминах – как единство, выраженное через взаимодействие ипостасей».1319 Блаженный Августин, в свою очередь, «по существу предложил межличностную аналогию взаимной любви», однако, уподобляя Бога лишь «двум любящим Личностям, а не трем», схема мысли блаж. Августина таит «в себе опасность деперсонализации Святого Духа».1320 «Недостаток аналогии блаженного Августина (две Личности, а не три)» в западной мысли «был благополучно преодолен уроженцем Шотландии Ришаром Сен-Викторским (XII век), который придал аналогии любви гораздо более выраженную тройственную структуру, чем это было у Августина».1321 Основная идея Ришара состоит в том, что «любовь должна быть не только взаимной, но и разделенной». Любящий не только любит возлюбленного, как второе «я», но желает ему достичь еще большей радости в любви к третьему. «Ришар, как и Каппадокийцы, выражает свое видение Бога в терминах межличностной общности».1322

Таким образом, митр. Каллист обращает наше внимание на то, что Бог не просто и не только «личностен, но и меж-личностен»,1323 «личностен и троичен» одновременно. «Бог – не просто одна Личность, ограниченная собственным бытием, но Троица Лиц»,1324 «триединство Личностей, любящих Друг Друга», и в этой взаимной любви Личности всецело «объединены», хотя при этом они не утрачивают отличающей их «индивидуальности».1325 Каждая из Личностей Троицы «пребывает в двух Других силою вечного движения любви. Бог – не просто единство, но единение»,1326 «взаимообщение, сообщество».1327 Он «является общностью Личностей, которые через любовь соучаствуют Друг в Друге».1328 В Боге «существует как подлинное многообразие, так и особое единство».1329 Причем «отличие трех Личностей необходимо рассматри­вать как вечное различение, существующее в природе самого Бога… Они являются тремя равными Друг Другу и одинаково вечными Личностями».1330 Поэтому можно говорить о внутреннем для Бога «вневременном диалоге» Личностей, о Его «соборности».1331

Анализируя попытки отождествления в Боге понятий «личности» и «тропоса существования», происходящие от сомнений в адекватности применения понятия «личность» в богословии, владыка Каллист отмечает невозможность такого отождествления: «Когда в Евангелии говорится о том, что Иисус молится Отцу и Отец отвечает, без сомнения, речь идет о чем-то большем, чем о совмещении двух «способов существования». И когда в четвертом Евангелии отношение между Отцом и Сыном истолковывается в терминах взаимной любви, не следует ли, читая об этом, вспомнить ту истину, что только личности способны к такой любви»?1332 ««Движения» или «образы бытия» не любят и не могут любить друг друга… И если парадигма взаимной любви, будучи доведена до крайности, содержит в себе опасность тритеизма, то разве у таких богословов, как Барт, Ранер и Макуорри мы не сталкиваемся с обратной тенденцией к модализму»?1333 На этом пути возникает «серьезный риск деперсонализации Троицы».1334 И хотя можно говорить о некотором «триедином способе»1335 бытия Троицы, однако Личности в Боге не сводятся ни к Их взаимным отношениям,1336 ни к тропосам Их совместного существования.

Итак, митр. Каллист утверждает в Троице – три равные, «Божественные Личности»,1337 каждая из Которых обладает своими личными характерными свойствами1338 и «покоится» в двух Других, благодаря «не­скончаемому движению взаимной любви».1339 «Личность – означает жизнь, движение, откры­тие. Поэтому учение о Троице говорит, что нам следует мыслить Бога с динамической, а не статической точки зре­ния».1340

Христология, Пневматология и Личность

Христос «воспринял тварную человеческую природу, Он есть не тварная человеческая личность, но Божественная», «нераздельная»,1341 «вторая Ипостась Святой Троицы»,1342 снизошедшая к людям именно «в своей Личности».1343 При рождении Христа по человечеству от Девы «не появилось новой личности, но пред-сущая Личность Сына Божия начала тогда свою жизнь согласно способу существования, как человека, так и Бога»,1344 т. е. новому, богомужному тропосу существования. Согласно этому тропосу, «одна Личность воплощенного Христа имеет две воли и две силы, которые зависят соответственно от двух Его природ».1345

Христологический догмат, с точки зрения митр. Каллиста, раскрывает «подлинное измерение нашей личностности».1346 Владыка Каллист затрагивает в этой связи тему «просопии»,1347 призывая «видеть Христа в каждой человеческой личности» и «служить Ему во всех человеческих личностях».1348

Христианство, как свидетельствует митр. Каллист, согласно отцам Церкви, есть личный опыт встречи с Христом в Духе Святом.1349 Дух, как и Христос, «есть Лич­ность. Он… не просто неживая сила, а одна из трех вечных Личностей Троицы».1350 С одной стороны, «дар Духа есть дар Церкви», как общности верующих, но в то же время это и «личный дар, приспособленный к собственному пути каждого»,1351 и преподанный с целью «целостного преображения нашей личности посредством пребывающего в нас Духа Святого».1352 «Он преобража­ет индивидов в личности», даруя им «единство и взаимное проникновение».1353

Вслед за В. Н. Лосским, митр. Каллист отмечает личный кенозис Духа, Который ведет нас к Личности Христа, а не к Себе, и остается сокрытым в Своей Личности.1354 При этом в начале духовного пути действие Духа в личности крещеного человека остается им не замеченным, но со временем, в зависимости и по мере произволения человека, сила, энергия присутствия Духа в личности христианина становится очевидной,1355 хотя Личность Духа все-таки остается сокровенной, являющей Себя в других личностях1356 – «в обоженных человеческих личностях», «в сонме святых».1357 Поскольку Дух Святой есть хоть и сокровенная, но Личность, то все же «мы можем войти и действительно входим в личные отноше­ния с Ним по принципу «я – Ты»»,1358 но полнота личных отношений человека со Святым Духом в большей мере смещена в область эсхатологии.

Антропология и личность

«Взаимная любовь Троицы – это не замкнутый круг. Бог в Своей любви «исступлен»: Он простирается вне Самого Себя в творении – и особенно в сотворении человеческих личностей, созданных по Его собственному образу.1359 «Личность человека являет собой центр и вершину Божественного творения».1360 По мнению митр. Каллиста, именно «учение о Троице может и должно иметь революционные последствия для нашего понимания человеческой личности».1361 «Наша частная жизнь, личные отношения и все наши планы по построению христианского общества зависят от правильного понимания тринитарного богословия».1362

«Основополагающим для христианской антропологии», по его убеждению, «является библейское утверждение о том, что человечество создано по образу и подобию Божиему».1363 Для владыки Каллиста настолько очевидна связь понятия личности в человеке с фактом сообразности Богу, что он утверждает, что «отрицающий Бога отрицает и человеческую личность».1364

«Сотворение человеческой личности», подчеркивает митр. Каллист, согласно мысли отцов Церкви, «было делом всех трех Лиц Троицы, и потому образ и подобие Богу всегда нужно мыслить по троичному образу и подобию».1365 Из нашей сообразности Троице все, что может быть сказано о Боге, «может и должно быть приложено с соответствующими оговорками к нам самим, как человеческим личностям».1366

Человек есть личность прежде всего потому, что он создан для общения с Личностью Творца. «Отдельно от Бога я не настоящий человек, а недочеловек».1367 «В оценке нашей человечности мы должны с самого начала принять во внимание человеческо-Божественную ось».1368 «Мы можем понять личность только в терминах этих отношений…, антропология затрагивает фундаментальные вопросы Триадологии и Христологии…, а это значит, что мы не только можем, но и должны развивать православное понимание человека и общества»1369 в свете христианских догматов.

Свойства человеческой личности

Анализируя характерные свойства человеческой личности митр. Каллист, как опытный систематизатор, убедительно показывает их взаимосвязь друг с другом, при этом выделяя среди них первичные (сообразность Богу, таинственность, свободу, общение, развитие, благодарение) и в некотором смысле вторичные свойства (несводимость к природному аспекту, уникальность, творчество, нравственность, логосность, целостность).

Таинственность понятия человеческой личности и ее несводимость к природному аспекту

Преосвященный Каллист полагает, что «величайшей тайной тварного мира является человеческая личность».1370 Поскольку она есть «тварная икона нетварного Бога», а Бог непостижим, то и «человеческая личность обладает свойством непостижимости».1371 Как говорит святой Григорий Нисский, «одна из основных характеристик Божества – быть по существу Своему за пределами нашего понимания, поэтому образ Его также должен это выражать».1372 Апофатическое, «отрицательное богословие требует в дополнение к себе «отрицательной антропологии»».1373

Таким образом, «православная антропология, в согласии с современной психологией, рассматривает человека как нечто глубоко таинственное… Мы воспринимаем и понимаем только очень небольшую часть нас самих».1374 «Пределы человеческой личности... простираются в бесконечность и вечность», и потому все время в ней «остается еще нечто неоткрытое и тайна нас превосходящая».1375

Однако таинственность нашей личностной человеческой природы отнюдь не ведет митр. Каллиста к агностицизму. Напротив, «тайна неразрывно связана с событием: событием встречи. Тайна и событие едины... Тайна для православного сознания есть конкретная и су­ровая реальность. Она есть Христос» и тайна Его Личности.1376 Поэтому «нет более насущной задачи в духовной жизни каждого из нас, чем обновить в себе трепет и изумление перед чудом и тайной нашей собственной личности»1377 и последовать святоотеческим двуединым и бесконечным путем самопознания и Богопознания.

Сообразность Творцу и таинственность человеческой личности непосредственно связаны с ее «непредсказуемостью»,1378 «конечной неопределимостью», не классифицируемостью,1379 «превосхождением тварного порядка»1380 или «трансцендентностью»,1381 «превосхождением себя»1382 – «само-трансцендентностью»,1383 т. е. несводимостью к своей природе.

Свобода личности

В «таинстве человеческой личности, сотворенной по образу живого Бога», митр. Каллист особенно выделяет свойство свободы.1384 Возможность реализовывать нашу сообразность Богу каждому по-своему соответствует в нас дару свободы выбора.1385 Пользование этим даром свободной воли составляет «существенное содержание нашей личностности».1386 Только «благодаря этой способности свободного выбора человек становится человеком в собственном смысле слова».1387 «В целой Вселенной нет ничего драгоценнее свободного выбора личностей, наделенных даром разума и совести».1388 И, несмотря на последствия грехопадения и нашу ограниченность, «зависимость от окружающей среды и собственных неосознанных побуждений», мы «никогда полностью не порабощены ими. Мы остаемся свободными».1389

Размышляя о свойстве свободы личности, митр. Каллист увязывает это свойство с общением личностей. Вне общения с иными свобода личности просто нереализуема. «Подлинная свобода существует лишь тогда, когда по крайней мере двое соучаствуют в свободе друг друга».1390 «Нетварный образ нашей свободы – это «реляционный» образ, проявляющийся через общение, взаимопроникновение. Сказать «я свободен, поскольку я сотворен по образу Бога» – то же самое, что сказать «я нуждаюсь в тебе, чтобы быть самим собой»».1391 Здесь преосвященный Каллист улавливает парадоксальность свойства свободы личности, состоящую в необходимости активного присутствия «другого», равно свободного субъекта. Свобода по своей природе «социальна. Никто не может быть свободен в изоляции». Свобода предполагает наличие другого «Я» наряду с нашим «Я». «Исключающий «другого» по-настоящему плачевно не свободен».1392

В нынешнем поврежденном состоянии человек должен учиться свободе «существования не для себя» посредством «аскетического самоограни­чения»1393 и «творческого мышления». «Отказываясь от свободы, мы становимся мень­ше, чем людьми; лишая свободы других, мы их», а в первую очередь самих себя, «обесчеловечиваем».1394 Отвернуться от другой личности, «отказаться от соучастия – значит отвергнуть свободу»1395 собственную.

Свобода Бога столь велика, что, «когда человеческие личности отворачиваются от своего Творца и выбирают грех», лишая сами себя богодарованной свободы, Он не прекращает общение, но следует за отвернувшимся человечеством и совершает акт личного «истощания», кенозиса, «Сам становясь человеком».1396 При этом, несмотря на величие Божественной жертвы, Бог оставляет свободу ответа за человеческой личностью, предоставляя нам время как «важнейшее измерение нашей тварной личностной природы, главнейшее условие для возможности выбора… Именно время позволяет нам в свободе сказать «да» Богу»1397 или «нет». «Без этого личного выбора ада не было бы... Двери ада закрыты изнутри».1398

Митр. Каллисту удается увязать понятие свободы практически со всеми другими свойствами личности и, особенно, с понятиями любви и общения: «Где нет свободы, там не может быть и любви»,1399 и «подлинного отношения между личностями не может быть вне взаимной свободы».1400 Кроме любви и общения, из свободы личности у митр. Каллиста также вытекают нравственность личности, ее целостность1401 и уникальность.

Уникальность личности

«Свобода порождает разнообразие, различие. Если каждый из нас свободен, то это означает, что каждый выражает образ Божий исключительным и неповторимым способом»,1402 становясь уникальной, «неповторимой личностью».1403 «Серо и однообразно зло», а человеческие личности, достигшие святости, «явля­ют самое живое и неповторимое лич­ностное своеобразие».1404

Именно сообразность Богу человеческой личности является причиной как ее свободы, так и ее уникальности1405 и «исключительной ценности».1406 В сфере «личностного измерения ни один человек не скучен и не предсказуем»,1407 и «суть его уникальной личности навечно останется тайной», непрерывно раскрывающейся в личном общении между Богом и человеком.1408

В видении митр. Каллиста уникальность человеческой личности, отражая неповторимость Божественных Ипостасей, одновременно неразрывно связана, как и свобода, с общением с подобными ей личностями. «Каждый человек уникален, но, тем не менее, каждый в своей уникальности создан для общности с другими».1409 Так, «множество человеческих личностей соединены в Церкви в единое сообщество, и, тем не менее, каждая из этих личностей сохраняет невредимым свое особое «я». Это единство без единообразия: мы все составляем одно, и все же каждый из нас остается свободным и своеобразным».1410

Уникальность личности отражается в уникальности ее общения как с Богом, так и со всем творением. «Даже будучи обоженной, человеческая личность остается отличной (хотя и не отдельной) от Бога. Тайна Троицы есть тайна единства в различии; те, кто являет в себе Троицу, не приносят в жертву свои личностные свойства».1411 Наша личность призвана познать не только свою собственную уникальность, но и неповторимость каждой иной человеческой личности и даже животного и растительного мира, усматривая «в них средства общения с Богом»1412 и людьми. С другой стороны, и мир имеет нужду в каждой уникальной человеческой личности,1413 введенной Богом в бытие мира.

Общение и кафоличность личности

Свобода и уникальность, как мы видели, неразрывно связаны для митр. Каллиста с таким ключевым свойством личности, как общение. «Общение всегда личностно».1414 «Бог есть общение трех Божественных Личностей»,1415 и быть личностью означает «участвовать, быть в общении, вступать в отношения».1416 Вновь сообразность Богу-Троице является основанием для характеристики очередного свойства человеческой личности. «Триединое подобие может обрести свое истинное выражение только в межличностном общении».1417 «Тот факт, что человеческие личности сотворены по образу Бога, означает, в первую очередь, отношения, направление, ориентацию. У этой ориентации есть и вертикальные, и горизонтальные измерения».1418

«Подлинная личность проявляется только во взаимном общении, по крайней мере, двух личностей»,1419 «сердцевиной духовной жизни и предпосылкой всякого духовного знания является «бытие в общении»».1420 «Я могу стать истинно личностью, только если я обращусь лицом к другим, вступлю в диалог с ними».1421 «Эгоцентризм есть смерть подлинной личности. Каждый становится действительно личностью только че­рез отношения с другими людьми, живя для них и в них».1422

Бог в Своем бытии есть «самоотдача, солидарность, взаимность, ответ – такова же и человеческая личность… Бог есть со-принадлежность, περιχώρησις, «круговращение» любви – такова же, на тварном уровне, и человеческая личность. Бог предвечно выражает Себя в отношении Я-и-Ты – то же и человеческая личность, но – во времени. Тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, не принадлежит никому из нас отдельно, в отделенности от нашего ближнего. Этот образ исполняется только в «промежуточном пространстве» любви, только в том «и», которое соединяет «Я» с «Ты»».1423

Эта кафоличность, соборность личности в общении, опирается на «взаимопроникновение Лиц Троицы» и «имеет параллель во взаимопроникновении жизни чле­нов Церкви… Когда православ­ные прилагают к Церкви определение «кафолическая», они подразумевают… вот это живое чудо единения многих личностей в одно».1424 Впрочем, и «любая форма сообщества – семья, школа, предприятие, местный евхаристический центр, монастырь, город, нация – призвана стать, в соответствии со своими особенностями, живой иконой Святой Троицы».1425 «Истинная человеческая личность, верная образу Бога-Троицы, всегда говорит не «я», но «мы», не «мое», а «наше»,1426 отдавая себя и свое – приобретает,1427 усвояет как свои личные радости и печали других,1428 «живет в других и ради других… через участие».1429 «Божественные ипостаси «соединяются, но не сливаются, различаются, но не разделяются» – и то же самое, хотя и на ином уровне, относится к человеческим личностям-во-взаимоотношении, созданным по образу Божию».1430

Благодаря своему свойству кафоличности, Церковь для митр. Каллиста является по преимуществу «местом» реализации в пространстве и времени подлинной человеческой личностности. Ответы на вопросы: «что есть Церковь?» и «что есть человеческая личность?» – напрямую взаимосвязаны.1431 «Человеческую личность мы можем понять только в Церкви».1432 Таинства Церкви имеют именно «личностный характер»,1433 будучи направлены на «личную встречу»1434 с Богом. В сакраментальной жизни Церкви «три Личности» Троицы всегда «действуют неразрывно»1435 и ожидают соработничества, синергии человеческой личности.1436 Эта личная встреча человека с Богом предполагает его включение в «литургическое единство верующих» и «взаимное общение» человеческих личностей.1437

Баланс личного и общего в Церкви ведет к тому, что «традиция и личный опыт вплетаются друг в друга и озаряют друг друга».1438 Поэтому Православная Церковь «столь же традиционная, сколько свободная, столь же архаичная, сколько живая, обрядовая и вместе с тем так глубоко личностно-мистическая».1439 Владыка Каллист подчеркивает, что «наше христианское призвание состоит в том, чтобы вновь и вновь утверждать ценность личного общения».1440

Развитие личности

Сам всегда открытый к новым знаниям, несмотря на свой богатый научно-богословский потенциал, митр. Каллист называет еще одной ключевой характеристикой человеческой личности способность «к росту, движению вовне, непрерывному прогрессу».1441 «Быть личностью – значит расти»,1442 – утверждает он.

И вновь мысль митр. Каллиста, анализируя свойства нашей личности, обращается к сообразности человека Богу. Творение по образу и подобию Божиему также «заключает в себе понятие роста».1443 Многие отцы Церкви различали образ и подобие, подчеркивая, что ««образ» указывает на нашу неотъемлемую человечность, талант, дарованный каждому из нас, просто в силу того, что мы люди», а ««подобие» указывает на полноту добродетели и совершенства, на достижение обожения».1444 По выражению св. Максима Исповедника, «каждая разумная природа находится в образе Бога, но только добродетельные и мудрые находятся в Его подобии».1445

Каждый человек призван совершать «путь от образа к подобию», и человеческая личность должна рассматриваться не статически, а динамически, «как открытая и находящаяся в постоянном развитии реальность».1446 Даже телесная смерть может быть рассмотрена в этой перспективе как «стадия роста» нашей личности.1447 Более того, «не только на земле, но не в меньшей мере и на небе, возрастание – неотъемлемая черта человеческой личности».1448 И «поскольку Бог бесконечен», это посто­янное движение вперед «оказывается безграничным».1449 Рассуждая о динамической природе человеческой личности, митр. Каллист вводит понятия «эсхатологической личности» и «прославленной личности», которые отражают чудесные потенциальные возможности, будущее состояние личности, достигшей воскресения из мертвых.1450

Вл. Каллист отмечает возможность и отрицательной динамики личности: человек зачастую склонен бояться всего нового,1451 не принимать «страдательного» аспекта роста, избегать «пути Христа» и потому может постепенно де-персонализироваться.1452 Поэтому в нынешнем состоянии человеческая личность в течение жизни может возрастать к своей подлинности, если только она готова «дать в себе место» самопожертвованию и смерти того, к чему она привыкла.1453 Критерием правильной направленности вектора роста личности является «углубление наших личных отношений с другими людьми» и Богом.1454 Таким образом, общение признается митр. Каллистом одновременно и средством, и целью личностной динамики.

