Библиотеке требуются волонтёры
священник М.А.Поторжинский

Свт. Кирилл, еп. Туровский

Источник

Св. Кирилл был одним из самых видных представителей не только проповеднической, но и вообще русской литературы второй половины XII в. Он родился и воспитан в г. Турове (на р. Припети) Минской губернии от богатых родителей. С юных лет предался книжному учению и хорошо навык божественным писаниям. Поступив в монастырь, он своею строго благочестивою жизнию научал братию пребывать в послушании игумену и потом, чтобы достигнуть бо́льшаго совершенства, заключил себя в столпе, где подвизался не только в посте и молитвах, но и в составлении назидательных сочинений. Слава о нем, как великом подвижнике и учительном муже, распространилась по всей окрестности, и потому, когда сделалась свободною епископская кафедра в г. Турове, ок. 1162 г., князь и народ упросили благочестиваго столпника занять ее. Около 1182 г. Кирилл, вероятно, отказался от епископской кафедры и скончался в уединении, неизвестно в каком году, а за свои добродетели причислен к лику святых. Память его совершается 28 апреля.

Из «множайших» сочинений св. Кирилла, которыми он, просвещал землю русскую и возсиял в России паче всех, как второй Златоуст, до нас дошли девять слов его на праздники и воскресные дни, от недели Ваий до Пятидесятницы (за исключением недели о Самаряныне) и кроме того, слово о слепце и хромце, в виде притчи, которое читалось в 5-ю нед. вел. поста.

Проповеди св. Кирилла особенно важны для определения того влияния, какое имела на древнюю русскую литературу византийская, в течение многих столетий, до XVII в.

Содержанием слов Кирилла Туровскаго, служит раскрытие таинственнаго, духовнаго смысла евангельских повествований. Раскрывая общехристианския истины, они не касаются явлений современной жизни русскаго народа и не могут назваться народными, хотя и содержат указание на некоторыя современныя обстоятельства, например на равнодушие паствы к его поучениям; они имеють значение как памятник церковнаго ораторства одного из лучших проповедников русских, состоявших под влиянием греческой отеческой и византийской письменности. Русские люди видели в епископе туровском втораго златословеснаго витию, т. е. русскаго Златоуста; но этот взгляд их показывает, что они мало знакомы были с свойствами проповедей Златоуста. В проповедях Кирилла Туровскаго меньше всего можно встречать нравоучение, общедоступность изложения и современность, которыя были отличительными чертами проповеди Иоанна Златоуста. Гораздо более сходства можно найти у Кирилла Туровскаго с другими проповедниками восточными; например в слове в неделю Ваий есть много сходных мест с словом на тот же день Прокла Константинопольскаго, а отчасти с беседою на праздник Ваий св. Кирилла Александрийскаго. В слове в неделю новую по Пасхе встречаем большое сходство с словом св. Григория Богослова также на новую неделю и на память мученика Маманта. В слове о мироносицах речь Иосифа Аримафейскаго похожа на такую же речь в слове св. Епифания Кипрскаго на погребение Спасителя. В этом же слове Кирилла находим ясные следы подражания плачу Богородицы, который приписывается Симеону Метафрасту. Наконец, сам Кирилл проповеди свои называет словесами от пророческих, евангельских и апостольских сказаний. И действительно многия его поучения представляют собою евангельский разсказ события, распространенный и дополненный собственными соображениями проповедника, заимствованными из книг Ветхаго Завета, особенно пророческих и псалмов. Форма представления у Кирилла Туровскаго символическая, происходящая от символическаго воззрения на природу и человека. Иногда символизм этот доходит до одушевленнаго, поэтическаго представления, верно передавая сходство предметов мира вещественнаго и духовнаго, а иногда, напротив, впадает в искусственность, вследствие произвольных, натянутых сближений и желания провести символическую параллель не только в целом, но и в частностях. Образы для своих мыслей он заимствует то из Священнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета, то из природы. Иногда они передают его мысль ясно, наглядно, а иногда, если этих образов много, затемняют ее. Изложение у Кирилла Туровскаго нередко переходит от повествовательнаго к драматическому: лица, о которых говорится в проповеди, становятся как бы действующими, вступают друг с другом в беседу и выражают свои мысли и чувства монологами, иногда очень длинными. Начало этого драматизма видим в Библии, но там он не доходит до крайности и служит средством оживляющим разсказ; у Кирилла же Туровскаго, как у его образцов – византийских проповедников, он нередко доходит до крайности: выводимыя в евангельском разсказе лица говорят речи друг пред другом, иногда очень длинныя и не соответствующия по своей витиеватости ни характеру лиц, которым приписываются, ни месту, ни времени; кратко сказать, проповеди Кирилла Туровскаго со стороны слога отличаются образностию формы речи, драматизмом, сравнениями, противоположениями, вопросами, восклицаниями, обращениями, олицетворениями и другими риторическими прикрасами. Вообще все то, что сказано о характере византийской литературы вполне относится и к Кириллу Туровскому. Целью своих слов проповедник поставлял – показать народу величие празднуемаго события, пригласить народ к его празднованию, к прославлению Христа или святых Его: отсюда сходство слов Кирилла Туровскаго с церковными песнями, от которых он заимствует иногда не только форму, но и целыя выражения.

Лучшими из проповедей Кирилла Туровскаго считаются слова в неделю новую по Пасхе, слово в неделю о разслабленном и слово на Вознесение Господне. Первое замечательно своим символическич взглядом на природу, второе поэтическим характером изложения, а третье запечатлено игривою фантазиею и не чуждо произвольных предположений. Все проповеди Кирилла имеют форму слова, заключая в себе следующия части: приступ, изложение и заключение. В приступе выражена какая нибудь общая мысль, не всегда идущая к предмету слова. В изложении разсматривается самый предмет в панегирическом тоне и аллегорическом смысле, а в заключении содержится иногда краткое назидание, а большею частию молитва к Богу или похвала угодникам или молитва к ним. Общий характер проповеди Кирилла – преобладание поэтическаго элемента над дидактизмом. Редко можно встретить в них обдуманное построение и строгость в изложении. Это не столько поучения, сколько свободныя излияния благочестивых помыслов – гимны. Вообще о словах святителя туровскаго можно сказать, что отдельныя места в них есть весьма хорошия и даже прекрасныя, но целаго, вполне выдержаннаго и совершеннаго слова, нет ни одного; что в них довольно искусственности и изысканности, как в сочетании мыслей, так и в выражениях, и очень мало нравственных наставлений. Главныя отличительныя свойства Кирилла Туровскаго, как писателя, живое, плодовитое, неистощимое воображение, мягкое, доброе, восприимчивое чувство, легкий, свободный, витиеватый язык.

Проповеди Кирилла Туровскаго в древней Руси читались, списывались и помещались в разнаго рода сборниках в течение пяти веков (с XIII-XVII в.) очень усердно, что доказывается множеством списков, дошедших до нас. Существенным изменениям текст не подвергался; они ограничивались большею частию пропуском или заменою одних выражений и слов другими, а иногда сокращениями. В некоторых поученияхь опущены начала – приступы, в других – заключения, в иных – места в средине, так как по объему проповеди довольно обширны. Даже в XVII в., когда началоcь новое направление, схоластическое, и в литературе вообще и в церковной проповеди в частности, память о Кирилле Туровском, как лучшем проповеднике древней Руси не изгладилась (См. Λιθος Петра Могилы, стр. 352). В 1684 г. священник города Орла Пермской епархии, при составлении своих проповедей, названных «Статир», пользовался наравне с творениями Златоуста, Григория Богослова, Феофилакта Болгарскаго, Федора Студита и др. и, русскими проповедниками, – между которыми встречаем и Кирилла Туровскаго.


Источник: Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ее, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI-XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них / Сост. свящ. М.А. Поторжинский, препод. Киевской духовной семинарии. - Киев : тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879. - [2], II, 600, IV с. / Поторжинский М.А. Св. Кирилл, еп. Туровский. 31-32 с.

Комментарии для сайта Cackle