Азбука веры Православная библиотека профессор Константин Петрович Победоносцев 38 писем бывшего обер-прокурора святейшего синода К.П. Победоносцева к высокопреосвященному Макарию Томскому

38 писем бывшего обер-прокурора святейшего синода К.П. Победоносцева к высокопреосвященному Макарию Томскому1

Источник

Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

 

 

«Дела наши пойдут вслед за нами на праведный суд Господень» (пис[ьмо]36).

После 25-летнего доблестного служения Церкви Божией в ответственном и исключительном по положению звании обер-прокурора Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев отошел в вечность в самый разгар смуты, а потому и неудивительно, что память его как верного слуги Церкви и Отечества была омрачена грязными наветами врагов его политики. «Слышу, – пишет он (37 п[исьмо]), – от многих гаждение и злохуление». Так было еще при его жизни.

В литературе того времени откровенно было высказано и то обстоятельство, которое сделало К. П. Победоносцева ненавистным известной части общества – это его отрицательное отношение к конституционным стремлениям, проявившимся в конце царствования Александра П. В годину цареубийства, когда по всем расчетам должно было пасть Самодержавие, силою характера и преданности царскому престолу Конст[антин] Петр[ович] удержал Россию на краю пропасти социализма и отстоял самодержавие Императора. С того времени он выступил в высшем управлении России как лицо определенного направления, характеризовавшегося заботой об укреплении Православия, самодержавия, народности.

Пока Конст[антин] Петр[ович] был силен, пока власть не была еще расшатана, как это случилось в годы смуты, выступать открыто против твердого обер-прокурора печать не осмеливалась. Однако нельзя сказать, что она ему не вредила. Знакомые с уловками прессы в наше время, мы можем представить план кампании, составленный печатью против К[онстантина] П[обедоносцева] и в то время. Разными извилистыми путями и окольными дорогами в сознание общества проводилась одна определенная мысль, что обер-прокурор Святейшего Синода своей тяжелой рукой давит все светлые проявления жизни и тормозит движение свободной мысли. По опыту знаем, как эти мысли внедрялись в умы учащегося духовного юношества и как это последнее было настроено против своего главного начальника. О последних годах служения Конст[антина] Петр[овича] уж и говорить нечего, мы выше слышали его собственные слова об этом. Все это служит показателем того, что Конст[антин] Петр[ович] был слишком большой величиной, если им так интересовались его враги; что он вел церковный корабль по бурному морю твердой рукою, потому что чем устойчивее корабль идет против бурных волн, тем сильнее режет он напор ветра, тем выше всплеск волн, тем резче свист и завывание непогоды. Немало было и сочувствовавших К[онстантину] П[етровичу]. «Простые люди со всех концов России пишут мне сочувствие минувшей моей деятельности», – замечает он в своем письме (37). Но засилье в обществе взяла пресса «освободительная», а умеренная часть общества вследствие мирности своего характера на все нападки отвечала только частным письменным выражением своего сочувствия, не решаясь выступать в печати публично.

Теперь время выдвинуло пред обществом другие интересы; страсти, разыгравшиеся вокруг имени К[онстантина] П[обедоносцева], стихли. Потому пора бы начать работу по изучению этой незаурядной личности.

Константин Петрович при своей многосложной должности обер-прокурора Св[ятейшего] Синода находил время переписываться со многими лицами, занимающими разнообразное положение в Русской Церкви: и с епископами, и с профессорами, и с людьми приватных занятий, и с благочестивыми благотворителями на пользу Церкви.

Эта переписка, если бы она была опубликована, пролила бы обильный свет на жизнь и деятельность Конст[антина] Петр[овича] и заградила бы хульные уста его врагов, мнимых доброжелателей Церкви и Государства.

В этих видах начать публикацию частной переписки К. Победоносцева] издаются 38 писем его к Высопреосвя-щеннейшему Архиепископу Томскому Макарию.

Переписка эта обнимает 19 лет: с 1887 по 1906 год, т[о] е[сть] большую часть его обер-прокурорского служения (1880–1906)2. Правда, в сопоставлении с числом лет она не обширна, правда, в ней мы находим случайные сведения без какой-либо системы, но и по этим письмам мы можем проследить некоторые светлые черты души К[онстантина] П[етровича], которые трудно разгадать в его официальных бумагах. Там самое его положение лишало его возможности руководиться чувством.

Управление – дело холодного ума. Чем общее мысль, тем она отвлеченнее; также чем выше пост, тем общее издаются с него распоряжения, тем, след[овательно], они суше. Не то в частной переписке. Тот же администратор в частной переписке становится в положение частного человека. Он говорит не целому обществу, блюдет не общественные интересы, а беседует с отдельной личностью, излагает свои взгляды, свои симпатии по отдельному конкретному случаю. Все это дает надежду, что публикуемые письма привлекут к себе интересующихся лиц и будут содействовать той цели, для которой предпринято их издание.

Томская епархия – по преимуществу епархия миссионерская. Миссия на Алтае является существенной ее принадлежностью с первых дней ее открытия, а область этой Миссии занимала пространство, равное хорошей центральной российской губернии, – Алтай и киргизские степи Семипалатинской области.

Естественно, что переписка Высокопреосвященнейшего Макария с К. П[обедоносцевым] началась с миссионерских нужд и часто обращается к этому предмету.

Первое письмо Конст[антина] Петр[овича] помечено 1887 г., когда Пр[еосвященный] Макарий был еще начальником Миссии и епископом Бийским. Тридцатилетнее его миссионерское служение в пределах Алтая создали ему определенное имя. Поэтому с первого же письма его обер-прокурору Св[ятейшего] Синода мы замечаем со стороны К. П[обедоносцева] к нему внимание и благорасположение. Это внимание усиливается с каждым годом, а в зависимости от этого и письма К[онстантина] П[етровича] становятся пространнее и, можно сказать, откровеннее.

По этим письмам, прежде всего, мы можем проследить отношения К. Победоносцева] к делу Миссии.

Конст[антин] Петр[ович] благоговейно относился к памяти основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария Глухарева3, а потому благожелательно был расположен и к его детищу, Алтайской миссии. Он входит в мелочные подробности, касающиеся Миссии. Интересуется всякой подробностью этого дела, входит в нужды Миссии и оказывает ей денежную помощь частыми посылками денег из имеющихся в его распоряжении средств, привлекает благотворителей на это дело, сам расспрашивает о нуждах Миссии и предлагает свою помощь в нужных случаях (1, 4, 6, 8, 14).

Это расположение к Миссии есть не только любезность, оказываемая им корреспонденту своему: нет, оно составляло часть мировоззрения Конст[антина] Петр[овича] и занимало его не только в переписке с Томским архипастырем, но и независимо от нее, само по себе. Поэтому мы встречаем переписку его по этому предмету с известным знатоком тюркских наречий, казанским профессором Н. И. Ильминским4 (п[исьмо] 9 с приложением).

К. Победоносцев] смотрит на Миссию с обще церковной точки зрения, как на просветительное учреждение, дающее обильную пищу для назидания для всех членов Церкви и особенно для будущих пастырей Церкви. В этом случае его симпатии к Миссии совпадают с его симпатиями к школьному делу.

В быту и нравах миссионеров он находит обильную пищу для назидания общества и юношества. Как хороший хозяин, Конст[антин] Петр[ович] собирает все, что в его хозяйстве может быть полезным. Такой полезный материал нашел он и в недрах Миссии.

Благоговея душой перед приснопамятным основателем Миссии, он предпринимает издание его биографии (3) и рассылает ее по духовно-учебным заведениям; изыскивает материалы при помощи Н. И. Ильминского (16), а по совету последнего привлекает к этому делу Высокопреосвященнейшего Макария; он с восторгом получает из Томска «письма архим[андрита] Макария» и читает их с удовольствием и назиданием (3). Особенно же сочувственно отнесся он к изданию сборника под названием «Лепта»5.

Этот сборник, начало которому было дано «Приснопамятным», увлек К. П[обедоносцева], что он оказывал полное содействие его изданию и материальными средствами, и нравственной своей поддержкой (5). По его указаниям сборник «Лепта» разучивается синодальным хором, пение его исполняется в концертах; предполагается составление из него избранных кант (7) и, что всего важнее, намечен был и в одной части выполнен план распространения «Лепты» среди учащихся и среди всего общества. «Желаю и надеюсь, чтобы песни о[тца] Макария стали ведомы и любимы во всей России» (8).

Такое более чем радушное отношение к делу Миссии свидетельствует, что расположение к святому делу было основано на искреннем чувстве. Замечается, что в это дело Конст[антин] Петр[ович] вкладывает душу и пишет о нем не как администратор, а как благожелатель, имеющий силу помочь симпатичному для него делу.

Но и в этом уважении к делу Миссии Конст[антин] Петр[ович] обнаруживает присущую ему трезвость мысли. Он признает миссионерство благовестническое, чуждое земных расчетов, свободное от поползновений опираться на силу власти и действовать на обращаемых не словом убеждения, а обаянием высоких имен (10 и 12). Трезвый взгляд на это дело удержал его от тех мечтательных планов обращения неверных, какие нередко возникают в высших слоях столичного общества и проведение которых в жизнь нуждалось в содействии обер-прокурора Святейшего Синода. Так, он отрицательно отнесся к предположению подготовлять миссионеров в центральном учреждении – Миссионерском институте, признавая, что настоящий миссионер воспитывается на самом деле и привлекается к делу расположением (23). Подобное же несочувствие обнаруживает он и к великосветской затее открыть в Якутской области помощь прокаженным при посредстве монашек (12).

Таким образом, можно надеяться, что письма эти дадут будущему биографу Конст[антина] Петр[овича] материал для составления не одной теплой страницы его исследования.

Обращает на себя внимание и другая особенность души К. Победоносцева], отмеченная в этих письмах. Считая своей обязанностью быть посвященным во все стороны жизни подведомственной ему области управления, Конст[антин] Петр[ович] следил за епархиальной местной печатью очень внимательно и не пропускал без внимания, по-видимому, мелочных сообщений. Вычитывает он в «Епархиальных Ведомостях» о затруднениях миссионерской школы – Большенарымской, он высылает ей пособие (4); находит известие об учительнице, много трудящейся, но плохо обеспеченной, делает ей поощрение (17); узнает о священнике, посвятившем себя миссионерскому делу, спрашивает, чем бы быть ему полезным (20). Эти как будто и мелочные сведения рисуют нам, однако, светлую картинку из прошлого К. Победоносцева]. В его ли положении заниматься такими мелочами, а судя по циркулировавшим рассказам о нем в обществе – от него ли было ожидать такого внимания к безвестным труженикам, которым и самим-то не могло прийти в голову, чтобы кто-нибудь нашел нужным оказывать им особенное внимание.

Но тем-то оно и дорого, что неожиданно; потому оно и трогает сердце.

Если к этому прибавить постоянную отзывчивость К. П[обедоносцева] на обращаемые к нему, судя по его письмам, просьбы; если принять во внимание его задушевные отзывы о лучших деятелях, как, например, Н. И. Ильминском, то от личности этого «сухого», по изображению врагов, обер-прокурора повеет таким теплом, таким благоуханием чистосердечного служения великому делу, что поневоле ощутишь полную искренность его свидетельства о себе: «Дела наши пойдут вслед за нами на праведный суд Господень. По мере сил своих и сердечной ревности продолжал я труды свои, помышляя о благе Святой Церкви и ее служителей» (36).

Предоставляем прочий биографический материал этих писем изучать самим читателям как менее относящийся к выяснению внутреннего мира К[онстантина] П[етровича]. И из вышеизложенного, кажется, можно сделать вывод, что в переписке К. П[обедоносцева] рассыпаны обильно, как бывают вкраплены в породу, мельчайшие песчинки золота, драгоценные подробности для уяснения его образа, и что желательно бы их собрать воедино с такой же тщательностью, как собирается золото.

Письмо 1

Его преосвященству преосвященнейшему Макарию, епископу Бийскому

При сем имею честь препроводить сто (100) руб[лей], пожертвованные состоящим при мне Камергером Ароновым на строение Архиерейского дома в г[ороде] Бийске.

К. Победоносцев

12 марта 1887 г. Петербург.

Письмо 2

Преосвященный Владыка!

На днях получил я от Вас книжку «Вторая лепта». Книжка мне нравится, но я желал бы иметь сведения, кем составлена она?

Существует ли первая лепта ?6

Помнится, она была издана еще при О[тце] Макарии.

Какое предназначено ей употребление, распространена ли она в народе, и кем, и как поются песни?

Кто издатель этой книги – Сычев?

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего преосвященства покорный слуга

К. Победоносцев

11 ноября 1887 г. Петербург.

Письмо 3

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Вас за присылку мне прекрасной книги, которой я не знал до сих пор, – писем Архимандрита Макария. С удовольствием и назиданием читаю ее. К вам отправляю на сих днях некоторые книги, в том числе и биографическую статью о[отца] Макария, отдельно отпечатанную из «Православного Обозрения» и разосланную по распоряжению моему во все Духовные Семинарии.

Я уже телеграфировал Вашему Преосвященству, что расход на издание первой «Лепты» будет возмещен из здешних средств. Книжка эта весьма мне понравилась, и необходимо восстановить ее в обращение.

Обозначить нотное цифрами или круглою нотой – от Вас зависит, что Вы сочтете удобнее; хотя, казалось бы, круглая нота дороже, но доступнее многим, не привыкшим к цифирному счету. Благоволите в свое время уведомить, во что обойдется издание, и тогда деньги будут Вам высланы.

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорный слуга

К. Победоносцев

14 марта 1883 г. Петербург.

Письмо 4

Преосвященнейший Владыка!

Сейчас прочитал я в No 9 «Томских Епархиальных Ведомостей» рассказ свящ[енника] Синьковского, между прочим, об усердии свящ[енника] С. Борисова и о нуждах Большенарымской устроенной там школы. Полагаю, что и небольшое даяние принесет пользу сему доброму делу. Посылаю Вам особо (чрез хозяйственное Управление) сто (100) рублей и покорнейше прошу доставить эти деньги по назначению. Ожидаю известия о ходе печатания первой «Лепты». По первому требованию Вашему вышлю и деньги, сколько окажется нужным. Употребить цифры или ноты зависит вполне от личного Вашего усмотрения.

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорный слуга

К. Победоносцев

17 октября 1889 г. Петербург.

Письмо 5

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Вас за интересное письмо Ваше от 28 октября, которое сейчас получил.

Всякие подробности дела Вашего весьма интересуют.

Относительно Вашей катехизаторской школы, коей пользу Вы столь явственно объясняете, не благоволите ли прислать мне особливое сообщение со всеми подробностями о содержании и о тех правах, коих Вы для нее желаете. Если что можно будет сделать, постараемся. Но о правах невозможно просить, не представляя полного устава и программы учебной, соответствующей законным требованиям на сей предмет.

Первая «Лепта» содержит в себе такие прекрасные поэтические песнопения, что я жду ее появления, дабы распространить ее по возможности; постараюсь здесь в собраниях завести исполнение этих песнопений, дабы сделать их известными.

Здесь почти никто книжки этой не знает, а у меня всего один экземпляр, бывший, если не ошибаюсь, и у Вас единственный. И мне жаль, что К[расовский]7 взят от Вас. Новый теперь Губернатор Б[арон] Т[обизен]8 (он по фамилии немец, но родом из тамбовских дворян) – человек, кажется, доброго расположения, хотя едва ли будет иметь энергию К[расовского]. Он теперь приехал сюда из Киева и пробудет здесь, думаю, до следующего года, чтобы ознакомиться с делами нового для него края.

Письмо это дойдет до Вас, конечно, у же в следующем году, и потому оканчиваю его сердечным желанием, чтобы этот год был вполне благоприятным для Вас и для дела Вашего.

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорный слуга

К. Победоносцев

8 декабря 1889 г. Петербург.

Письмо 6

Преосвященнейший Владыка!

Сейчас получил почтеннейшее Ваше письмо от 13 января. Книги9 еще не получил, вероятно, придут на днях. Радуюсь их появлению. Если потребуется, еще пошлю вам; но если нужно будет выписать нам для семинарий, то пусть это будет не даром. По телеграмме Вашей Вам отправляю 488 рублей, казенные, а по нынешнему Вашему письму следует лишь 288. Оказывающиеся излишними 200 руб[лей] не трудитесь возвращать. Эта сумма может понадобиться на случай выписки экземпляров и во всяком случае пусть будет обращена на нужды Миссии, коих у Вас немало.

Не остались ли в распоряжении Вашем экземпляры отчетов по Алтайской миссии за последние годы, 1887–1888? Бывшие у меня все разошлись, а встречается надобность знакомить нужных людей с делом Миссии.

С совершенным почтением и проч[ее].

К. Победоносцев

5 февраля 1890 г. Петербург.

Письмо 7

Преосвященнейший Владыка!

Почтеннейшее письмо Ваше от 4 августа сейчас получил. Вы изволите писать, что отправили 14 октября мне 200 экземпляров первой «Лепты», но недели три тому назад я получил посылку, в коей лишь 50 экземпляров «Лепты». Вероятно, Вы пишете еще о другой посылке. Покорнейше благодарю за присылку, деньги имеют быть Вам доставлены.

Радуюсь, что предпринимается новое издание.

Если будет надобность в пособии на оное, благоволите меня уведомить. Я заказал нашему Синодальному хору в Москве исполнить некоторые пьесы и на днях слышал исполнение. Оно привело меня в восхищение, и я думаю предпринять особое издание избранных пьес из обеих «Лепт» с переложением на круглые ноты.

С совершенным почтением и проч[ее].

К. Победоносцев

1 сентября 1890 г. Петербург.

Письмо 8

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Вас за письмо, от вас полученное, и сердечно поздравляю со вступлением в новое лето, в коем да благословит Вас Господь миром и крепостью сил духовных и телесных.

Деньги за присланные Вами экземпляры «Лепты», вероятно, вы уже получили. Экземпляры эти разосланы мною по Дух[овным] Семинариям и женским училищам: весьма желательно, чтобы там привилось пение этих прекрасных гимнов. Я, кажется, писал уже вам, что Московский Синодальный хор исполнял некоторые из них для меня, что весьма мне понравилось, а потом пение это было и в публичном концерте.

Ныне заказано мною Директору10 хора сделать выборку из обеих «Лепт» и издать с круглою нотой: в Вашем издании примечены им некоторые, впрочем, неважные музыкальные погрешности, которые и будут исправлены. Быв прошлым летом в Перми и слышав прекрасное пение в женском монастыре, я послал туда «Лепту». И вот сообщение Игуменьи о том, как поются.

Желаю и надеюсь, чтобы песни о[тца] Макария стали ведомы и любимы по всей России.

В нуждах Ваших желал бы я всячески быть вам полезным.

На сей раз из остатков экстраорд[инарного] кредита на истекающий год удалось выделить рублей 500, которые и будут присланы в Ваше распоряжение.

С совершенным почтением и проч[ее].

К. Победоносцев

30 декабря 1890 г. Петербург.

Письмо 9

Преосвященнейший Владыка!

На пороге отходящего года сердечно желаю Вам вступить в новое лето радостно и мирно, с надеждами на благословение Божие во всех намерениях и делах Ваших. Многих добрых деятелей утратили мы в этом году, но всего ощутительнее утрата нашего милого и незаменимого Н. И. Ильминского. Веруется, что Господь ублажит его с нищими духом, с чистыми сердцем и милостивыми. Посылаю Вам одно из последних его писем, тем более что в нем есть нечто до Вас относящееся.

С совершенным почтением и проч[ее].

К. Победоносцев

31 декабря 1891 г. Петербург.

К No 9

Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь, Константин Петрович! В письме от 4 декабря Вы вспомнили биографию Чевалкова11 с тем, по-видимому, чтобы издать ее по-русски, чего она вполне заслуживает ради воспоминаний об основателе Миссии и первых ее началах. Это было напечатано в 1866 году в сборнике Радлова под заглавием: «Образцы народной литературы тюркских племен»12. Часть I. «Поднаречия Алтая», стр[аница] 113–159. У Радлова этот сборник состоит из нескольких частей, и каждая часть – из двух отделений: оригинального текста и немецкого перевода. Все эти книги у меня были, и я хотел послать Вам немецкую книгу со статьей Чеволкова13 (впрочем, он пишется: Чевалков), но не нашел немецкой книги, а нашел ее алтайскую сестру, и, немного подумав, помирился на той мысли, что все к лучшему. Зачем нам переводить с перевода – через три руки, когда у нас есть подлинник? Но главное не в том. Чевалков, кажется, еще жив. Притом Преосвященный Макарий Томский поступил в Алтайскую миссию по живым следам Архимандрита Макария и первые свои годы постоянно жил с Чевалковым и от него наслышался живых рассказов о Макарии. Я и думаю: попросите Томского Преосвященного, чтобы он из первой части образцов народной словесности тюркских племен с алтайского перевел на русский язык воспоминания Чевалкова и в виде примечаний дополнил бы своими сведениями о «приснопамятном» и о первых событиях Миссии. Преосвященный Макарий, без сомнения, с любовью посвятит этому делу свои досуги (хотя у него очень мало досугов, но он засадит за работу алтайца, который и будет переводить под его руководством). Это будет основательнее и вернее, ибо известно, самые простые выражения иногда перевираются переводчиками, не знающими непосредственно предмета. Если Вам эта мысль понравится, уведомите меня; я на всякий случай отправлю книгу со статьей Чевалкова.

Получил я Ваше издание – «Историю Православной Церкви», и вчера жена прочитала мне из нее две главы: 1. «Рим, первое гонение»; 2. «Святые Апостолы». Лежа на одре, я умилялся, да и чтение было умиленное. Помоги Вам Господи довести это святое дело до конца. Помоги Вам Господи внести дух и жизнь в нашу семинарскую бездушнейшую и безбожнейшую логомахию.

Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга

Н. Ильминский

14 декабря 1891 г.

Письмо 10

Преосвященнейший Владыка!

На почтеннейшее письмо Ваше от 17-го января доселе еще не удосужился ответить. Вы, конечно, уже знаете о значительном пособии, которое посылает Бог Алтайской миссии: доходный дом на бойком месте в Москве, жертвуемый г[оспо]жою Товаровою. Дарственный акт совершен уже, и остается испросить высочайшее утверждение. Дай Бог. Прискорбно только, что здоровье изменяет Преосвященному Владимиру, и опять предстоит ему необходимость лечиться.

О Мулле – Абдуле Измайлове я у же давно читал известие в «Томских Епарх[иальных] Ведомостях]». И вслед за тем писал об нем ревностный Н.И. Ильминский.

Тогда же я не преминул обратить на него внимание в Минист[ерстве] Внутр[енних] Дел; говорил и с Т[обизеном] при свидании с ним здесь.

Много утрат было у нас горестных. Всего чувствительнее утрата Н. И. Ильминского и вслед за тем Преосвященного Вениамина14.

После долгого колебания избрали Преосвященного Тихона Епископа15. Дай Бог!

Но Иркутская миссия много дает нам хлопот.

Признаюсь, что я не всегда мог соглашаться с взглядами Преосвященного Вениамина на способ обращения бурят, а тамошние миссионеры обращались с этим делом как-то механически.

Очень прискорбна последняя история, доныне производящая немало шума. К прискорбию, кажется, несомненно16, что исправник не без участия духовенства употреблял насилия и даже истязания при крещении бурят, соединяя еще это крещение с именем Цесаревича...

Свежее от нас известие привезет вам мать казначея Зинаида; из ее слов мог я заметить, что монастырь их пришел в нужду особливо с того времени, как отнято у них (не знаю, благоразумно ли) приготовление свечей по Епархии; а у них есть и училище, несомненно полезное.

Я нашел возможность послать игуменье 3000 рублей, 950 руб[лей] на школу, 50 руб[лей] в пособие учительнице.

Есть надежда на некое пожертвование для Вашей Епархии. Покойный Н. В. Елагин17 при жизни говорил о своем намерении при помощи ревнителей добыть около 25 тысяч руб[лей] на построение церквей для переселенцев. Он скончался, не успев довершить это дело, но брат его и наследник твердо намерен исполнить оное. Посмотрим, что будет далее.

Примите от меня сердечное поздравление с наступающим днем Светлого праздника Воскресения Христова.

С совершенным почтением и проч[ее].

К. Победоносцев

27 марта 1892 г. Петербург.

Письмо 11

Христос Воскресе!

Преосвященнейший Владыка!

После недавнего письма своего спешу ответить на только что полученное почтеннейшее Ваше письмо от 10 марта, относительно перенесения тела о[тца] Макария из Болхова в Улалу.

Представление Ваше о сем, полученное в Синоде, еще не доложено, но я никак не полагаю, чтобы Св[ятейший] Синод соизволил на Ваше ходатайство – перенесение тела усопшего Архимандрита, столь многими чтимого; и притом перенесение на столь дальнем расстоянии произвело бы, конечно, немалое волнение в народе и возбудило бы толки о вновь открытых мощах Святого Угодника: это было бы сопряжено с такими неудобствами, коих желательно всячески избегать.

С совершенным почтением и проч[ее].

К. Победоносцев

10 апреля 1892 г. Петербург.

Письмо 12

Преосвященнейший Владыка!

Почтеннейшие письма Ваши от 27 марта и от 28 апреля я в свое время получил, но за многими работами не успел еще ответить на них.

