Руководство к изучению богослужения православной Церкви
О каждении
Каждение фимиамом при богослужении установлено Самим Богом. В Ветхом Завете в скинии и в Иерусалимском храме был устроен жертвенник, на котором совершалось благовонное курение (Исх. гл. 30). Каждение было и из ручных кадильниц и служило с молитвами к умилостивлению Бога (Чис. 16:46–48). И в Новом Завете со времен апостольских молитвы соединялись с каждением фимиама. Св. Иоанн Богослов, созерцая святых пред Господом, сидящим на престоле, говорил, что молитвы святых возносятся с фимиамом (Апок. 3:8; 8:3:5).
Каждением чествуются святые иконы и священные вещи при богослужении. При чествовании святых икон, креста, Евангелия возносится чествование Самому Господу Богу и святым Его.
Каждением пред святыми иконами выражается также желание молящихся, чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому как фимиам из кадила возносится к небу, и были бы так приятны Богу, как бывает приятно благоухание фимиама. Каждением же всех присутствующих изображается благодать Святого Духа, распространяющаяся везде и на всех.
Каждение всегда соединяется с молитвою, которую произносит иерей или архиерей при благословении кадила. В молитве он просит Христа Бога, чтобы Господь принял кадило «в воню благоухания духовнаго», т.е. чтобы люди, предстоящие и молящиеся, были духовно приятным благоуханием Христу (2Кор. 2:15), чтобы Господь, приемля кадило в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал благодать Пресвятаго Своего Духа.
Для каждения устраиваются сосуды, называемые кадилом, кадильницею. Кадила устраиваются в виде чашечки, закрываемой сверху крышкою, к чашечке прикрепляются три или четыре цепочки, довольно длинные, за которые держат кадило при каждении.
