Руководство к изучению богослужения православной Церкви
Литургия Преждеосвященных даров
Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (евхаристии).
Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста, потому что приношение Святых Даров и освящение их несовместны со строгостью поста. Присутствуя при освящении Святых Даров или совершении таинства евхаристии, истинные христиане одушевляются чувством высокой радости о Христе Спасителе. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Потому в известные дни Великого поста и не положено совершать таинства евхаристии (освящения Святых Даров). Но, с другой стороны, и причащение не вовсе отменяется в дни поста и покаяния. Ибо постящимся, при подвигах умерщвления плоти, необходимо подкрепление небесною пищею Тела и крови Христовой. Посему, чтобы постящиеся могли приобщаться Тела и Крови Христовой, совершается литургия Преждеосвященных Даров.
Дары же, которые преподаются верным на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде – при совершении литургии или св. Иоанна Златоуста (в неделю сыропустную, в неделю ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста).
Святой хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и агнец для литургии, совершаемой в тот день.
Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу, то литургия Преждеосвященных Даров совершается после 9 часа и вечерни. Перед литургиею совершаются великопостные 3, 6 и 9 часы с Изобразительными и вечерня.
После часов и Изобразительных священник говорит отпуст по обычаю. Затем диакон, на обычном месте у святых дверей, возглашает: «Благослови, владыко».
Священник произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». При этом творит Евангелием крест над престолом. Затем совершается вечерня; читается предначинательный псалом, произносится великая ектения и стихословится 18 кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми» (Пс. 119–133). После каждого антифона, иначе – после каждой «Славы» кафизмы, диакон произносит малую ектению.
После ектении певцы поют «Господи воззвах» и стихиры. Когда же поется последний стих, т.е. стихира на «Слава и ныне», тогда открываются царские двери и бывает вход с кадильницею без Евангелия. Если же на литургии преждеосвященных Даров будет читаться Евангелие, то вход бывает с Евангелием. По входе бывает чтение паремий. Диакон говорит: «Вонмем». Священник говорит: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец говорит: «Прокимен». И сказывает прокимен. Потом диакон говорит: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». После чтения книги Бытия царские двери отворяются и произносится чтецом и поется певцами второй прокимен. После пения прокимна диакон, обращаясь к священнику, возглашает: «Повелите». Священник, взяв обеими руками кадильницу и подсвечник со свечою, стоит перед св. трапезою и, знаменуя крест, говорит: «Премудрость, прости», возбуждая молящихся к особенному вниманию и благоговению. Затем, обратясь на запад к народу и осеняя народ, говорит: «Свет Христов просвещает всех». Этим как бы показывается, что праотцы-пророки, коих Писание сейчас читалось и будет затем читаться, были просвещены тем же Божиим светом, который и ныне просвещает всех. Обыкновенно это совершается при открытых царских вратах, и молящиеся, повергаясь на колени, преклоняют главы к земле. Это священнодействие указывает на бывший в древности обычай, по которому в дни Великой Четыредесятницы готовящиеся к крещению осенялись перед выходом их из храма зажженною свечою, в знаменование благодатного света, который они получат в крещении. По осенении свещею с кадильницею царские двери затворяются и следует чтение паремий из книги Притчей. Диакон возглашает: «Вонмем», и читаются паремии. После чтения паремий священник говорит чтецу: «Мир ти». Диакон же говорит: «Премудрость», возбуждая внимание к тем молитвословиям и священнодействиям, которые затем последуют, подобно тому как священник говорит «премудрость, прости» перед словами «Свет Христов просвещает всех». Но после чтения паремий не говорится: «прости», ибо по Уставу надобно на коленях внимать пению следующих затем молитвословий: «Да исправится молитва моя» (Пс. 140). Молитвословие «Да исправится молитва моя» поется таким образом: чтец, или певцы, или священник, стоя перед царскими дверьми, поют стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». После них то же поет правый лик. Этот стих поют попеременно лики – и после прочих стихов, петых чтецом или певцами перед алтарем. Чтец же или певцы перед царскими вратами поют следующие стихи: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда возвати ми к Тебе»; «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устах моих»; «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (выдумывать извинения грехов). После сего последнего стиха, когда лик пропоет «Да исправится молитва моя», чтец или певцы перед царскими вратами опять поют: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»; лик же допевает этот стих: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Во время пения сего священник, стоя в алтаре перед святою трапезою, прияв кадильницу с фимиамом, кадит. После того как чтец пропоет последний стих, а именно: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия», обыкновенно священник идет к жертвеннику, и диакон, встав с колен, следует за ним. Священник кадит перед жертвенником трижды и отдает кадило диакону, который, стоя перед жертвенником, кадит до конца пения «Да исправится». Священник же, возвратясь к престолу, становится на колени перед ним.
После пения «Да исправится», в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие. Так бывает в дни памяти великих святых. В Страстную седмицу на литургии Преждеосвященных Даров полагается только чтение Евангелия (и не бывает чтения Апостола). После Евангелия, если же Евангелие не читается, то после пения «Да исправится», следуют те же молитвословия, которые бывают после чтения Евангелия в литургиях св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, а именно – ектения «Рцем вси» и ектения об оглашенных. По окончании ее священник, после тайно прочитанной молитвы, возглашает: «Да и тии (т.е. оглашенные) с нами славят пречестное и великолепое имя Твое». Перед тем как произносить этот возглас, священник распростирает антиминс.
После ектении оглашенных и возгласа «Да и тии с нами славят» диакон приглашает верных продолжать молитву: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся».
Так как в древности на Великом посту между оглашенными находились такие, которые готовились вскоре, в пасхальную седмицу, просветиться святым крещением, то со среды Крестопоклонной, или средопостной, седмицы положены на литургии преждеосвященных Даров особые моления об этих оглашенных, а именно – ектения и молитва тайная священника с возгласом «Яко Ты еси просвещение наше». После моления о готовящихся ко просвещению, диакон взывает: «Елицы ко просвещению изыдите, иже ко просвещению изыдите, елицы оглашении изыдите; да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».
После прошения: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию» и пения: «Господи, помилуй», диакон говорит: «премудрость»; т.е. премудрость имеет явиться в священнодействии. Священник возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава», и произносится ектения: «Паки и паки миром Господу помолимся», которая на литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого произносится перед Херувимскою песнею.
Затем бывает великий вход. Поется песнь: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится». Во время пения сего отворяются царские двери, диакон кадит святую трапезу и жертвенник. Потом священник и диакон, стоя у престола, произносят трижды «Ныне силы небесныя», поклоняются трижды и отходят к жертвеннику. Священник кадит трижды, полагает на плечо диакона воздух, коим были покрыты Дары. Сам же берет правою рукою дискос и поставляет его на свою главу, а потир берет левою рукою и несет, держа при персях. Диакон предшествует с кадильницею. Идя же от жертвенника чрез северные двери в царские двери к престолу, они ничего не произносят, ибо все уже произносилось на той литургии, на которой освящались сии Святые Дары. Во время же перенесения божественных Таин все люди и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в тайнах сущему; понеже совершено преждеосвященны суть. По внесении Святых Даров в алтарь все встают, и певцы допевают песнь «Ныне силы небесныя», а именно поют: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
По поставлении Св. Даров на престол, священник снимает покровцы со Св. Даров, берет воздух с плеча диакона, надносит его на кадильницу и со благоуханием покрывает им Св. Дары.
Так как на литургии Преждеосвященных Даров не бывает освящения Даров, то за великим входом по перенесении Св. Даров на престол следуют молитвословия к причащению верных. Диакон произносит ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», в которой говорит: 40 предложенных и преждеосвященных честных Дарех Господу помолимся; яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа». Священник по окончании ектении возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати». Певцы поют «Отче наш». После возгласа священника и пения певцами «Аминь», священник говорит: «Мир всем». Затем совершаются молитвословия и священнодействия, подобные тем, которые бывают в этой части литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. На литургии Преждеосвященных Даров не бывает только возношения Тела Христова; ибо оно, изображая вознесение Господа на крест, было уже на литургии, на которой освящались Дары. Но священник касается рукою Хлеба с благоговением и страхом Божиим и, когда диакон произносит: «Вонмем» священник возглашает: «Преждеосвященная святая святым». Потом снимает воздух со Св. Даров и раздробляет св. агнца с теми же словами и точно так, как и на литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, потом влагает частицу в потир, ничего не говоря, и диакон вливает теплоту, ничего не произнося.
Потом бывает приобщение священнослужителей.
Так как Тело Христово напитано Кровию Христовою (на литургии, на которой было освящение Даров), то диакон, подходя для получения Св. Даров, говорит: «Преподаждь мне, Владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник, давая ему частицу святых Таин, говорит: «Такому-то священнодиакону преподается честное и святое и пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и жизнь вечную во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Если на службе преждеосвященной литургии приобщается священник без диакона, то, по причащении святых Таин, он не пиет из чаши, но пиет по окончании литургии, когда потребляет святые Тайны. Ибо, хотя вино и освящено вложением частиц святых Таин, но оно не пресуществлено в божественную Кровь; над ним не читались здесь, как в литургиях св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, слова освящения. Но если на литургии священник и диакон приобщаются, то диакон в это время из чаши не пиет (а пиет по заамвонной молитве, по потреблении оставшихся частиц святых Таин). Священник же по приобщении святых Таин берет святой потир с покровцем обеими руками, пиет из него, ничего не произнося.
Во время приобщения священнослужителей поется причастен: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Затем литургия Преждеосвященных Даров совершается так же, как литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, с тем только отличием, что по открытии царских врат и возглашении: «Со страхом Божиим и верою приступите», вместо «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам», поется: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб небесный и чашу жизни вкусите, и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Затем священник, поставив на престол потир и обыкновенно благословляя народ, говорит: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Лик не поет «Видехом свет истинный», но священник, покадив Св. Дары, прием святой потир и, обращаясь к дверям, зря на люди, глаголет тайно: «Благословен Бог наш», и возгласно: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков». И вместо заамвонной молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи» читает другую: «Владыко Вседержителю», в которой священник просит Бога, чтобы Он «сподобил подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити..., главы невидимых змиев сокрушити... и неосужденно достигнути поклонитися святому воскресению». После заамвонной молитвы лик поет трижды «Буди имя Господне благословенно... Слава и ныне» и псалом 33: «Благословлю Господа».
Отпуст литургии Преждеосвященных Даров, кроме дней Страстной седмицы, такой же, какой и на литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, т.е. «Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере». Потрудившегося же в составлении литургии воспоминают: «Иже во святых отца нашего Григория Двоеслова».