Об Алтайской миссии, слава Богу, забота есть, и средства на нее будут: и Миссионерское общество не забудет об ней. Дай Бог только поправиться здоровьем Преосвященному Владимиру18.

Вижу по газетам, что он находится в Крыму. Без сомнения, огорчит его и Вас известие, что Синод не разрешил перенесение на Алтай тела о[тца] Макария, но это сопряжено было бы с такими затруднениями и, может быть, неудобствами церковными, что разрешить было бы трудно.

Оплакиваем кончину Преосвященного Вениамина, а вслед за ним и Павла19. Обе потери незаменимые.

Иркутская история о насильственном крещении бурят немало сделала шума! И казалось, что и вначале предвидеть было можно, что это ложь, намеренно сплетенная и, к сожалению, побудившая Ген[ерал]-Губернатора послать на место чиновника. Первоначальный слух подхвачен негодным журналистом и пущен в публику за достоверное: у нас все верят еще печатному, а в нынешнее время закона свободы нет никакой управы на сплетателей лжи. Притом газета «Гражданин», поистине переполненная самой нахальной лжи, состоит под каким-то особым покровительством. И обстоятельное дознание, доставленное мне от Преосвященного Агафангела20, и донесение Самого Генерал-Губернатора Министру Внутр[енних]21 дел не оставляют сомнения в том, что все обвинение лживо и никаких насилий делано не было. И тем не менее, ложь остается не обличенною. В последнем <номере> «Церковных Ведомостей» напечатана часть записки, составленной в Иркутске Брызгаловым22, и тем не менее вчера «Гражданин» с наглостью повторяет прежнее обвинение! Из сего рассудите, как трудно здесь достигнуть восстановления правды... И прибавлю, с какою осторожностью надо на местах действовать. Покойный Преосвященный Вениамин был исполнен ревности Илииной и требовал нередко того, что по здешним обстоятельствам уразуметь трудно. И то неоспоримо, что от него самого нередко на местах скрывали истину. Бывший здесь Бар[он] Корф23 поднимал опять вопрос о Миссии, по этому случаю напечатана у нас в нескольких экземплярах записка Ухтомского24. Посылаю Вам два экземпляра.

Благодарю за доставление интересного отчета Алтайской миссии; я распространил его по возможности. Но люди не трудятся читать, а трудятся болтать, не рассуждая, всякие сплетни.

Статьям «Гр[аждани]н[а]» в защиту раскола не дивитесь. Там усердствует известный защитник раскола Т[ертий] Ив[анович] Филиппов, ныне Государственный Контролер. Ныне в Томске должны находиться (в женском монастыре) сестры, посланные из Москвы для следования в Якутск для служения прокаженным. Эту посылку я не одобрял: едут неведомо куда, неведомо зачем, ибо на месте ничего еще не устроено и не приготовлено.

Но меня не послушали. Начальница общины Княжна Ш[аховская]25 вместе с англичанкою мисс Марсден26, кипящая ревностью без разума, достали денег и отправили экспедицию. Не знаю, чем она кончится. Год у нас тяжелый и время испытания. Голод был великий, люди обнищали, а ныне надвигается холера со всеми ее ужасами.

Недавно получено мною, уже не в первый раз, прошение от монаха, бывшего сосланного казначея Мельницкого о возвращении его.

Оно оставлено без действия, как и все прежние его просьбы.

С совершенным почтением и проч[ее].

К. Победоносцев

27 июня 1892 г. Петербург.

Письмо 13

Преосвященнейший Владыка!

За многими заботами замедлил я ответить на почтеннейшее письмо Ваше от 9 января, полученное мною 27 числа. Прежде всего, спешу усерднейше благодарить Вас за доставленные сведения о Вашем крае. Крайне прискорбно, что у Вас оказывается такой же недостаток в священнослужителях; 32 вакансии! С этою бедой боремся мы немало в отдаленных епархиях, да даже и в ближайших, как, например, Самарской. Семинарии плохо помогают делу, особливо у Вас, где Университет, Бог знает для чего учрежденный, оттягивает, и редко на добро, лучшие силы.

Что касается до Духовных Семинарий, то в отдаленных краях надлежало бы учреждать их на особых началах, упрощая курс и сосредоточивая его на существенных предметах, дабы юноши, иногда напыщенные мнимою наукой, не стремились вдаль на широкие поприща. Но, к сожалению, доселе многие не хотят понять сего и настаивают на многопредметности и на расширении путей в Академии. Думаю, что, когда устроится у Вас Церковно-учительская Семинария, она успешнее будет давать Вам людей для клира, а они-то и нужны для народа более, чем ученые-богословы, стремящиеся в город и избегающие узких путей. Вызов желающих ехать в отдаленный край никогда не приносил пользы, ибо на него отзываются лишь захудалые неудачники или совсем негодные на своем месте клирики.

Постройка Семинарии давно у нас на заботе, но дело не за нами стоит, и, прежде всего, не решен еще вопрос о месте. Сначала предполагалась она при монастыре, а избранное затем место оказалось занято чиновниками, от коих надлежит еще очистить его; по сему предмету ожидаются от Вас сведения, равно как и по вопросу о смете.

Первоначально исчислена была на 175 тысяч и оказалась неисправною, что всегда бывает со сметами местных архитекторов, а затем подрядчик возвысил сумму до 275 т[ысяч] рублей.

Поездка по приходам и школам оставила вам, как вижу, благоприятное впечатление. Дай Бог возрастать доброму семени. Просим на следующий срок прибавки в земских сметках на церковно-приходские школы. О Преосвященном Владимире Бийском не оставляем заботы: надеюсь, что при первой возможности он переведен будет. Полагаю, что Сухум и Владикавказ во всяком случае будет благоприятнее Бийска для его здоровья. Тянется и дело о строении Томского собора. Я писал к Тобизену и просил его приложить руку к ускорению дела. Писали о капитале Цыбульской, отыскиваем в М[инистерст]ве Внутренних дел.

По поводу письма Вашего я уже телеграфировал Вам относительно лживого слуха о Перми. Вообще не извольте верить слухам: они подобно мухам в летнюю пору, от коих следует отмахиваться, равно как и от газетных известий.

От бывшего священника Лобатынского я получил вчера письмо. Соберу справки о судьбе Всеподданнейшей его просьбы и постараюсь содействовать благоприятному исходу дела.

Эти строки дойдут до Вас без сомнения тогда уже, когда настанет Пасха Христова; итак, примите от меня радостное приветствие: Христос Воскресе!

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

12 марта 1893 г. Петербург.

Письмо 14

Преосвященнейший Владыка!

Получив сегодня письмо вашего Преосвященства о построении церкви в Киргизской слободе г. Семипалатинска, приложу все старание к успеху сего дела. Жаль, что не сделано еще примерной сметы о способах и стоимости строения по местным условиям. За этим у нас всегда замедляются постройки в отдаленных местностях. На первый раз мог бы я отпустить от 2 до 3 тысяч рублей из имеющегося в моем распоряжении пожертвованного капитала г[оспо]жою Медынцевой. Еще несколько сот можно набрать из других средств. Записку о нуждах сей местности напечатаем в «Церковных Ведомостях» на тот конец, не привлекутся ли жертвователи.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

20 февраля 1894 г. Петербург.

Письмо 15

Преосвященнейший Владыка!

Сейчас получил почтеннейшее письмо Ваше от 3 фев[раля]. По поводу безымянных писем не извольте тревожиться. Я достаточно знаю им цену. Если вы получаете их много, то я во сто раз более. Ежедневно приходят они с разных концов России, и многие Епархии богаче ими, нежели Томская. К несчастью, нигде эта язва так не распространена, как в сфере духовной. Все они бросаются, но в редких случаях, по содержанию письма, я отсылаю оное на благоусмотрение Преосвященным, где есть указание на какие-либо факты; но большею частью я и не читаю их.

В письме о Сидонском было указание на разные действия, почему и посылаю его к Вам в том предположении, что Вам ближе известно, что правда, и что неправда. Сожалею, что дал Вам труд пространного объяснения.

Что касается до Вашего слова о театральных представлениях, то я, усмотрев оное лишь в «Епархиальных Ведомостях», послал в редакцию «Церковных Ведомостей». К прискорбию, это беззаконие всего чаще встречается у нас в столице, а еще прискорбнее, что наше духовенство с семействами, пристрастное к развлечениям, не чуждо того же порока.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

12 февраля 1895 г. Петербург.

Письмо 16

Преосвященнейший Владыка!

Премного благодарю ваше Преосвященство за доставление мне «Памятного завещания» Чевалкова27. Правда, я давно обратил на него внимание в немецком тексте у Радлова и дал мысль покойному Н. И. Ильминскому, что необходимо издать его в русском переводе с алтайского. Наконец оно явилось. Надобно только пожелать, чтобы многие с ним познакомились и оценили его.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

17 марта 1895 г. Петербург.

