Азбука веры Православная библиотека иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития


иеромонах Мефодий (Зинковский)

Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития

Диссертация

Содержание

Введение. Понятие «личности» – открытие в мысли о боге и о человеке Богословие личности Небогословские представления о личности Богословие личности-персоны в западно-христианской мысли Глава 1. Этимология слова «личность» и обзор его употребления в богословии XIX – начала ΧΧ вв. 1.1. Этимологический анализ слова «личность» 1.2. Понятие «личность» в русском богословии XIX – начала XX вв. 1.2.1. Понятие личности в триадологии XIX – начала XX вв. а) Три Личности в Боге b) Личное бытие, самосознание и личные свойства Лиц Троицы с) Осмысление противоречия между кажущейся ограниченностью личности и неограниченностью Бога 1.2.2. Непоследовательность применения понятия личности в триадологии 1.2.3. Понятие личности в христологии XIX – начала XX вв. а) Воплощение Личности Сына b) Воипостазирование человеческой природы Христа в Его Божественную Личность с) Ипостасное или личное единство природ d) Личность Христа и Его сознание 1.2.4. Непоследовательность в христологическом употреблении термина «личность» 1.2.5. Свойства личности в антропологии XIX в. 1.2.6. Непоследовательность и противоречивость в представлениях о человеческой личности а) «Образование личности» b) Смешение понятий личности и души или духа в человеке с) Опасность экзистенциального «уклона» 1.2.7. Заключение 1.3. О понятиях «личность» и «ипостась» в русской религиозной философии XX в.: свящ. П. Флоренский, Н. А. Бердяев, прот. С. Булгаков 1.3.1. О понятиях ипостаси, индивида и сущности у о. П. Флоренского 1.3.2. Понятия ипостаси и сущности у о. С. Булгакова 1.3.3. Понятия личности и индивида у Н. А. Бердяева 1.3.4. Заключение Глава 2. Православное богословие личности в XX в. 2.1. Богословское понятие человеческой личности, согласно В. Н. Лосскому 2.1.1. В. Н. Лосский как ученый-богослов и религиозный философ 2.1.2. Богословское определение понятия человеческой личности 2.1.3. Терминология антропологии и догматы веры 2.1.4. Понятие личности в триадологии Лосского 2.1.5. Гносеология Лосского и понятие личности 2.1.6. Христология Лосского и понятие личности 2.1.7. Понятие личности в антропологии Лосского 2.1.8. Свойства личности, согласно Лосскому 2.1.9. Заключение 2.2. Богословский персонализм прот. Г. Флоровского 2.2.1. Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский как богослов, патролог и философ 2.2.2. Понятие личности и триадология Флоровского 2.2.3. Христология Флоровского и Личность Христа 2.2.4. Понятие личности в антропологии Флоровского 2.2.5. Экклезиология прот. Г. Флоровского и спор с позицией В. Н. Лосского 2.2.6. Свойства личности, согласно Флоровскому 2.2.7. Критический взгляд на некоторые положения мысли прот. Г. Флоровского а) «Двойная» онтология и свобода личности b) Эпигенез личности с) Сущность грехопадения и искупления 2.2.8. Заключение 2.3. Богословский персонализм архим. Софрония (Сахарова) 2.3.1. Архим. Софроний – духовник и богослов-практик 2.3.2. Значение богословия о. Софрония 2.3.3. Персона как принцип бытия 2.3.4. «Ипостасная соизмеримость» и образ Божий в человеке, согласно о. Софронию 2.3.5. Синергия и обожение в свете понятия «персоны» 2.3.6. Персона как основание единства 2.3.7. Динамичность персоны у о. Софрония 2.3.8. Заключение 2.4. О богословском персонализме протопр. Иоанна Мейендорфа 2.4.1. Протопр. Иоанн Мейендорф как историк, богослов и патролог 2.4.2. Системный персонализм о. И. Мейендорфа 2.4.3. Триадология и понятие личности у о. И. Мейендорфа 2.4.4. Опытная первичность личности 2.4.5. Различие личности и сущности 2.4.6. Христология о. И. Мейендорфа и понятие личности 2.4.7. Ипостасное единство 2.4.8. Гномическая воля и личность 2.4.9. Пневматология и понятие личности у о. И. Мейендорфа 2.4.10. Паламизм глазами о. И. Мейендорфа 2.4.11. «Экзистенциализм» о. И. Мейендорфа 2.4.12. Сообразность человека Богу в личном бытии 2.4.13. Заключение 1.5. Сербское богословие личности в XX в. 2.5.1. Апофатичность, или таинственность, личности 2.5.2. Троица и Богочеловек – Первообразы личностного бытия 2. 5 . 