Благодарение, священство, царство, логосность и творчество как свойства личности

Следующим свойством человеческой личности митр. Каллист признает способность и потребность благодарения. Благодарение, евхаристическая природа человека соответствуют священническому призванию человека в тварном мире,1455 разумности-логосности человеческой личности,1456 ее нравственности, как ответственной за бытие других людей1457 и всего тварного мира.1458 «Примирение и мир суть фундаментальные аспекты нашей личностности»,1459 являющейся священным «посредником»,1460 «мостом и местом встречи» творения и Бога.1461 Человеческая личность представляется в свете своего посреднического призвания «второй вселенной»,1462 превосходящей по своим «богатству и глубине ее внутреннего Царства»1463 видимую вселенную. Внутреннее и внешнее царское достоинство нашей личности связаны напрямую с царством будущего века1464 и призваны «стать истинной иконой Божественного царствования», проявляя богоподобную «онтологическую нежность»1465 ко всему творению и всякой личности.

Эта священная царственность человеческой личности, сообразная царству Божественного Логоса, связывается митр. Каллистом с логосностью и творческой способностью нашей личности. «Господь наделил нас способностью изменять и переделывать мир. Будучи разумными, «логическими» существами, мы, прино­ся жертву, не просто возвращаем мир Богу таким, каким мы его получили, но трудом рук наших преображаем приносимое».1466

Творчески священнодействуя, человек «способен придавать материи форму и наде­лять ее даром речи. Звук в византийском гимне, жест в ли­тургии, камень в храме, кубик смальты в мозаике – это материя, обретшая дар речи, чтобы славить Бога».1467 Митр. Каллист вписывает слова прот. Думитру Станилоэ в рамки своей творчески-логосной картины человеческой личности: «Человек ос­тавляет на творении отпечаток своей мысли и своей разум­ной деятельности, тем самым очеловечивая его и очеловеченным возвращая Богу». Таким образом, человек «проявляет сокрытые возможности мира»,1468 оживляя слова-логосы, вложенные в творение Творцом и обращенные лично к нам.1469 Как «подмастерья Творца», мы имеем «призвание не только в том, чтобы хранить, но и в том, чтобы участвовать в преображении мироздания»1470 и самих себя вместе с ним, проявляя творческие «многообразие и оригинальность».1471 В акте подобного творческого преображения мира митр. Каллист видит реализацию личной благодарности человека своему Творцу.

Целостность личности

Развивая мысль о логосности и царственности человеческой личности, владыка Каллист утверждает ее «целостность».1472 Бог «сотворил нас как неделимое целое…, человеческую личность следует описывать только в категориях целостности».1473 Целостность личности Адама относится, с одной стороны, к внутренним ее элементам – телу, душе и духу,1474 составляющим ее единство и реинтегрируемым1475 в обожении вопреки процессу «разложения личности»,1476 запущенному грехопадением. Поэтому, в частности, подлинно личное бессмертие должно включать бессмер­тие как души, так и тела.1477 С другой стороны, целостность нашей личности подразумевает ее «универсальность»».1478

Так, о Богородице митр. Каллист говорит, что Она «в своей личности обеспечивает непрерывность Священной истории», «аккумулируя в своей личности всю святость Ветхого Завета»1479. Универсализм личности означает, что «наше личное спасение всецело связано со спасением всего мира».1480 Здесь митр. Каллист обращается к духовному опыту преп. Силуана Афонского и его ученика архим. Софрония (Сахарова), согласно которому другие человеческие личности «воспринимаются как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия».1481

Митр. Каллист, систематизируя святоотеческий аскетический опыт, указывает на библейско-богословское понятие «сердца», как синоним «духовного центра нашей личностности»,1482 «нашего сокровенного «я»»,1483 «куда сходятся материя и дух, центр физического, душевного и духовного состава».1484 Сердце рассматривается как «всеобъемлющий символ цельности» и полноты, нераздельного и живого единства различных сторон «человеческой личности».1485 Одновременно сердце, как интегрирующий центр личности, согласно митр. Каллисту, неразрывно связано с понятием общения и получает определение «места встречи»1486 тварного с нетварным, человека с Богом. Таким образом, свойство цельности личности оказывается тесно связано со свойством общения.

Митр. Каллист отмечает также, что понятию «сердца» приписывается в святоотеческой традиции и интеллектуальная способность, что означает превосхождение интеллектом личности ее рациональности. Сердце, не менее чем ум, обладает способностью размышлять, познавать и управлять человеком и оказывается одновременно «моральным центром» человеческой личности.1487

Из цельности личности вытекает и ее целенаправленность. Сердце, как центр личности, рассматривается как управляющий и направляющий источник личностной деятельности.1488 Оно влияет и на течение «личностного времени», которое «определяется не продолжительностью, а целенаправленностью».1489

Личность и нравственность

Целенаправленность личной деятельности наряду с личной внутренней свободой делают человеческую личность «духовным субъектом», «нравственным существом, способным к добру и злу».1490 Именно «личные действия»,1491 «акты личного выбора» носят нравственный характер и связаны с понятием «личной вины» или личной добродетели,1492 что позволяет митр. Каллисту говорить о «личной нравственной жизни»1493 каждого человека. Однако нравственность не приобретает чисто индивидуального характера, но сохраняет «социальную», общественную составляющую.1494 Как для Бога, так и для человека понятия личности и любви как высшего проявления нравственности неразрывны и «подразумевают единение и взаимность».1495

Заключение

Богословское понятие личности занимает ключевое место в богословской системе митр. Каллиста. Термин «личность» (персона), вопреки его современным многочисленным и разнообразным интерпретациям и высказываемым сомнениям в адекватности его употребления в богословии, активно употребляется митр. Каллистом, который уверен в том, что антропологический персонализм представляет собой важнейшую тему современного богословия. Сообразность человека и Бога является основанием «личного союза любви»1496 между ними. Наша задача на земле – «воспроизвести в рамках времени и пространства» любовь, которая имеет место в вечности между Ипостасями-Личностями Троицы.1497

Многочисленные проблемы современности могут найти свое разрешение лишь посредством выработки правильного «видения человеческой личности».1498 Это касается социальных, семейных, моральных, психологических, экологических вызовов времени, которые не могут получить от нас, как православных христиан, достойного ответа без «смелого и творческого возрождения нашей доктрины человеческой личности».1499

* * *

1279

Каллист, (Уэр), митр. «Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах». http://www.bogoslov.ru/text/286120.html

1280

По рождению и по ряду своих трудов митрополит Каллист известен на Западе и как Timothy Ware.

1281

В сотрудничестве с другими авторами, митр. Каллист провел скрупулезную работу по переводу на английский язык: Праздничной Минеи (The Festal Menaion. London, 1969), Постной Триоди (The Lenten Triodon. London, 1978; The Lenten Triodon. Supplementary Texts, duplicated publication by the Orthodox Monastery of the Veil of the Mother of God, Bussy-en-Othe, 1979), Добротолюбия (вместе с G. E. H. Palmer и P. Sherrard: The Philokalia. The Complete Text compiled by St. Nikodemos of the Holy Mountain and St. Makarios of Corinth. London, 1979. V. I; 1981, V. II; 1984, V. III; 1995, V. IV).

1282

Иларион (Алфеев), еп. Богословы XX века. Епископ Диоклийский Каллист. С. 141–142.

1283

Каллист, (Уэр), митр. «Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах». http://www.bogoslov.ru/text/286120.html

1284

Иларион (Алфеев), еп. Богословы XX века. Епископ Диоклийский Каллист. С. 142.

1285

Практически везде в нашем тексте слово «личность» соответствует широко применяемому митр. Каллистом английскому слову «person». Об употреблении термина «person» в богословии см. ниже.

1286

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1287

Имеются в виду, в первую очередь, Исповедание веры Митрофана Критопулоса (1625 г.), Исповедание Патриарха Досифея, одобренное Иерусалимским Синодом (1672 г.). См.: Creeds and Confessions of Faith in the Christian Tradition, под ред. Jaroslav Pelikan и Valerie Hotchkiss. Pp. 477–548, 613–635.

1288

Митрополит отмечает особенно имена следующих мыслителей и богословов: Н. Бердяева, В. Н. Лосского, П. Евдокимова, прот. И. Мейендорфа, о. Иоанна Брека, о. Думитру Станилоэ, митр. Иоанна (Зизиуласа), Х. Яннараса, П. Нелласа, митр. Иерофея (Влахоса).

1289

Kallistos of Diokleia, bish. Orthodox theology in the new millennium: What is the most important question? P. 13–14.

1290

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1291

Каллист, (Уэр), митр. «Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах». http://www.bogoslov.ru/text/286120.html

1292

Речь идет о догмате воскресения мертвых и осуждении оригенистской теории предсуществования душ. См.: Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1293

Новая философская энциклопедия. http://www.terme.ru/dictionary/879/word/lichnost

1294

Например, автор обзорного труда по Триадологии Р. Лэтхем без колебаний ставит знак равенства между терминами «ипостась» и «персона» в Триадологии. Letham R. The Holy Trinity in Scripture, History, Theology and Worship. Pp. 140, 190, 192–193, 462 и т. д. Bobrinskoy B. The Mystery of the Trinity. Pp. 19, 96, 140, 270 и т. д.; «The three-Personal Being», «the three-Personal Life», the Second and Third «Person in God», Lewis C.S. Beyond Personality. The Christian Idea of God. The Centenary Press. Pp. 14, 16, 27–29.

1295

См., например, труд Wesche K. P. On the Person of Christ. The Christology of Emperor Justinian; Французское слово «personne» неоднократно используется автором классической статьи по истории термина «ипостась» в Христологии: Richard M. L’introduction du mot ‘hypostase’ dans la théologie de l’incarnation. Pp. 7, 8, 15 и т. д.

1296

Letham R. The Holy Trinity in Scripture, History, Theology and Worship. Pp. 327, 462.

1297

«the words that we customarily use to describe our human personhood have almost always altered their meaning, in subtle yet significant ways, since the era of the New Testament and the Early Church», Kallistos, Bishop of Diokleia. The Unity of the Human Person: The Body-Soul Relationship in Orthodox Theology. http://www.myriobiblos.gr/texts/english/wear_unity_3.html

1298

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 119.

1299

Так, известный немецкий теолог К. Барт предлагал заменить слово «персона» в тринитарном богословии на «модус существования», см.: Barth K. The Doctrine of the Word of God. P. 359. Сомнения в адекватности термина выражал неоднократно и К. Ранер. См.: Rahner K. The Trinity. Pp.100, 115; Rahner K. Divine Trinity. Pp. 301–302.

1300

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 225.

1301

Warfield B. B. Tertullian and the Beginnings of the Doctrine of the Trinity. Pp. 2, 30.

1302

Porter L. B. On Keeping «Persons» in the Trinity: a Linguistic Approach to Trinitarian Thought. P. 530.

1303

Ibidem. Р. 531.

1304

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 225.

1305

Каллист (Уэр), митр. Богословское образование в Писании и у святых Отцов.

1306

Там же.

1307

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 22–23.

1308

Каллист (Уэр), еп. Как читать Библию. С. 15.

1309

Там же. С. 14.

1310

Каллист (Уэр), митр. Богословское образование в Писании и у святых Отцов.

1311

Там же.

1312

Там же.

1313

Там же; Kallistos (Ware, Timothy), metr. Theological Education in Scripture and the Fathers. http://www.bogoslov.ru/text/print/2350887.html

1314

Каллист Уэр, еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 119.

1315

Там же.

1316

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 17, 22.

1317

«ἐπὶ τῆς θείας καὶ ἀσυνθέτου φύσεως ἐν τῇ κοινωνίᾳ τῆς θεότητός ἐστιν ἡ ἕνωσις», Василий Великий, свт. Liber de Spiritu Sancto 18. PG 32. 149 C. Русский перевод: Василий Великий, свт. О Святом Духе. 18. Творения. Ч. III. С. 300. Мысль свт. Василия состоит в том, что общение Ипостасей осуществляется в единстве Их общей природы. См. также об этом: Kallistos (Ware), metr. I Love, Therefore I Am. http://www.incommunion.org/2009/06/23/i-love-therefore-i-am/

1318

О различении сущности и ипостаси 4 (Василий Великий, свт. Письмо 38). «Οὐ γὰρ ἔστιν ἐπινοῆσαι τομὴν ἢ διαίρεσιν κατ’ οὐδένα τρόπον, ὡς ἢ Υἱὸν χωρὶς Πατρὸς νοηθῆναι, ἢ τὸ Πνεῦμα τοῦ Υἱοῦ διαζευχθῆναι· ἀλλά τις ἄῤῥητος καὶ ἀκατανόητος ἐν τούτοις καταλαμβάνεται καὶ ἡ κοινωνία καὶ ἡ διάκρισις», Василий Великий, свт. Epistolarum classis I. Epistola XXXVIII. PG 32. 332 D – 333 A. В настоящее время автором этого послания считается свт. Григорий Нисский. См. об этом: Choufrine A. The development of st. Basil’s idea of hypostasis. P. 7–27. Русский перевод: Шуфрин А. Развитие понятия «ипостась» у св. Василия Великого. С. 1–28.

1319

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 112–113.

1320

Там же. С. 113–114.

1321

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 114–115.

1322

Там же. C. 115.

1323

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 116; Kallistos (Ware), bish. Forgive us… as We Forgive: Forgiveness in the Psalms and the Lord’s Prayer, by Metropolitan Kallistos Ware. http: //www.incommunion.org/2012/04/05/forgive-us-ware/

1324

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 217–218.

1325

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 115–116.

1326

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 217–218.

1327

Каллист (Уэр), митр. Единство и миссия. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1159/

1328

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 60. Бог есть «koinonia, или общность трех Лиц, обитающих друг в друге посредством вечного движения взаимной любви». См.: Каллист (Уэр Тимоти), митр. Икона человеческой свободы. http://www.bogoslov.ru/text/2329967.html

1329

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 43; «мы видим в Боге одновременно и совершенное единство, и подлинное личностное различие», Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 110; «в Нем – и множественность, и единичность», Каллист (Уэр), митр. Единство и миссия. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1159/

1330

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 43.

1331

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 116, 113. Митр. Каллист отсылает к словам свт. Григория Нисского (Письмо 38 об отличии сущности от ипостаси): «Отличие меж­ду Личностями не ослабевает единства природы, и соучастное единство сущности не ведет к смешению между особен­ными признаками личностей», см.: St. Gregory of Nyssa On the Difference between Essense and Hypostatis: see Basil, Letter 38, tr. Roy J. Deferrary. Pp. 226, 211–213, Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 44.

1332

Каллист Уэр, еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 119.

1333

Там же.

1334

Каллист Уэр, еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 119.

1335

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 41.

1336

«Отношения хотя и обозначают Лица, но никоим образом не исчерпывают тайны каждого из Них», Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 222–223.

1337

Kallistos (Ware), metr. «Beyond all holiness»: St Nicolas Cabasilas on the Mother of God. Р. 5.

1338

Kallistos (Ware), bish. Concerning the Filioque. http://www.agrino.org/cyberdesert/kallistos.htm

1339

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 39; Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/; «взаимная любовь трех Личностей», Kallistos (Ware), metr. I Love, Therefore I Am. http://www.incommunion.org/2009/06/23/i-love-therefore-i-am/

1340

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 41.

1341

Каллист (Уэр), митр. Единство и миссия. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1159/; «неделимая Личность Христа», Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 98.

1342

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 104. Kallistos (Ware), metr. Mary’s vocation and our own. http://ecumenicalmarianpilgrimage.faithweb.com/09kallistos.pdf Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 104.

1343

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 218.

1344

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 104.

1345

Там же. С. 99; Kallistos of Diokleia, bish. Deification in St Symeon the New Theologian. P. 16.

1346

Kallistos (Ware), metr. «Beyond all holiness»: St Nicolas Cabasilas on The Mother of God. Р. 4.

1347

«лицетворение» – «προσωποποία».

1348

Kallistos (Ware), bish. Concerning the Filioque. Let Us Go Forth in Peace. http://www.incommunion.org/2004/10/18/let-us-go-forth-in-peace/

1349

Каллист (Уэр), митр. Личный опыт общения со Святым Духом по греческим отцам. http://www.reshma.nov.ru/pr_sov/bogoslovie/kallist_duh_otsi.htm; Kallistos (Ware), bish. Personal Experience Of The Holy Spirit According To The Greek Fathers. http://silouanthompson.net/2008/08/personal-experience/

1350

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 123–124.

1351

Там же. С. 251.

1352

Kallistos (Ware, Timothy), metr. Theological Education in Scripture and the Fathers. http://www.bogoslov.ru/text/print/2350887.html

1353

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 127.

1354

Kallistos (Ware), bish. Personal Experience Of The Holy Spirit According To The Greek Fathers. http://silouanthompson.net/2008/08/personal-experience/

1355

Там же.

1356

Здесь вновь возникает тема «лицетворения» – «προσωποποία».

1357

См.: Lossky V. The Mystical Theology of the Eastern Church. P. 160, 173. Цит. по: Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 137.

1358

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 123–124.

1359

Каллист (Уэр), митр. Единство и миссия. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1159/

1360

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 68.

1361

Каллист Уэр, еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 120.

1362

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 216.

1363

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm. См. Kallistos (Ware), metr. In the Image and Likeness: The Uniqueness of the Human Person. P. 1–13; «человек – это животное, уподобляющееся Богу», Каллист (Уэр), еп. Через творение к Творцу. С. 18; Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 228.

1364

Kallistos (Ware), metr. I Love, Therefore I Am. http://www.incommunion.org/2009/06/23/i-love-therefore-i-am/

1365

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 226.

1366

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 120.

1367

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1368

Там же.

1369

Каллист (Уэр), митр. Мы живем в эпоху Отцов. http://www.kiev-orthodox.org/site/meetings/738/

1370

Kallistos (Ware), bish. The Unity of the Human Person: The Body-Soul Relationship in Orthodox Theology. http://www.myriobiblos.gr/texts/english/wear_unity_3.html; «человеческая личность есть глубокая тайна», Kallistos (Ware), bish. How Do We Enter the Heart? P. 9. http://www.scribd.com/doc/74567498/Paths-to-the-Heart-Sufism-and-the-Christian-East

1371

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. Glorify God with your Body. http://www.incommunion.org/2004/10/18/glorify-god-with-your-body/

1372

«καθ’ ἑαυτὸν ἀγνώστῳ χαρακτηρίζων τὴν ἀκατάληπτον φύσιν», Григорий Нисский, свт. De hominis opificio. 2. PG 44. 156 B.

1373

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1374

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1375

Kallistos (Ware), metr. Foreword to Nonna Verna Harrison. God’s Many-Splendored Image: Theological Anthropology for Christian Formation. P. IX; Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 27.

1376

Mother Maria of Normanby. Ralph Cudworth Mystical Thinker. P. 35. Цит. по: Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 114.

1377

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1378

Kallistos of Diokleia, bish. Orthodox theology in the new millennium: What is the most important question? P. 13.

1379

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 142.

1380

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. I Love, Therefore I Am. http://www.incommunion.org/2009/06/23/i-love-therefore-i-am/

1381

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 28.

1382

Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Через творение к Творцу. С. 19–20.

1383

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. How Do We Enter the Heart? P. 9. http://www.scribd.com/doc/74567498/Paths-to-the-Heart-Sufism-and-the-Christian-East

1384

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1385

Kallistos (Ware), metr. Foreword to Nonna Verna Harrison. God’s Many-Splendored Image: Theological Anthropology for Christian Formation. P. X.

1386

Kallistos (Ware), metr. Beyond all holiness»: St. Nicolas Cabasilas on The Mother of God. Р. 4.

1387

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1388

Там же.

1389

Там же.

1390

Каллист (Уэр Тимоти), митр. Диоклийский. Икона человеческой свободы. http://www.bogoslov.ru/text/2329967.html

1391

Там же; Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. In Peace Let Us Pray to the Lord. http://www.incommunion.org/2004/10/18/in-peace-let-us-pray-to-the-lord/

1392

Kallistos (Ware), metr. Mary’s vocation and our own. P. 9. http://ecumenicalmarianpilgrimage.faithweb.com/09kallistos.pdf

1393

«Аскетизм ведет к освобождению человеческой личности, к власти над самим собой», Kallistos (Ware), metr. The Way of the Ascetics: Negative or Affirmative? http://www29.homepage.villanova.edu/christopher.haas/ascetics.html

1394

Каллист (Уэр), еп. Смысл удивления. С. 94.

1395

Каллист (Уэр Тимоти), митр. Диоклийский. Икона человеческой свободы. http://www.bogoslov.ru/text/2329967.html

1396

Каллист (Уэр), митр. Единство и миссия. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1159/

1397

Каллист (Уэр), еп. Время: темница или путь к свободе? С. 236, 230.

1398

Каллист (Уэр), еп. Можем ли мы надеяться на спасение всех? С. 259–260.

1399

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 77–78.

1400

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. The Power of the Name. The Jesus Prayer in Orthodox Spirituality. P. 3.

1401

Он, в частности, говорит о «цельности нашей свободной воли», Каллист (Уэр), митр. Личный опыт общения со Святым Духом по греческим отцам. http://www.reshma.nov.ru/pr_sov/bogoslovie/kallist_duh_otsi.htm

1402

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1403

Kallistos of Diokleia, bish. Orthodox theology in the new millennium: What is the most important question? P. 13; «Бог никогда не повторяется в своем творении», Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. Mary’s vocation and our own. P. 7. http://ecumenicalmarianpilgrimage.faithweb.com/09kallistos.pdf

1404

Каллист (Уэр), митр. Православная Церковь. С. 251.

1405

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 68; Kallistos (Ware), bish. The Spiritual Father in Orthodox Christianity. http://silouanthompson.net/2008/09/spiritual-father/

1406

Kallistos of Diokleia, bish. The fool in Christ as prophet and apostle. P. 18.

1407

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1408

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 181.

1409

Там же. С. 71.

1410

Каллист (Уэр), митр. Единство и миссия. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1159/

1411

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 240.

1412

Каллист (Уэр), еп. Через творение к Творцу. С. 14–15.

1413

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. Mary’s vocation and our own. P. 7. http://ecumenicalmarianpilgrimage.faithweb.com/09kallistos.pdf

1414

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 129.

1415

Kallistos (Ware), bish. Concerning the Filioque. http://www.agrino.org/cyberdesert/kallistos.htm

1416

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. Mary’s vocation and our own. P. 9. http://ecumenicalmarianpilgrimage.faithweb.com/09kallistos.pdf

1417

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 121.

1418

Каллист (Уэр Тимоти), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1419

Каллист (Уэр Тимоти), митр. Икона человеческой свободы. http://www.bogoslov.ru/text/2329967.html; «Нет истинного человека, если нет, по крайней мере, двух человек – еще лучше…, трех – в общении друг с другом», Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm; См. также: Kallistos (Ware), metr. The Human Person as an Icon of the Trinity. P. 6 –23; Каллист (Уэр), митр. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 110–123.

1420

Каллист (Уэр), митр. «Нужно молиться за всех». С. 257.

1421

Kallistos (Ware), bish. Orthodox theology in the new millennium: What is the most important question? P. 13; «я являюсь живой личностью (в отличие от индивидуальности) только когда я обращен лицом к другим лицам», Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1422

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 40

1423

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 121.

1424

Каллист (Уэр), митр. Православная Церковь. С. 248–249.

1425

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 122–123.

1426

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/; Kallistos (Ware), metr. Mary’s vocation and our own. P. 9. http://ecumenicalmarianpilgrimage.faithweb.com/09kallistos.pdf

1427

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. A peaceful ending to our life. http://www.incommunion.org/2004/10/18/a-peaceful-ending-to-our-life/; Каллист (Уэр Тимоти), еп. «Приди с миром»: тайна смерти и воскресения. С. 43.

1428

Kallistos (Ware), archbishop. Interview with the Most Rev. http://groups.yahoo.com/group/OrthodoxNews/message/9788

1429

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/; Kallistos (Ware), metr. I Love, Therefore I Am. http://www.incommunion.org/2009/06/23/i-love-therefore-i-am/

1430

Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности. С. 120–121.

1431

Kallistos of Diokleia, bish. Orthodox theology in the new millennium: What is the most important question? P. 11.

1432

Каллист (Уэр Тимоти), митр. Мы живем в эпоху Отцов. http://www.kiev-orthodox.org/site/meetings/738/

1433

Каллист (Уэр), митр. Православная Церковь. С. 286–287.

1434

Каллист (Уэр), еп. Богословие молитвы. С. 77–78; Каллист (Уэр), митр. Христианская жизнь может быть обобщена фразой: «Стань тем, что ты есть». http://www.bogoslov.ru/text/370172.html; Kallistos of Diokleia, bish. The ‘Monk of the Eastern Church’ and the Jesus prayer. P. 19.

1435

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 50.

1436

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. The Power of the Name. The Jesus Prayer in Orthodox Spirituality. P. 7.

1437

Каллист (Уэр Тимоти), митр. Единство и миссия. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1159/; Kallistos (Ware), bish. In Peace Let Us Pray to the Lord. http://www.incommunion.org/2004/10/18/in-peace-let-us-pray-to-the-lord/

1438

Kallistos of Diokleia, bish. Deification in St Symeon the New Theologian. P. 9.

1439

Gillet L., fr. in Vincent Bourne, La Quete de Verite d’lrenee Winnaert. P. 335.

1440

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1441

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1442

Kallistos (Ware), metr. I Love, Therefore I Am. http://www.incommunion.org/2009/06/23/i-love-therefore-i-am/

1443

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1444

Там же.

1445

«κατ’ εἰκόνα μὲν, πᾶσα φύσις λογική ἐστι τοῦ Θεοῦ· καθ’ ὁμοίωσιν δὲ, μόνοι οἱ ἀγαθοὶ καὶ σοφοί», Максим Исповедник, прп. Capita de Charitate. III, 25. PG 90. 1024 С.

1446

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1447

Kallistos (Ware), bish. A peaceful ending to our life. http://www.incommunion.org/2004/10/18/a-peaceful-ending-to-our-life/

1448

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/

1449

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 182.

1450

Kallistos (Ware), metr. «Beyond all holiness»: St. Nicolas Cabasilas on The Mother of God. Р. 8; Kallistos (Ware), metr. Mary’s vocation and our own. P. 11–12. http://ecumenicalmarianpilgrimage.faithweb.com/09kallistos.pdf

1451

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. A peaceful ending to our life. http://www.incommunion.org/2004/10/18/a-peaceful-ending-to-our-life/

1452

Kallist (Ware), bish. The Seed of the Church. P. 9.

1453

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. A peaceful ending to our life. http://www.incommunion.org/2004/10/18/a-peaceful-ending-to-our-life/

1454

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. The Power of the Name. The Jesus Prayer in Orthodox Spirituality. P. 2.

1455

«Каждый из нас – священник твари, космический литургист», Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm; Kallistos of Diokleia, bish. Orthodox theology in the new millennium: What is the most important question? P. 13.

1456

Каллист (Уэр), еп. Через творение к Творцу. С. 22.

1457

Каллист (Уэр), митр. Мы живем в эпоху Отцов. http://www.kiev-orthodox.org/site/meetings/738/

1458

Каллист (Уэр), митр. Таинство человеческой личности. http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/383/; Kallistos (Ware), bish. Concerning the Filioque. Let Us Go Forth in Peace. http://www.incommunion.org/2004/10/18/let-us-go-forth-in-peace/; Каллист (Уэр), митр. Духовная борьба в современном мире. www.kiev-orthodox.org/site/spiritual/2039,print.php

1459

Kallistos (Ware), bish. Glorify God with your Body. http://www.incommunion.org/2004/10/18/glorify-god-with-your-body/

1460

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 156.

1461

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество. С. 228.

1462

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. Glorify God with your Body. http://www.incommunion.org/2004/10/18/glorify-god-with-your-body/

1463

Малахов В. Послесловие. Уроки Владыки Каллиста. С. 270; Каллист (Уэр), митр. Духовность добротолюбия. С. 116–117.

1464

Каллист (Уэр), еп. Внутреннее Царство. С. 7.

1465

Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1466

Каллист (Уэр), еп. Через творение к Творцу. С. 24.

1467

Mathew Α. G. Byzantine Aesthetics. Рp. 23–24.

1468

Staniloae D., rev. The World as Gift and Sacrament of God’s Love. P. 669.

1469

Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Через творение к Творцу. С. 10.

1470

Там же. С. 25.

1471

Каллист (Уэр), митр. Духовная борьба в современном мире. www.kiev-orthodox.org/site/spiritual/2039,print.php

1472

Каллист (Уэр), митр. Богословское образование в Писании и у святых Отцов. ; «образ Божий в нас должен «пониматься целостно»», Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1473

Каллист (Уэр), еп. «Приди с миром»: тайна смерти и воскресения. С. 45–46.

1474

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 64–65; Митр. Каллист ссылается на ряд холистических отеческих цитат о составе человека. Например: «μὴ ἂν ψυχὴν μόνην, μήτε σῶμα μόνον λέγεσθαι ἄνθρωπον, ἀλλὰ τὸ συναμφότερον, ὄν δὴ καὶ κατ’εἰκόνα πεποιηκέναι Θεὸς λέγεται», Михаил Акоминат (Хониат), († около 1222). Prosopopeiae. PG 150. 1361 C (хотя авторство часто приписывается свт. Григорию Паламе). Он также подчеркивает, что и подсознательная часть души входит в состав личности человеческой. См.: Kallistos Ware, bishop of Diokleia. The Power of the Name. The Jesus Prayer in Orthodox Spirituality. P. 10; также: Каллист (Уэр), митр. Богословские ресурсы для понимания христианской антропологии в православной традиции. http://www.bogoslov.ru/es/text/554858.htm

1475

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. The Passions: Enemy or Friend? http://www.incommunion.org/2004/10/18/the-passions-enemy-or-friend/

1476

Там же.

1477

Каллист (Уэр), еп. «Приди с миром»: тайна смерти и воскресения. С. 55.

1478

Каллист (Уэр), митр. «Нужно молиться за всех». Спасение по учению преподобного Силуана Афонского. С. 248.

1479

Kallistos (Ware), metr. «Beyond all holiness»: St Nicolas Cabasilas on The Mother of God. Р. 2.

1480

Каллист (Уэр), митр. «Мы должны молиться за всех людей». Спасение мира по учению старца Силуана. С. 117.

1481

Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. С. 22.

1482

Kallistos (Ware), bish. How Do We Enter the Heart? // Paths to the Heart Sufism and the Christian East. P. 11. http://www.scribd.com/doc/74567498/Paths-to-the-Heart-Sufism-and-the-Christian-East; Kallistos (Ware), bish. Identity and Difference in the Spiritual Life: Hesychasts, Yogis, and Sufis. http://athensdialogues.chs.harvard.edu/cgi-bin/WebObjects/athensdialogues.woa/wa/dist?dis=71

1483

Каллист (Уэр), еп. Богословие молитвы. С. 80.

1484

Каллист (Уэр), митр. Сила имени. Молитва Иисусова в православной духовности. С. 21.

1485

Каллист (Уэр), еп. Богословие молитвы. С. 80–81.

1486

Каллист (Уэр), митр. Сила имени. Молитва Иисусова в православной духовности. С. 19–20; Kallistos (Ware), bish. How Do We Enter the Heart? P. 9. http://www.scribd.com/doc/74567498/Paths-to-the-Heart-Sufism-and-the-Christian-East

1487

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. How Do We Enter the Heart? P. 8. http://www.scribd.com/doc/74567498/Paths-to-the-Heart-Sufism-and-the-Christian-East

1488

Там же. P. 12.

1489

Каллист (Уэр), еп. Время: темница или путь к свободе? С. 237.

1490

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 68.

1491

Kallistos (Ware), metr. «Beyond all holiness»: St Nicolas Cabasilas on The Mother of God. Р. 6.

1492

Kallistos (Ware), bish. Forgive us… as We Forgive: Forgiveness in the Psalms and the Lord’s Prayer, by metr. Kallistos Ware. http://www.incommunion.org/2012/04/05/forgive-us-ware/

1493

Kallistos (Ware, Timothy), metr. of Diokleia. Theological Education in Scripture and the Fathers. http://www.bogoslov.ru/text/print/2350887.html

1494

Kallistos (Ware), bish. Forgive us… as We Forgive: Forgiveness in the Psalms and the Lord’s Prayer, by metr. Kallistos Ware. http://www.incommunion.org/2012/04/05/forgive-us-ware/

1495

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 40.

1496

Каллист (Уэр), митр. Православный путь. С. 164–165.

1497

Kallistos (Ware), bishop of Diokleia. I Love, Therefore I Am. http://www.incommunion.org/2009/06/23/i-love-therefore-i-am/; Kallistos (Ware), archbishop of Diokleia. Interview with the Most Rev. http://groups.yahoo.com/group/OrthodoxNews/message/9788

1498

Каллист (Уэр), митр. Мы живем в эпоху Отцов. http://www.kiev-orthodox.org/site/meetings/738/

1499

Kallistos of Diokleia, bish. Orthodox theology in the new millennium: What is the most important question? P. 13.


Источник: Богословие личности в XIX-XX вв. / Иеромонах Мефодий (Зинковский). - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2014. - 320 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»).

Комментарии для сайта Cackle