Письмо 17

Преосвященнейший Владыка!

Сейчас попалось мне на глаза в No 5 Томских Епархиальных Ведомостей, в описании поездки Вашей в Нарымский край, на стр[анице] 9-й, известие об учительнице дер[евни] Карнауховой, девице Тюменцевой, очень хорошо ведущей школу грамоты и получающей всего 5 руб[лей] в месяц.

Достойно ободрить ее к добрым трудам.

Прилагаемые 40 рублей прошу Ваше Преосвященство переслать ей в пособие.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

12 апреля 1896 г. Петербург.

Письмо 18

Преосвященнейший Владыка!

По поводу присланных от Вашего Преосвященства отдельных листков из «Лепты» почитаю не лишним препроводить к Вам отзыв Директора Синодального училища церк[овного], г[осподина] Смоленского. Отсюда изволите усмотреть, что к отдельному местному изданию «Лепты» не предвидится никакого препятствия. Остающиеся у нас экземпляры нашего издания, если угодно, доставим к Вам. Сегодня был у меня Г. с женою. Не знаю, как исполнить Ваше и его усильно повторяемое желание. Ныне дела о наградах не в нашей власти. Постараюсь сделать, что могу. С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

8 апреля 1896 г. Петербург.

Письмо 19

Преосвященнейший Владыка, Милостивый Государь и Архипастырь!

Примите глубокую сердечную мою признательность за добрый привет Ваш и добрые мне пожелания по случаю совершившегося 50-летия служения моего Св[ятой] Церкви, Государю и Отечеству.

При сердечном желании Вашему Преосвященству доброго здоровья и крепкой силы для великих дел, попечению Вашему вверенных, имею честь быть с совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

27 июня 1896 г. Петербург.

Письмо 20

Преосвященнейший Владыка!

«Томск[ие] Епарх[иальные] Вед[омости]» No 9, стр[аница] 15, о священ[нике] Покровском28. «Хорошо было бы, если б нашелся добрый человек, кто бы помог ему в св[ятом]деле материальными средствами».

Уведомите, чем бы помочь. Можно поискать средств.

Письмо 21

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю за сообщенные известия о Ваших непорядках и соблазнах. Не оставляю сообщать об этом, кому следует, но нельзя не видеть, что ныне многое, бывшее твердым, поколебалось. Начало всего, узел всех этих соблазнов в провинции есть столица, и все это распространяется из центра к окружности. Как бы худо у Вас ни было, здесь, у всех на глазах, не менее худо. О театрах написано мною Вашему Губернатору29; что касается до чтений30, то ныне мода на них распространилась повсюду, конечно, не с добрыми целями, и Министерство Нар[одного] Пр[освещения] присылает мне ежедневно по несколько запросов.

И нет руки, которая могла бы и решилась бы остановить это. Делаем у себя, что возможно в нынешнее время.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

4 ноября 1896 г. Петербург.

Письмо 22

Преосвященнейший Владыка!

Вернувшись в начале августа из-за границы, где провел 6 недель, нашел я уже в Петербурге почтеннейшее письмо Вашего Преосвященства. Поспешаю теперь ответить на изложенное в сем письме (от 18 июня) сомнение и опасение Ваши31.

1. Дело об учреждении Миссионерского института в Покровском Монастыре в Министерстве совсем затихло, и слава Богу. Я всегда был того мнения, которое выражаете Вы, что идея приготовлять миссионеров в центральном, нарочито устроенном учебном заведении, есть идея мечтательная. Так умеют действовать р[имо]-католики, создающие у себя дисциплинированную армию слуг, коих рассылают во все концы света. Но мы такой силы не имеем и должны действовать иными способами.

2. Дело о Бийском Катехизаторском училище остановилось – за неприисканием потребной суммы.

Спрашиваем Миссионерское общество, не найдет ли ее в своих средствах, но не имеем еще ответа.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

21 августа 1897 г. Петербург.

Письмо 23

Преосвященнейший Владыка!

На настоящий праздник и на предстоящий Новый год примите мое поздравление. Да дарует Господь крепость сил душевных и телесных, мир и радость. Ходатайство ваше о назначении к Вам второго викария будет рассмотрено, когда придет, Св[ятейшим] Синодом. Однако едва ли можно надеяться на скорое и удовлетворительное разрешение. Главная причина – самый печальный недостаток людей на места Епископские.

И поверить трудно, что из нынешних Викариев мало кого и избрать можно, когда требуется назначение на кафедру; а таких много, коих Епархиальные Архиереи просят и молят взять от них. Оскудели мы людьми до крайности!

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

26 декабря 1897 г. Петербург.

Письмо 24

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Ваше Преосвященство за почтеннейшее письмо Ваше от 3 апреля и за благоволительные слова, коими меня приветствуете и не по достоинству меня похваляете. И я нахожу по своему опыту, что многое в последние годы в церковной жизни оживилось к лучшему, но, с другой стороны, много труднее и сложнее стала деятельность церковная к удовлетворению проснувшихся повсюду в народе потребностей. Ныне больше от нас всюду требуется, нежели мы по силам своим дать можем, и в то же время, быв лишены прежней от гражданских властей поддержки, принуждены одними лишь силами Церкви вести борьбу с плодящимися повсюду лжеучениями, опасными не только для Церкви, но и в особенности для государства ввиду всеобщего упадка нравов, который не может не отражаться и на самом духовенстве. О почтеннейшем о[тце] Чевалкове постараюсь, нельзя ли утешить его. Знаю его весьма через усопшего друга Н. И. Ильминского, человека Божия, коего письма, недавно отпечатанные32, спешу послать Вам с иными книгами.

Преосвященный Мефодий33 был здесь; на всех произвел благоприятное впечатление: дай Бог ему подвизаться в Бийске, где Господь указал ему жребий. Много принялись строить церквей да и школ по Сибирской линии. Но приходится спрашивать: где найдем вскоре пастырей и учителей для великой жатвы.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

14 апреля 1898 г. Петербург.

Письмо 25

Преосвященнейший Владыка!

Письмо Вашего Преосвященства о священнике, желающем поступить в Университет, возбуждает важный общий вопрос, требующий разрешения Святейшего Синода, и я полагаю, что слушание университетских лекций будет признано решительно несовместимым с саном и званием священника.

На пороге Нового года приветствую Ваше Преосвященство с наступающим новолетием, в коем да дарует Господь Вам и пастве Вашей мир и утверждение.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

31 декабря 1898 г. Петербург.

Письмо 26

Преосвященнейший Владыка!

Присланные от Вашего Преосвященства экземпляры второго выпуска поучений и бесед34 Ваших я имел честь представить Государю Императору и Государыне Императрице Марии Федоровне. Их Величества, благосклонно приняв эти книги, поручили мне передать Вашему Преосвященству благодарность Их Величеств.

Долгом почитаю со своей стороны усерднейше благодарить Вас как за присланный для меня экземпляр, так и за присоединенное к нему лестное письмо Вашего Преосвященства. Дай Бог Вам еще долгие годы продолжить во славу Божию и в благо паствы учительную Вашу деятельность.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

11 января 1899 г. Петербург.

Письмо 27

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю за почтеннейшее письмо Вашего Преосвященства от 25 марта. Могу себе представить, сколько смущения и огорчений доставили Вам поднявшиеся в Томске беспорядки безумной толпы студентов35. К сожалению, это безумие, подобно заразительной болезни, охватило всю Россию. И не было бы оно так повально, когда бы не поддерживалось еще вящим безумием взрослых людей, составляющих у нас общество. Горячка не успокоивается до сих пор, ибо, к сожалению, нет еще властной той руки, со властным голосом, который изрек бы: до сего дойдеши и не прейдеши. Слава Богу, что Семинария пока еще не задета; были у же случаи беспорядка в Псковской Семинарии, слава Богу, вскоре прекращенного, и в последнее время в Казанской, где пришлось, однако, уволить 50 учеников. Время повсюду смутное, и дай нам Бог дождаться успокоения смятенных всюду умов. Остается каждому делать свое дело, доколе можно. Приятно узнать от Вас, что Вы замечаете поднятие религиозного духа в городском населении. Народ благочестив еще всюду, и здесь церкви не могут вмещать всех молящихся, но так называемая интеллигенция погрязла в тупом искании увеселений и в разврате мысли... якоже быть во дни Ноевы.

Усерднейше благодарю за присылку мне повести о споре чая с вином.

Дай Бог Вашему Преосвященству мирно войти в преддверие Пасхи Христовой и радостно встретить Светлый день Воскресения.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

7 апреля 1899 г. Петербург.

Письмо 28

Преосвященнейший Владыка!

Христос Воскресе!

Сердечно благодарю, Преосвященнейший Владыка, за доброе писание Ваше мне на великий праздник. Заповедано нам радоваться, егда во искушения впадаем различна, а ныне искушение великое и время старым и юным усердно возносить моления молитвы Господней: «избави нас от лукавого».

Тем не менее в нынешние святые дни верующие и любящие Св[ятую] Церковь радуются, каковую радость да хранит Господь в сердце Вашем присно.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

19 апреля 1899 г. Петербург.

Письмо 29

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Вас за почтеннейшее и благожелательное письмо Ваше от 19 декабря.

Да благословит Господь и для Вас наступающее лето благостию своею на всякое дело благое в мире, радости и здравии.

Стоим даже на пороге нового года в трепетной молитве, «яже имут приключитися нам не ведуще». Уповаем на милость Божию, но не можем не ощущать, сколь мы ее недостойны и какими являемся безумными чадами Божией благодати. Озираясь на истекающее столетие, особливо на вторую его половину, можем ужаснуться, чего мы в духе лишились и что приобрели для себя духу противное. Скорбеть надобно особливо о том, что утрачено много простоты и в мыслях, и в обычае и приобретено для сердца много новых желаний и похотей, и злых помышлений: все хотят денег и наслаждения, все готовы за деньги поступиться правдою. Да стоит твердыня Церкви Божией, и служители ее да не колеблются; буде здесь иссякнет правда, где искать ее.

Между тем да помогает Господь вам и всем нам делать по вере и разумению «дондеже день есть».

От всей души желаю Вашему Преосвященству крепости сил и духовных, и телесных, в уповании на милость Божию.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

31 декабря 1899 г. Петербург.

Письмо 30

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Вас за приглашение к торжеству освящения соборного храма Вашего.

К сожалению, не можем ни я, ни Саблер36 им воспользоваться. Я уже по старости и слабости сил не могу пускаться в дальние поездки, а по нынешним делам нашим пребывание наше здесь существенно необходимо, особливо в эту пору, когда ежедневное почти заседание в Государственном Совете и Комитете Министров требуют нашего присутствия по сложным делам. Вот недавно удалось выпросить значительное пособие на жалование нашим учителям со следующего года, а не будь нас на месте – не удалось бы. Что касается до безумного стремления к устройству народных увеселений под предлогом трезвости, то уже мы бессильны против этого, стараемся делать немногое, но уж жестоко против сего рожна прати. Если бы местные власти имели твердый и здравый дух, могли бы многому воспрепятствовать. И тому не удивляйтесь, что газеты, кои все безумны, нахальны и продажны, печатают клеветы и брань на церковно-приходские школы. Это собачий лай, на который отвечать не следует, а следует вдвое внимательнее смотреть за делом, чтобы в нем обмана не было, ибо внутренние враги человеку – «домашние его»37, всего опаснее.

Враги сии суть: лень, неправда, обман, равнодушие, своекорыстие.

Новый Губернатор38 Ваш, думаю, окажется человеком церковным. Он костромич и измлада привык к Церкви. В Петрозаводске весьма ценили его.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

7 мая 1900 г. Петербург.

Письмо 31

Преосвященнейший Владыка!

Получив сегодня почтеннейшее письмо ваше, спешу и я прислать Вам поздравление и сердечные пожелания, да будет наступающее лето для Вас лето благоприятное и для всех нас да принесет день спасения. Спасение же весьма нужно нам от гибели нравов, всюду распространившейся. Приходится лишь беречь народ, а с гражданскими властями борьба бесплодная. Вот Вы пишете о театрах. Они всюду заводятся едва не насильственно под предлогом отвращения от пьянства, а в сущности эти представления служат возбуждением к пьянству, да и состав их, большею частью, совсем не нравственный. Между тем ныне стараниями земств и под покровом властей театры заводятся и в селах, а здесь в Петербурге все ими наполнено, и строятся они, и содержатся на казенный счет. Жестоко становится противу сего рожна прати.

Надобно усердно охранять свою церковную храмину.

Здесь опасность, ибо крайне умножились и разврат, и преступление в среде духовенства, особливо же по монастырям, и много срамных дел обличается в судебном рассмотрении. Назначенную ревизию в Семинарии напрасно изволите принимать как бы в предосуждение.

В Томске она не первая, и без этих ревизий обойтись нельзя, и они должны служить пособием, прежде всего, для самих Преосвященных, открывая им истину, обыкновенно тщательно скрываемую. К крайнему сожалению, иные Преосвященные едва раз в год на Акте посещают Семинарию, где все от них сокрыто обманом. Но ныне все обличает, и о беспорядках в Семинарии Св[ятейший] Синод узнает нередко не от Епархиальной власти, а от сообщения Государственной полиции.

При сем препровождаю свою книжку39, на сих днях отпечатанную. Присоединяю и другую, изданную в обличение безумных действий графа Толстого и его сподвижников.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

29 декабря 1900 г. Петербург.

Письмо 32

Христос Воскресе!

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю за почтеннейшее письмо Вашего Преосвященства от 6 апреля.

Неутешительно, что Вы пишете о нынешней народной нужде от недорода в Вашем крае; а мы отсюда что имели бы сообщить, менее утешительно: настает область темная. Иной раз просится на язык слово: «Се сатана просит, дабы сеял вас яко пшеницу»; а людей точно ослепил Господь, да видяще не видят, и слыша, не разумеют. Тут уже необоримо не только театральные представления под праздники, но и много важнейшее.

Услышим, что речет о нас Господь Бог, а дотоле остается40 нам слова Пророческие: «Обидяй да обидит еще, и скверный да сквернится еще, и святый да святится еще»41. Пишете о нуждах школьников, прекращающих хождение в школу от истощения, от недостатка хлеба. Всем пособить нет сил, но примите на сию нужду особо препровождаемые 500 рублей из особых средств, коими располагать могу. Крайне утомленный, должен искать отдыха и лечения, для чего думаю выехать на некоторое время за границу.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

17 апреля 1902 г. Петербург.

Письмо 33

Преосвященнейший Владыка, Милостивый Государь и Архипастырь!

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по представлении ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, препровожденного Вашим Преосвященством при письме от 14 августа сего года 3-го выпуска Ваших, Милостивый Государь и Архипастырь, проповеднических трудов, в 12-й день текущего сентября ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил на всеподданнейшем докладе моем по сему предмету собственноручно начертать: «Благодарю Преосвященнейшего Макария за книгу». О таковой ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕЙ благодарности имею честь уведомить Ваше преосвященство и вместе с тем покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь и Архипастырь, принять и мою искреннюю благодарность за доставление при том же письме и мне экземпляра означенной книги.

Поручая себя молитвам Вашим,

с совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

13 сентября 1904 г. Петербург.

Письмо 34

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Вас за добрую о нас память на Великий праздник Господень и за приятное воспоминание о вечере, проведенном у нас во Владимирской школе. Это единственное место, где мы находим утешение и радость в нынешнее тяжелое смутное время, когда по судьбам Господним отнят у людей разум, и простые люди молятся Богу и страдают, а сильные мира сего живут, яко же во дни Ноевы. Поистине наступает время, к коему прилагаются слова Ангела, Тайновидцу сказанные: «Скверный да сквернится еще, и праведный да творит правду».

Жена моя, помогающая мне в заботах о школе и детях, просит свидетельствовать Вашему Преосвященству свое почтение и благодарность за добрую память о школе и церкви нашей.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

29 декабря 1904 г. Петербург.

Письмо 35

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Приветствую Вас, Преосвященнейший Владыка, на Великий день Воскресения Христова, сердечно благодарю за доброе писание от 6-го сего апреля и за доброе воспоминание о моем служении, в коем старался по мере сил своих и людей возбуждал на правое дело, и принести пользу церкви и церковному делу. Дела наши немногого стоят, а чего стоят – рассудит Господь Бог; мы же по милости Божией разве спасемся, «якоже огнем». Правда, что я весьма утомлен, не столько от дел, сколько от людей, кои ныне стали лживы. Болею с нового года и даже в церкви не бываю с тех пор. Теперь, слава Богу, поправляюсь. Более всего сокрушает возникшая в настоящее время безумная церковная смута, и пора бы признать, яко «аз уже жрен бываю и время моего отшествия наста»42, но чувствую, что пока рука действует, не должно еще отнимать ее от рока, и слух о моем предстоящем отходе покуда неверен. Внезапное же мое отшествие, знаю, многих опечалило бы и привело в уныние.

Итак, от всей души желая Вам здравия и мира, пребываю.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

16 апреля 1905 г. Петербург.

Письмо 36

Преосвященнейший Владыка, Милостивый Государь и Архипастырь!

Примите сердечную мою признательность вашему Преосвященству и присоединившемуся к Вам духовенству за добрую память о совершившемся 25-летии моего служения в должности Обер-Прокурора Святейшего Синода и молитвенные мне пожелания. Дела наши пойдут вслед за нами на праведный суд Господень. По мере сил своих и сердечной ревности продолжал я труды свои, помышляя о благе Святой Церкви и ее служителей; грехи же мои, вольные и невольные, молю, да отпустит мне и покроет милость Господня.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

30 апреля 1905 г. Петербург.

Письмо 37

Преосвященнейший Владыка!

Почтеннейшее письмо Вашего Преосвященства, писанное 18 ноября 1905 года, дошло до меня только третьего дня, уже в 1906 году. Спешу свидетельствовать Вам сердечную мою признательность за добрую обо мне память по случаю увольнения моего от должности Обер-Прокурора43. Давно уже сказывались мне слова Апостольские: «аз уже жрен бываю и время моего отшествия наста»; но я удерживался, дóндеже было еще мерцание дня, дозволявшее продолжать дело, коему посвящено было 25 лет жизни; но когда надвигаться стал мрак, нельзя было оставаться долее. Ныне поистине настала для родной Церкви година и область темная, ибо и в нем поднялось смешение языков. Я ныне, удаляясь от дел и истощив силу свою телесную и духовную, живу в уединении от шума людского, ожидая, что еще, наконец, пошлет Господь. И бывшие сотрудники мои, состарившиеся в общей работе, приходят уже в уныние, и возлюбленное школьное дело в шатании: правда, что давно уже расшатывают его сами духовные власти! Слышу от многих гаждение и зло-хуление, но простые люди со всех концов России пишут мне сочувствие минувшей моей деятельности. Тем отраднее и мне, и жене моей слышать от Вас сочувственное слово.

Вам да подаст Господь в наступающем лете мир и утверждение. Вы знаете душу народную, которую разучились ныне понимать многие, во власти сущие, и потому послушают Вас люди в Церкви Божией.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

4 января 1906 г. Петербург.

Письмо 38

Преосвященнейший Владыка!

Усерднейше благодарю Вас за добрую обо мне память на день великого праздника Христова. Праздник застал меня в постели, так что я, к крайнему огорчению, не мог быть в церкви. Вас да хранит Господь в здравии и мире. Тяжкие дни переживаем мы ныне, русские, верные люди, дети своего отечества, и не видим спасения. Блаженны те, кто не дожил до наших дней. Да поможет Вам Бог переносить страшные тяготы духовные. Вы пишете мне о Б. Н., конечно, предполагая, что я имею какое-либо значение у предержащих властей; но вот уже почти два года, как я отстранен от всех дел и властей. Силами своими ослабел, голова не работает; никуда не двигаюсь из комнат, никого не вижу, и никто меня не посещает. Постави, Господи, законоположителя над нами, да разумеют язы́цы, яко человецы суть44.

С совершенным почтением и т[ак] д[алее].

К. Победоносцев

28 декабря 1906 г. Петербург.

* * *

1

Макарий, в миру – Михаил Андреевич Невский (Парвицкий) (1835–1926) – святитель, апостол Алтая, миссионер, благотворитель, с 1884 года – епископ Бийский, с 1891 года – епископ Томский и Семипалатинский, с 1895 года – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 г. – архиепископ), с 1908 года – архиепископ Томский и Алтайский, с 1912 по 1917 год – митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода, с 1920 года – митрополит Алтайский. В 1917 году был уволен с московской кафедры под давлением обер-прокурора Священного Синода (в составе Временного Правительства) В. Н. Львова реабилитирован Поместным Собором 1917–1918 годов. В 1920 году св. патриарх Тихон оповестил св. Макария об определении Священного Синода о пожизненном бытии Макарию митрополитом Алтайским.

2

Так в тексте. Победоносцев занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода с 1880 по 1905 год.

3

Макарий, в миру – Михаил Яковлевич Глухарев (1792–1847) – святой, преподобный, архимандрит, миссионер (всего св. Макарий крестил 675 инородцев), знаток многих языков, переводчик Библии и многих молитв, краткой Священной истории, краткого катехизиса св. Филарета, чина исповеди, вопросов при крещении на алтайский язык, перевел весь Ветхий Завет с еврейского на русский язык.

4

Ильминский Николай Иванович (1822–1891) – миссионер, ориенталист, педагог, переводчик, профессор Казанского университета и духовной академии, директор Казанской инородческой духовной семинарии, член-корреспондент Академии наук.

5

См.: Лепта вторая: Сборник песнопений для народа. – М., 1915.–129 с.

6

См.: Лепта: в пользу бедных между новокрещеными при Церковной Алтайской миссии. – Москва: Типография Семена, 1847.– 80 с.

7

Речь идет об Иване Ивановиче Красовском, губернаторе Томска в 1883–1885 годы, действительном статском советнике, камергере.

8

Тобизен Герман Августович фон (ок. 1847–1917) – государственный деятель, юрист, выпускник Училища Правоведения (1865 г.), Лифляндский вице-губернатор (1878–1890 гг.), Томский губернатор (1890–1896 гг.), затем Харьковский губернатор, титулярный советник, гофмейстер; настаивал на прекращении ссылки в Западную Сибирь и отмене телесных наказаний для женщин-бродяг, а также на строительстве Транссибирской магистрали через Томск, принимал участие в комиссии по составлению сметы расходов по сооружению Великого Сибирского пути, а также в комиссии по определению общих положений для земельного устройства крестьян на казенных землях в Сибири.

9

Издание «Лепты». – Примеч. священника С. Дмитриевского.

10

Смоленский Степан Васильевич (1848–1909) – выпускник юридического и филологического факультетов Казанского университета, музыковед, палеограф, хоровой дирижер, директор Синодального училища, профессор Московской консерватории, управляющий Придворной певческой капеллой.

11

Толмач Архимандр[ита] Макария, из уроженцев Алтая. – Примеч. священника С. Дмитриевского.

12

Радлов Василий Васильевич, Вильгельм Фридрих Радлов (1837–1918) – русский ученый немецкого происхождения, ориенталист-тюрколог, педагог, этнограф, археолог, сторонник сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов, автор труда «Proben der Volkslitteratur der türkischen Stamme Südsibirien» (Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи). Тексты и немецкий перевод. – В 7 т.-СПб., 1866–1896.

13

Чевалков Михаил Васильевич (1817–1901) – переводчик св. Макария Алтайского, священник, миссионер Алтая, просветитель, родоначальник алтайской литературы, фольклорист, знаток культуры Алтая, способствовал приобщению кочевников-алтайцев к оседлому образу жизни и русской культуре.

14

Вениамин, в миру – Василий Антонович Благонравов (1825–1892) – миссионер, церковный историк, исследователь ламаизма и других языческих верований, в 1857 году – профессор Казанской духовной академии, в 1858 году – ректор Томской духовной семинарии, в 1861 году – ректор Костромской духовной семинарии, настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря, с 1862 года – епископ Селенгинский, викарий Иркутской епархии, начальник Забайкальской духовной миссии, в 1868 году – епископ Камчатский, с 1873 года – епископ Иркутский (с 1878 г. – архиепископ), с 1890 года – почетный член Московской духовной академии.

15

Тихон, в миру – Михаил Троицкий-Донебин (1831–1911) – миссионер, благотворитель, распространитель церковно-приходских школ, с 1866 года – ректор Новгородской семинарии и архимандрит, с 1871 года – ректор Кавказской семинарии, с 1882 года – епископ Сарапульский, с 1886 года – епископ Енисейский и Красноярский, с 1892 года – архиепископ Иркутский и Верхоленский (согласно желанию преосвященного Вениамина); создал комиссию для перевода богослужебных текстов на разговорный бурятский язык, сторонник устройства богослужения на родном языке.

16

См. письмо No 12. Эти сведения оказались неправильными. – Примеч. священника С. Дмитриевского.

17

Елагин Николай Васильевич (1817–1891) – писатель, с 1848 году – цензор.

18

Еп[ископ] Бийский Владимир Сеньковский. – Примеч. священника С. Дмитриевского. Владимир, в миру – Сеньковский Филарет Алексеевич (1847–1917) – архиепископ; в 1875 году – миссионер Алтайской миссии, в 1882 году – миссионер Киргизской миссии, в 1890 году пострижен в монашество, в 1891 году – начальник Алтайской и Киргизской миссий, епископ Бийский, викарий Томской епархии, в 1893 году – епископ Владикавказский, в 1904 году – епископ Кишиневский и Хотинский, в 1908 году – архиепископ Донской и Новочеркасский.

19

Арх[иепископ] Казанский. – Примеч. священника С. Дмитриевского.

20

Агафангел, в миру – Александр Лаврентьевич Преображенский (1854–1928) – святитель, с 1889 года – епископ Киренский, с 1893 года – Тобольский и Сибирский, миссионер, претерпевший немало клеветы в своем служении: монгольские ламы распространяли слухи среди желавшего креститься населения, что русское правительство назначило для бурят ламаизм, а затем отправили в Санкт-Петербург жалобу на насильственное крещение бурят иркутским миссионером; в 1897 году – епископ Рижский и Митавский (с 1904 года – архиепископ), в 1910 году – архиепископ Литовский и Виленский, в 1913 году – архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1917 года – митрополит, постоянный член Святейшего Синода при Патриархе; в 1922 году св. Тихон, подвергавшийся арестам, передал свою власть св. Агафангелу, после чего и он был арестован, отравлен в заключение, а затем в ссылку до 1926 года.

21

Дурново Иван Николаевич (1834–1903) – министр внутренних дел (1889–1895 гг.), председатель Комитета министров (1895–1903 гг.).

22

Брызгалов Иван – статский советник, инспектор Иркутской духовной семинарии, с 1896 года – епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты Иркутской епархии, цензор «Иркутских епархиальных ведомостей».

23

Корф Андрей Николаевич (1831–1893) – барон, генерал от кавалерии, генерал-губернатор Амурской области (1884–1893), атаман приамурских казачьих войск. В его правление увеличилась численность населения, было открыто много школ, развивалась миссионерская деятельность среди народов Дальнего Востока, шла успешная колонизация Южно-Уссурийского края, началась разработка залежей каменного угля на Сахалине, развивались морские отношения с Китаем, Японией, Кореей.

24

Ухтомский Эспер Эсперович (1861–1921) – князь, дипломат, ориенталист, публицист, редактор, поэт, переводчик, сторонник «востокофильской» позиции, глава Русско-китайского банка и правления Маньчжурской железной дороги (с конца 1890-х годов до 1905 г.), один из лидеров Соловьевского общества.

25

Шаховская Наталья Борисовна, урожденная Святополк-Четвертинская (1820–1906) – княгиня, духовная дочь о. Валентина Амфитеатрова, благотворительница, основательница общины сестер милосердия «Утоли моя печали», супруга князя Дмитрия Федоровича Шаховского (1820–1867). С 1863 года Н. Б. Шаховская жила и работала сестрой милосердия в Полицейской больнице доктора Ф. П. Газа, поселившись в одной из ее палат, затем возглавила группу из 30 сестер, ухаживавших за больными и в других бесплатных больницах для чернорабочих; в 1868 году сестры присоединились к Дамскому комитету, возглавленному княгиней Надеждой Борисовной Трубецкой, сестрой Н. Б. Шаховской, который получил название «Московская община сестер милосердия «Утоли моя печали"»; в 1871 году Н. Б. Шаховская со своими сотрудницами была посвящена в «крестовые сестры» милосердия, подобно монахиням, дававшим обеты целомудрия, нестяжания и послушания, но имевшим право отойти от этих обетов, если хотели вернуться в мир и создать семью. Община основывала детский приют, работала во время эпидемии холеры 1872 года в больницах, которые покидал персонал, заботилась о душевнобольных; во время Сербско-Турецкой и Русско-Турецкой войны оказывала помощь раненым на фронте и в тылу. Сестры милосердия работали в госпиталях Румынии и Болгарии под руководством Н. Б. Шаховской, которая пожертвовала все свое состояние на организацию госпиталей; с 1881 года Александр II взял общину под свое покровительство, и она стала именоваться Александровской. Во время эпидемий тифа и холеры 1891–1892 годов подвижницы «Утоли моя печали» работали по всей России. В 1892–1895 годах сестры общины на пожертвования создали в Иркутском крае лепрозории для прокаженных, где жили и трудились, оказывая помощь страждущим. Во второй половине 1890-х годов в Москве община основывает фельдшерскую школу для девочек, богадельню для престарелых бедных женщин. В 1904–1905 годах участвует в Русско-Японской войне.

26

Марсден Кэт (род. в 1859 г.) – английская сестра милосердия, совершившая по благословению королевы Виктории и императрицы Марии Александровны поездку в Якутию, посетив места проживания прокаженных. В 1892 году туда прибыли сестры Московской общины «Утоли моя печали». Мисс Марсден оказывала помощь в создании Вилюйского лепрозория, где прокаженным оказывалась сестрами общины духовная, материальная и медицинская помощь, приют существовал за счет пожертвований.

27

См.: Чевалков М. В. Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии. – М.: Типография А. И. Снегиева, 1894. – 94 с.

28

Помощник заведующего Катехизаторским училищем, священник Леонид Покровский, перешел на службу в Киргизскую миссию («Еп[архиальные] Вед[омости]». No 9. стр[аница] 15). – Примеч. священника С. Дмитриевского.

29

С 20 апреля 1896 года по 30 января 1900 года пост томского губернатора занимал Ломачевский Асинкрит Асинкритович (1848–1921), генерал-майор, российский дореволюционный военный и политический деятель.

30

Речь идет о религиозно-философских чтениях.

31

Так в оригинале. – О. С.

32

Речь идет о книге: Ильминский Н. И. Письма. – Казань: Православный собеседник. – 1895. – 414 с.

33

Мефодий, в миру – Маврикий Львович Герасимов (1856–1931) – епископ, кандидат богословия; с 1882 года служил в Алтайской духовной миссии, в 1885 года св. Макарием (Невским) пострижен в монашество с именем Мефодий, вскоре приняв сан иеромонаха, в 1893 года стал архимандритом и начальником Алтайской духовной миссии, в 1894 году – епископом Бийским, викарием Томской епархии, в 1898 году – епископом Забайкальским и Нерчинским, где возобновил крестный ход из Читы на Иргень с чудотворным образом св. мученицы Параскевы Пятницы, заложил новый Кафедральный собор, начал издавать «Забайкальские епархиальные ведомости», реорганизовал Центральное Миссионерское училище, каждое лето объезжал епархию, посещал тюрьмы и каторгу; в 1912 году Указом Императора епископ Мефодий был назначен епископом Томским и Алтайским, в 1914 году был переведен на Оренбургскую кафедру, в 1918 году св. Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. В 1920 году он возглавил вновь созданную Харбинскую епархию по просьбе митрополита Антония (Храповицкого).

34

См.: Митрополит Макарий (Невский Михаил Андреевич). Слова, беседы, поучения, речи и воззвания. – Томск: Паровая типография П. И. Макушина, 1898. – 289 с.

35

Речь идет о студенческих беспорядках в Томском Императорском Университете зимой 1899 года.

36

Саблер (Десятовский) Владимир Карлович (1847–1929) – юрист, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода при К. П. Победоносцеве, затем обер-прокурор (1911–1915).

38

Вяземский Сергей Александрович (1844–1923) – выпускник Московского университета, действительный статский советник, олонецкий вице-губернатор (1896–1900), томский губернатор в 1900–1903 годах, почетный мировой судья округа Томского окружного суда (в 1907 г.), член Совета министра внутренних дел (в 1903 и после 1907 гг.), член Императорского Православного Палестинского общества, принимал участие в поземельном устройстве государственных крестьян.

39

В 1900 году вышли четыре труда Победоносцева: в Синодальной типографии (г. Москва) – шестое издание произведения «Праздники Господни», «Ученье и учитель: Педагогические заметки», шестое издание произведения «История Православной церкви до начала разделения церквей»; в типографии журнала «Народное образование» (г. Санкт-Петербург) – «Воспитание характера в школе».

40

Так в оригинале. – О. С.

43

19 октября 1905 года при деятельном участии председателя Совета министров С. Ю. Витте К. П. Победоносцев был уволен с должности Обер-прокурора Синода и члена Комитета министров с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора.


Источник: Государство и церковь : [В 2 т.] / Константин Победоносцев ; [Сост., предисл., коммент. О. А. Суржик]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2011. (Русская цивилизация). / Т. 1. - 2011. - 695, [1] с. / 38 писем бывшего обер-прокурора святейшего синода К.П. Победоносцева к высокопреосвященному Макарию Томскому. 574-609 с.

Комментарии для сайта Cackle