3. Логосность человеческой личности – сообразность Христу 2.5.4. Соотношение личности и природы 2.5.5. Целостность 2.5.6. Познавательная способность 2.5.7. Свобода 2.5.8. Уникальность, творчество и синергичность личности 2.5.9. Динамизм 2.5.10. Общение, кафоличность и перихоретичность личности 2.5.11. Нравственность и любовь 2.5.12. Заключение 2.6. Богословие личности согласно прот. Думитру Станилоэ 2.6.1. Прот. Думитру Станилоэ как систематизатор святоотеческого богословия 2.6.2. Понятие личности в Боге у о. Д. Станилоэ 2.6.3. Понятие личности в христологии и пневматологии 2.6.4. Понятие личности в антропологии 2.6.5. Философские проекции и терминологическая несистематичность 2.6.6. О критике В. Н. Лосского 2.6.7. Заключение 2.7. Соотношение понятий «личность», «сущность» и «общение» в богословии митр. Иоанна Зизиуласа 2.7.1. Митр. И. Зизиулас как один из известнейших богословов современности 2.7.2. Богословие личности у митр. И. Зизиуласа 2.7.3. Тринитарные основы мышления митр. И. Зизиуласа 2.7.4. Первичность личности по отношению к сущности в богословии митр. И. Зизиуласа 2.7.5. Прочтение митр. И. Зизиуласом свт. Григория Паламы 2.7.6. Общение личностей у митр. И. Зизиуласа 2.7.7. Критика взглядов митр. И. Зизиуласа на общение 2.7.8. Понятие экстаза у митр. И. Зизиуласа 2.7.9. Неудачность апологии позиции митр. И. Зизиуласа его единомышленниками 2.7.10. Некоторые аспекты личностной антропологии митр. И. Зизиуласа 2.7.11. Заключение 2.8. Богословие человеческой личности митрополита Каллиста Уэра 2.8.1. Актуальность богословия человеческой личности 2.8.2. Понятие личности-персоны в богословии 2.8.3. Личностная природа богословия 2.8.4. Бог – Личность 2.8.5. Христология, пневматология и Личность 2.8.6. Антропология и личность 2.8.7. Свойства человеческой личности 2.8.8. Заключение 2.9. Анализ представлений о личности у Христоса Яннараса 2.9.1. Христос Яннарас – философ и богослов 2.9.2. Онтология личности у Х. Яннараса и патристика 2.9.3. Бог – Троица Личностей и Откровение 2.9.4. Христология Х. Яннараса 2.9.5. Антропология Х. Яннараса 2.9.6. Свойства личности, согласно Х. Яннарасу 2.9.7. Критические соображения: становление ипостасью 2.9.8. Трактовка способа (тропоса) существования 2.9.10. Пантеистическая угроза 2.9.11. Взаимосвязь неточной интерпретации способа бытия, пренебрежения сущностью с пантеистической угрозой 2.9.12. Некоторые особенности понимания ипостазирования и ипостаси у Х. Яннараса 2.9.19. Заключение 2.10. Синергия и личность в антропологии С. С. Хоружего 2.10.1. Богословие личности: патристические истоки и необходимость развития 2.10.2. Динамика личности и энергийные структуры в антропологии С. С. Хоружего 2.10.3. Синергийная антропология и категория общения 2.10.4. Другие свойства личности по С. С. Хоружему Свобода 2.10.5. Критические замечания: «конституирование в личность» и «субъектная перспектива» 2.10.6. Понятия «воипостазирование» и связь «по энергии» или «по ипостаси» 2.10.7. Онтотрансцензус и онтологическая динамика 2.10.8. Свобода и примат энергии 2.10.9. Заключение 2.11. Заключительные соображения Глава 3. Святоотеческие термины, релевантные богословию личности 3.1.1. Термин «ипостась» у древних греков и в Св. Писании 3.1.2. Понятие «ипостась» у Филона и у средних платоников 3.1.3. Понятие «ипостась» у неоплатоников 3.1.4. Различение ипостаси и сущности в платонизме и у Оригена 3.1.5. Некоторые исторические аспекты различения ипостаси и сущности 3.1.6. Понятие «ипостась» у свт. Афанасия Великого 3.1.7. Каппадокийский синтез 3.1.8. Понятие «ипостась» у преп. Иоанна Дамаскина 3.1.9. Понятие «ипостась» у преп. Максима Исповедника 3.1.10. Понятие «ипостась» у св. Григория Паламы и в паламитском богословии 3.1.11. Заключение 3.2.1. Значение приставки «ἐν» 3.2.2. Возможные значения термина «ἐνυπόστατον» и употребление его богословами II–IV вв. 3.2.3. Термин «ἐνυπόστατον» в эпоху христологических споров 3.2.4. Универсальное употребление термина «ἐνυπόστατον» преп. Иоанном Дамаскиным 3.2.5. Термин «ἐνυπόστατον» у свт. Григория Паламы и патр. Филофея Коккина 3.2.6. Термин «ἐνυπόστατον» в русском богословии конца ΧΙΧ–ΧΧ вв. 3.2.7. Универсальность термина и возможность его применения в разных сферах богословия 3.2.8. Определение образа Божия как ипостасно-природного единства человека 3.2.9. Евхаристическое применение термина «ἐνυπόστατον» 3.2.10. Заключение 3.3. Понятие «тропос существования» и богословское понятие «личность» 3.3.1. Понятие «тропос существования» в Св. Писании и у церковных писателей 3.3.2. Понятие «тропос существования» у каппадокийцев. Переосмысление неоплатонической терминологии 3.3.3. Понятие «тропос существования» у преп. Максима Исповедника 3.3.4. Понятие «тропос существования» у преп. Иоанна Дамаскина 3.3.5. Понятие «тропос существования» у свт. Григория Паламы 3.3.6. Заключение 3.4. Термин «πρόσωπον» и его богословское употребление 3.4.1. Значение и употребление термина в античности 3.4.2. Термин «πρόσωπον» в Св. Писании 3.4.3. Термин «πρόσωπον» у доникейских авторов 3.4.4. Термин «πρόσωπον» у каппадокийцев и в других школах. Сближение с термином «ὑπόστασις» 3.4.5. Термин «πρόσωπον» у свт. Кирилла Александрийского и Леонтия Византийского. Синонимичность «πρόσωπον» и «ὑπόστασις» 3.4.6. Термин «πρόσωπον» у преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина и свт. Григория Паламы. Различия в понимании «ὑπόστασις» и «πρόσωπον» 3.4.7. Значение святоотеческого переосмысления термина. Возможность отражения им ипостасной уникальности и общения ипостасей 3.5. Термин «προαίρεσις» и богословие личности 3.5.1. Термин «προαίρεσις» у свт. Григория Нисского 3.5.2. Термин «προαίρεσις» у других каппадокийцев 3.5.3. Термин «προαίρεσις» у преп. Максима Исповедника и преп. Иоанна Дамаскина 3.5.4. Свойства «προαίρεσις’а» и проблематичность приложения его ко Христу 3.5.5. Термин «προαίρεσις» у свт. Григория Паламы 3.5.6. Заключение Глава 4. Опыт систематического изложения свойств человеческой личности 4.1. Несводимость личности человека к его природе и бытийное тождество природы и личности – единство природно-личной онтологии 4.2. Открытость, перихоретичность личности, общение и самотождественность – синтетичность и религиозность 4.3. Свобода человеческой личности и ее нравственность – бытие «для других» 4.4. Творческий потенциал личности и ее восприимчивость – уникальность и иерархичность 4.5. Динамичность и устойчивость личности – целостность и целеустремленность 4.6. Связь личности с логосностью-словесностью и ее иррациональность – когнитивность и сознательность Заключение Глава 5. Практические аспекты богословия человеческой личности 5.1. Христианская культура и динамика личности 5.1.1. Связь и взаимовлияние понятий «личность» и «культура» 5.1.2. Религиозность как свойство истинной культуры 5.1.3. Гуманизм как следствие неверной антропологической модели 5.1.4. Личностные свойства культуры 5.1.5. Судьбы и конечный смысл человеческой культуры 5.2. Об ипостасно-природном характере христианской аскезы 5.2.1. Богословские основания христианской аскезы 5.2.2. Личностная любовь как вершина лестницы аскетического восхождения 5.2.3. Ипостасно-природный характер грехопадения 5.2.4. Ипостасные свойства христианской аскезы 5.2.5. Ипостасно-природная целостность святых как плод аскетического делания 5.3. Духовное руководство и богословское понятие личности 5.3.1. Богословский контекст 5.3.2. Целевые установки духовного наставничества 5.3.3. Старчество как идеал руководства 5.3.4. Личные отношения в духовном руководстве и их динамичность 5.3.5. Кафоличность и включение личностью других личностей в себя 5.3.6. Несводимость к природному началу и элемент мета-рациональности в духовном руководстве 5.3.7. Свобода в духовном руководстве 5.3.8. Творчество и уникальность в духовном руководстве 5.3.9. Смирение и нравственность в духовном наставничестве 5.3.10. Любовь, целостность и рассудительность в духовничестве 5.3.11. Логосность-словесность в духовном руководстве 5.3.12. Заключение 5.4. Богословское понятие человеческой личности в свете педагогической науки 5.4.1. Педагогика как искусство воспитания личности 5.4.2. Цели и методы воспитания как отражение антропологической модели личности 5.4.3. Различное понимание сущности личности в педагогических школах 5.4.4. Свойства личности в воззрениях выдающихся педагогов 5.4.5. Истинная цель педагогики – приведение к познанию личного Первообраза 5.5. Богословие красоты в контексте богословия личности 5.5.1. Красота в мысли древних философов 5.5.2. Троица – Подлинная Красота 5.5.3. Троица – Архетип красоты творения, красота логосов и человека 5.5.4. Красота, являемая посредством Троичности Откровения 5.5.5. Единство в многообразии и порядок как отражение красоты Троичного бытия в творении 5.5.6. Ипостасные свойства красоты 5.5.7. Заключение Заключение Библиография

Комментарии для сайта Cackle