Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Типикон

Книга Типикон, или Устав, главным образом содержит указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях.

Книга Типикон разделяется по своему содержанию на три части. Часть первая (от 1 до 47 главы), которую можно назвать «общею», содержит общие указания на порядок молитвословий и священнодействий, в каком они должны быть при общественном богослужении в известного рода дни.

I

Так как в седмичном кругу различаются между собою главным образом службы дней недельных (воскресных), службы дней седмичных, кроме субботы, и службы дней субботних, то в чинах и последованиях Типикона находятся общие указания троякого вида, прежде всего указывается на порядок службы недельной.

Служба на день недельный (воскресный) бывает иначе отправляема, если совершается всенощное бдение, и иначе, если нет бдения, в Типиконе сперва указывается на службу, когда совершается бдение, в 1-й главе находится «Чин малыя вечерни», а во 2-й – «Чин великия вечерни», т.е. бдения всенощного и утрени воскресной. Эти чины находятся иногда и в Служебнике, Октоихе и других богослужебных книгах. В сих чинах указываются молитвословия как неизменяемые, так и изменяемые упомянутых служб, но изменяемые молитвословия только такие, какие должны быть читаемы или петы в недели (воскресения), если в них не случается никакого и малого праздника. Если же в неделю (воскресение) случатся разные праздники, то бывает перемена в изменяемых молитвословиях, и об этом указывается в следующих главах, именно: 3, 4 и 5. в них указывается на изменяемые молитвословия, которые должны быть на бдении в неделю (в воскресение), если в этот день случится память святого, которому по Уставу и в дни будничные должно быть бдение (гл. 3) или полиелей (гл. 4), или случится святой, поемый на 6, не имеющий полиелея (гл. 5). В сих главах нет указаний на неизменяемые молитвословия при богослужении, ибо они указаны в 1 и во 2 главах и бывают одни и те же при всех праздниках, указанных в 3, 4 и 5 главах Типикона.

После изложения чинов для совершения бдения, в Типиконе говорится, в 6 главе, в какие дни бывают бдения, в 7 главе содержится Устав о богослужении в дни воскресные, если накануне их по какому-либо случаю не бывает всенощного бдения. Тогда не поется малая вечерня, а отправляется только великая, и последняя совершается отдельно от утрени, соединяясь с повечерием, а утреня бывает отправляема отдельно от вечерни, в свое время, с утренею соединяется полунощница, в 7 главе указаны молитвословия как неизменяемые, так и изменяемые, и главным образом первые.

В рассмотренных главах указано время, в которое должны начинаться некоторые службы, но не указано время для литургии. В 8 главе Типикона и говорится о том, в какие часы должно начинать литургию в неделю и в праздники великие, средние и малые.

После указаний, как отправлять службы в дни воскресные, в Типиконе следуют указания на службы в дни седминные, кроме суббот. 9 глава надписывается так: «о еже како подобает знаменати на всяк день, зде же указания о вечерни и о утрени дней седмичных, и в них же поем Аллилуиа, и о первом часе», в этом заглавии отличаются одни седмичные дни от других дней, в которые поется «Аллилуиа». Под пением «Аллилуиа» разумеется то пение, которое бывает на утрени по прочтении шестопсалмия. В известные дни года вместо «Аллилуиа» поется «Бог Господь». При пении «Аллилуиа» и «Бог Господь» бывают при общественном богослужении неодинаковые изменяемые молитвословия. Особенности в службах при пении «Бог Господь» и при пении «Аллилуиа» в дни седмичные, кроме субботы, изложены в 9 главе, о них же, кроме того, должно смотреть во 2 части Типикона: в месяцеслове под 14 числом ноября и в Триодионе – особенно в последованиях седмицы сырной и первой Великого поста. Выражение «поем Аллилуиа», встречаемое в месяцеслове Типикона, указывает на молитвословия седмичных дней, кроме субботы.

Поскольку во 2, 3, 4, 9 и других главах Типикона, в которых указывается, как следует совершать службу в дни недельные и седмичные, часто говорится, что по кафизмах на утрени бывает «чтение во Евангелии», «чтение во Евангелии толковом», то в 10 главе показано, из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует.

После общего последования (9 главы) для дней седмичных содержатся, в 11 главе, общие указания о пении канонов на утрени в седмичные дни. Хотя в месяцеслове Типикона почти в каждом последовании показано, сколько следует на утрени петь или читать тропарей из канонов Минеи и из канонов Октоиха, но в месяцеслове Типикона это указано без различия к дням седмичным. Между тем в Октоихе для утрени каждого дня находится по два канона, и устав, касающийся пения их, в разные седмичные дни различен. Устав о таком различии и можно видеть в 11 главе.

После указаний для служб дней недельных и седмичных, кроме субботы, в Типиконе находятся указания для служб субботних. Изменяемые молитвословия в службах субботы бывают а) иные, когда поется «Бог Господь» и нет полиелея; б) иные, когда бывает полиелей или бдение; в) иные, когда на утрени поется «Аллилуиа». Указания на изменяемые молитвословия этих суббот находятся в 12, 13 и 15 главах. 14 глава, следующая за тою (13), в которой говорится о службе субботней, если поется «Аллилуиа» (о службе за усопших), указывает изменяемые и неизменяемые молитвословия, какие бывают на особой службе за усопших, называемой «панихидою».

После изложения общих чинов и последований следует в Типиконе, с 16 до 22 главы, общий устав, касающийся некоторых песнопений и чтений в известного рода дни, именно: а) о светильнах на утрени (глава 16); б) о стихословии Псалтири (глава 17), т.е. в каком порядке должно быть рядовое чтение Псалтири при общественном богослужении во все дни года, что указывается и в самой Псалтири; в) о стихословии песней «Поем Господеви» и «Господеви поем» (глава 18), т.е. песней Священного Писания, которые положено петь на утрени перед тропарями канонов; г) о катавасии, «поемой в Господние, Владычны и Богородичны праздники и в воскресные дни, и нарочитых святых всего лета» (глава 19); д) о днях, в которые на утрени по 8-й песни канона поется «Честнейшая» и в которые не поется (глава 20); е) о том, когда на литургии глаголются Изобразительны и когда – антифоны праздничные и вседневные (глава 21).

С 22 до 25 главы, включительно, говорится о священнодействиях, которые совершаются при общественном богослужении, именно: а) о каждении иереем или диаконом, т.е. о том, в каких службах общественного богослужения, в которое время и в каком порядке каждение бывает (глава 22); б) об отъятии завесы и отверстии царских дверей (23-я глава); в) о времени зажигания свечей на божественных службах в дни недельные, праздничные (глава 24), седмичные (глава 25).

С 26 до 31 главы предписываются правила для стоящих в храме Божием.

С 32 до 36 главы говорится о трапезе и о посте, излагается устав вообще для всех христиан касательно пищи, какая позволена им на трапезе в дни постные и непостные.

С 34 же главы до конца 1 части, т.е. до 47 главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих.

II

Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году – неподвижных (Минеи) и подвижных (триодей и Октоиха).

Перед этою частью находится глава (47), в коей объясняются «знамения», или знаки, праздников Владычных, Богородичных и святых, те знаки, кои в следующей,

48, главе Типикона постоянно видим наряду с последованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48 глава Типикона носит название «месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее.

Месяцеслов начинается 1 числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом.

Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднства и отдание всякого дванадесятого праздника в неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и недельные дни триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и триодях против этих указаний пишется такой знак; , т.е. Марк.

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной.

В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи.

В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник.

В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона.

III

Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии.

Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше).

Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий16, и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

В конце Типикона следуют «храмовые главы». Они указывают, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с иным каким-либо праздником в один и тот же день. Храмовые главы имеют в Типиконе свой счет и расположены так же, как последования во 2 части Типикона, именно: сперва (с 1 до 25) находятся главы о праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до недели мытаря и фарисея; потом (с 25 до 48 гл.) о праздниках храмовых, которые случаются во время пения Постной триоди, и, наконец (с 48 до 58 главы, включительно), о храмовых праздниках, какие бывают в дни пения Цветной Триоди.

После храмовых глав в Типиконе находятся припевы, которые поются на 9 песни канона утрени в Господни, Владычны и Богородичны праздники.

Последняя глава Типикона содержит Индиктион, зрячую Пасхалию и Лунник.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle