Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная

Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних (Лк. 18:9), поэтому Православная Церковь в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе воснесется», что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах.

На утрени в неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой недели (воскресения) Великого поста включительно, после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных».

Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога, а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, святая Церковь в следующую неделю после недели мытаря и фарисея, притчею о блудном сыне (Лк. 15:11–32) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у ангелов и об одном кающемся грешнике, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия.

На утрени в неделю блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною. Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся.

Седмица после недели (воскресения) блудного сына, которою перед Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустною, а неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (мяса отпуст, лишение, прекращение).

В субботу мясопустную перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, на который предстанут все живые и умершие, св. Церковь, как чадолюбивая матерь, молится об умерших, дабы купно с нами и они стали одесную Судии. Притом в пост, когда Церковь творит моление об умерших реже, нежели в иные дни года, этим молением о них в субботу мясопустную как бы восполняется поминовение их. В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, кои «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получили». В субботу же, а не в другой день, перед мясопустною неделею полагается моление об упокоении душ потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления упокоить умерших со святыми. Служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем только различием, что в мясопустную субботу поются песнопения Октоиха из рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницею – непременно 6 гласа.

После молитв за умерших св. Церковь перед Великим постом, в неделю (воскресение) мясопустную, воспоминает о Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное человеколюбие Божие не предались беспечности о своем спасении. Св. Церковь раскрывает, что Господь Бог сколько милосерд, столько же и правосуден, что будет Страшный суд, на котором Он воздаст каждому по делам его.

После недели мясопустной следует седмица сырная, сыропустная, в которую перед Великим постом прекращается вкушение сыра59. Неделя же (воскресение), следующая за этою седмицею, носит название «сыропустной», «сыропуста» – сыра отпуст, прекращение. Во все дни сырной седмицы поются особые песнословия, пения приготовительные к посту. Падение Адама, указующее нужду в посте, воспоминается в неделю (воскресение) сырную во всех песнях последования. Оно же приводится на память и в последованиях сырной седмицы, в некоторых песнях и молитвах.

В среду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. На вечерне, утрени, часах положены великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего».

В субботу сырную воспоминаются мужи и жены, просиявшие лощением. Подобно тому «как вожди перед ополченным войском и уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно свв. отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снеди, но в обуздании языка, сердца и очей» (Синаксарь субботы сырной). Утреня совершается с великим славословием.

Неделя (воскресение), следующая за мясопустною – сырная, есть последняя приготовительная к Великому посту, есть преддверие поста, в молитвах и песнях этой недели св. Церковь воспоминает грехопадение прародителей Адама и Евы, раскрывает, что оно произошло от невоздержания, и желает показать нам чрез то, как гибельно невоздержание и как спасителен пост, установленный для нас по примеру Господа.

На вечерне в сырную неделю (воскресение), равно и во все затем недели (воскресения) до недели ваий, бывает: а) пение великого прокимна. В указанные недели поются попеременно два великих прокимна: «Не отврати лица Твоего» (в сырную, 2 и 4 недели поста) и «Дал еси достояние» (1, 3 и 5 поста); б) великий вход ради великих прокимнов; в) за входом не ектения «Рцем вси» (как на великой вечерне), а «Сподоби, Господи»; г) по «Ныне отпущаеши» тропари: «Богородице Дево», на «Слава» – «Крестителю Христов» и другие, с поклонами; д) вместо ектении «Помилуй нас, Боже» произносится «Господи, помилуй», 40 раз; е) после возгласа «Сый благословен» – молитва «Небесный Царю»; ж) три великих поклона с молитвою «Господи и Владыко живота моего». Затем повечерие малое с 16 поклонами при произнесении молитвы «Господи и Владыко живота моего».


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle