Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Об общественном богослужении соединение повседневных служб между собою

Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, а именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю, время же дня, в которое совершаются по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое Уставом указано для совершения каждой службы особо.

Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; 2) когда литургия бывает после вечерни; 3) когда вовсе ее не бывает.

Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, а именно:

а) накануне служба вечерняя состоит из 9 часа, вечерни, повечерия.

Затем б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1 часа, соответствующего нашему 7-му.

Наконец, в) служба полудня – из 3 и 6 часов и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает повечерия и полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке:

A. 9 час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах).

Б. Великая вечерня, утреня, 1 час (т.е. бдение).

B. 3 и 6 часы, литургия.

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия.

В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни.

Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились).


Вечерня
Малая Вседневная Великая
В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении
Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6).
Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом. Устав о вседневной вечерне находится в Типиконе, в 9 главе; в последованиях понедельника и среды 1 седмицы Великого поста; в Служебнике, Часослове и Следованной Псалтири. Устав о вечерне в дни Великой Четыредесятницы находится в Типиконе, в последовании вечера сырной недели (воскресения) и в последовании понедельника 1 Седмицы Великого Поста; также в Часослове и в Следованной Псалтири. Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Типиконе, в 7 главе; также в Служебнике, Часослове и в Следованной Псалтири, в последованиях Триоди и Минеи на указанные дни. Устав о вечерне на бдении всенощном находится в Типиконе, во 2 главе, иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом; также в последованиях Типикона, Минеи и Триоди на великие праздники.
Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Благословен Бог наш30Приидите, поклонимся трижды31Пс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Диакон: Возстаните... Господи, благослови. Иерей: Слава С вятей...Приидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, триждыСветильничны.
Господи, помилуй, трижды Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.Стихословие целой кафизмы.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне32. Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне (службы 1-й седм. в особ. кн.). В вечер недели (воскресения) кафизмы не бывает. Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы. 1 антифон 1 кафизмы. В неделю вечера стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17). Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы.На неделю (воскресение) вся 1 кафизма.
После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды. Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая одна, если один антифон; если же три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас.По 1-й: Яко Твоя держава.По 2-й: Яко благ и человеколюбец.По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати.
Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 4 Возглас: Яко Твоя держава.Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 6 Возглас: Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 (в седмичные дни) и на 10 (в недели). Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 и на 8. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах» воскресные на 6 и Минеи на 8, или воскресные на 4 и Минеи на 6 (если святой с бдением или полиелеем). В седмичные дни – Минеи на 6 или на 8.
Слава и нынеБогородичен или стихира. Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход (иногда) Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход – в вечер недель (воскресений): 1, 2, 3, 4, 5 седмиц и недели ваий. Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход
Свете тихий Свете тихий Свете тихийВонмем (особ. кн. 1-й седм.) Свете тихийВонмем (Тип., гл. 7).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). Свете тихийВонмем (Тип., гл. 2).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3).
Прокимен дне. Прокимен дне или Аллилуиа в субботы мясопустную и пред Пятидесятницей. Прокимен паремии (Тип.); в 1, 2, 3, 4, 5 –прокимен великий, в неделю ваий – прокимен дне.Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.) Чтение паремии (из книги Бытия). Вонмем.Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение.Вонмем.Чтение паремии (из книги Притчей). Прокимен дне. Иногда особый прокимен великий. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем Чтение паремии.Ектения: Рцем вси. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Прокимен дне. Премудрость. (Того-то) чтение. ВонмемЧтение паремии.Ектения: Рцем вси. Возглас: Яко милостив и человеколюбец.
Сподоби, Господи Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец. Сподоби, ГосподиЕктения: Исполним вечернюю молитву.Возглас: Яко благ и человеколюбец.
Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госпови приклоним.Возглас: Буди держава Царствия Твоего.Стихиры литии, храма и святому, выход из храма в притвор. Спаси, Боже, люди Твоя.Возглас: Услыши ны, Боже.Мир всем.И духови твоему.Главы наша Господеви приклоним.Иерей: «Владыко многомилостиве».
Стихиры на стиховне на воскресение из Октоиха, на седмичные дни из Минеи.Слава и ныне.И ныне: Богородичен или стихира предпраздненства или попраздненства. Стихиры на стиховне Октоиха. Слава: Минеи.И ныне: Богородичен или стихира предпраздненства или попраздненства. Стихиры на стиховне. Слава и ныне.Стихира Триоди. Стихиры на стиховне воскресные из Октоиха, в седмичные дни из Минеи. Слава: Минеи.И ныне: Богородичен, если полиелей или бдение святому, то Богородичен воскресен по гласу Славы, или стихира праздника. Стихиры на стиховне воскресные из Октоиха, в седмичные дни из Минеи и вход в храм. Слава и ныне.Богородичен или стихира.
Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство. Ныне отпущаеши.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть царство.
Тропарь. Слава и ныне. Богородичен. Ектения малая: Помилуй нас, Боже. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Тропарь. Слава и ныне. Богородичен. Ектения: Помилуй нас, Боже. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Премудрость.Благослови.Сый благословен Христос, Бог наш.Утверди, Боже.Пресвятая Богородице, спаси нас.Честнейшую Херувим. Тропарь: Богородице Дево, радуйся.Слава: Крестителю Христову.И ныне: Молите о нас святии.Богородичен: Под твое благоутробие. (На 24 февр., 9 и 25 марта тропарь и Богор. праздника).Господи, помилуй, 40 раз.(На 24 февр., 9 и 25 марта – ект. Помилуй нас, Боже).Яко милостив.Слава и ныне.Честнейшую Херувим.Именем Господним благослови, отче. Сый благословен. Тропарь в воскресение: Богородице Дево, трижды или дважды, и Минеи однажды (если святой с бдением или полиелеем), в седмичные дни из Минеи, дважды, и Богородице Дево, однажды. Премудрость.Благослови. Сый благословен Христос, Бог наш.Утверди, Боже.Пресвятая Богородице, спаси нас.Честнейшую Херувим. Тропарь в воскресение: Богородице Дево, трижды или дважды, и Минеи однажды (если святой с бдением или полиелеем), в седмичные дни из Минеи, дважды, и Богородице Дево, однажды.Благословение хлебов с молитвою:Господи Иисусе Христе. АминьБуди имя Господне благословенно от ныне и до века, трижды.Псал. 33: Благословлю Господа на всякое время, до «Не лишатся всякаго блага».Иерей: Благословение Господне на вас.
Слава Тебе, Христе Боже.Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды. Слава Тебе, Христе Боже.Слава и ныне. Господи, помилуй, трижды. Слава Тебе, Христе Боже.Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды.
Благослови.Отпуст малый.Многолетие (Тип., гл. 1)33. Благослови.Отпуст великий.Многолетие.(Служебник в конце вечерни). Небесный Царю. Господи, Владыко живота, – в неделю и на праздники с 3-мя поклонами, а в прочие дни – с 16-ю.В неделю: Слава Тебе, Христе Боже. Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды.Благослови. Отпуст.Многолетие.(Тип., сырн. нед. веч.).За сим:Кроме недель:Трисвятое. Отче наш.Яко Твое есть Царство.Господи, помилуй, 12 раз.Всесвятая Троице. Буди имя Господне, трижды.Слава и ныне.Пс.: Благословлю Господа.Премудрость.Достойно есть.Пресвятая Богородице.Честнейшую Херувим.Слава Тебе, Христе Боже. Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды.Благослови. Отпуст.Многолетие.(Часослов). Благослови.Отпуст великий по дню.Многолетие (Тип., гл. 7). Буди имя Господне, трижды.Пс.: Благословлю Господа на всякое время, до: Не лишатся всякого блага. Иерей: Благословение Господне на вас.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle