Азбука веры Православная библиотека профессор Константин Ефимович Скурат Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского


профессор Константин Ефимович Скурат

Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия

С молитвенным благодарением Богу, заступничеством Святителя Филарета, к моему 80-летию.

Содержание

Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ

Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии

Предисловие

1. Время святителя Филарета 2. К духовному образу святителя Филарета 3. Догматические темы 4. Мысли экзегетические 5. Путь духовного делания а) Избегай... б) Твори... в) Нищета и богатство 6. Духовное руководство – духовные советы а) Бог – и мы б) Ближние – и мы в) Мы – сами г) Разное 7. Промысл Божий 8. Божия Матерь 9. Молитва а) Молитва в храме б) Молитва вне храма в) Святые таинства 10. Священство 11. Духовная школа 12. Монашество 13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет) 14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви 15. Забота о ближних 16. Почтительность к родным 17. Немного о дружбе 18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные 20. Хозяйственные пожелания 21. Заметки о миссионерстве 22. О переводах на русский язык Священного Писания и творений святых Отцов Церкви 23. Мнения и отзывы о публикациях 24. Забота о единстве Вселенского Православия 25. Суждения о нарушениях церковной дисциплины и Православной веры 26. Праздничные приветствия 27. Почтение к Августейшим 28. Думы об Отечестве 29. Разные наставления 30. Юмор 31. Поучительные рассказы 32. Примеры подвигов 33. Кончина – за гранью земного бытия 34. Просил и себе... Вместо заключения Письма святителя Филарета по времени издания Издания в журналах  

 

Данная работа Константина Ефимовича Скурата, заслуженного профессора Московской Православной Духовной Академии, почетного члена Минской Духовной Академии, доктора Церковной истории – это собрание драгоценных зернышек Богомудрия светлейшего Божия служителя Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867), разбросанных на тысячах страниц его писем. Цель ее автор так определяет: «Еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости».

Надеемся, что любой читатель найдет в этом труде много полезного.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

«01» сентября 2009 г. Москва, Чистый пер. 5. №  5742

Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ

Уважаемый Константин Ефимович!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни – 80-летием со дня рождения.

Господь наделил Вас многими способностями и дарованиями, творческим и жизненным долголетием. Вся Ваша жизнь, равно как научная и педагогическая деятельность связана с Московской духовной академией. Вы по справедливости носите высокое звание ее заслуженного профессора.

Не один десяток лет Вы с любовью и усердием трудитесь на ниве подготовки будущих служителей и тружеников Церкви Христовой. Вас знают, глубоко уважают и с благодарностью вспоминают очень многие люди, как в Академии, так и далеко за ее пределами. Эти искренние чувства коллег и учеников – плод многолетнего педагогического труда и духовного подвига, которым Вы подвизаетесь с присущей Вам скромностью и полной самоотдачей.

Ныне наша Церковь особо нуждается в высокообразованных и духовно опытных наставниках. Будучи человеком обширных знаний, большого жизненного опыта, горячей веры и верности своему призванию, Вы являете достойный пример церковного послушания и служения мирянина в Церкви.

В этот памятный день молитвенно желаю Вам, уважаемый Константин Ефимович, крепости душевных и телесных сил, вдохновения и всякого благополучия.

Да благословит Господь Ваши дальнейшие труды во благо Церкви Христовой, храня Вас в добром здравии на многая лета.

КАНЦЕЛЯРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

119034, Москва, Чистый пер., 5 Тел. 201–23–40

№ 4231

«15» 06 2006 г.

Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии

Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вам резолюцию ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенную на Вашем прошении о благословении на издание Ваших трудов в одиннадцати томах:

«12.VI.2006 г. Божие благословение да сопутствует изданию Ваших, дорогой Константин Ефимович, трудов в 11 томах.

Имея огромный богословский, научный и жизненный опыт – очень важно им поделиться с теми, кто будет читать Ваши труды.

Надеюсь также быть среди них».

Архиепископ истринский, викарий святейшего патриарха Московского и всея Руси

Предисловие

«Да сеет человек доброе семя в душу, да поливает, да хранит посеянное и да ожидает милости от Бога, Который един возращает» (21:44)1.

Смотрю на кипы лежащих передо мной книг с письмами святителя Московского Филарета и думаю: успею ли я в вечер моей жизни (накануне восьмидесятилетия) выполнить задуманный труд? И лишь вера в небесное предстательство Святителя (см. о сем в моей брошюре: «Необыкновенное в обыкновенном». Клин, 1999. С. 32–37. – «Святитель Филарет позвал»2) призывает меня внести свою лепту в богатейшую сокровищницу исследований величайшего подвига светлейшего Божия служителя – собрать драгоценные зернышки Богомудрия, разбросанные на тысячах страниц его писем.

Трудность решения поставленной мной самим перед собой задачи привела меня и тому, что поначалу я хотел было ограничиться лишь знакомством с теми письмами, которые опубликованы в наше время (в конце XX века и начале XXI). Эта работа сравнительно нетрудная, и я ее выполнил довольно легко. Тема ее такая: «К духовному облику христианина (по письмам и мнениям святителя Филарета (Дроздова))». Кстати, использованные в ней письма я стараюсь, по возможности, в новом труде не повторять3.

Цель одна: еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости.

* * *

Святитель Филарет – это светлая душа, это пламенное сердце, сеявшее и сеявшее, не взирая на свои немощи, доброе семя веры и любви. При его благодатном свете и тепле духовно созревали поколения славных чад Русской Православной Церкви. Немало иерархов, занимавших высокие посты, воспиталось под его мудрым руководством. Описывая кончину и погребение святителя Филарета, его современник Андрей Николаевич Муравьев сообщал: «Одного лишь человека не стало в мире, и едва ли целое поколение может наполнить собою эту пустоту!.. Филаретом дышала вся Москва, даже бездыханным!» (4:669, 677).

Ныне – сегодня – по мере удаления от дня кончины Святителя, светлая его личность сияет все ярче, осиявая монашество, духовные школы, пастырей и паству Отечественной Церкви и не только сие... Сам Святитель вот что писал в 1855 г. со свойственным ему глубоким смирением: «Можете сказать, что я выступил из своих пределов... Знал бы я свою епархию. Прошу прощения. Во время бури, думаю, и матросу позволительно сказать начальнику корабля, что есть повреждение в нем» (19–2:28).

Письма Великого Иерарха можно охарактеризовать одним словом – драгоценны. Примечательно, что они сохранились и как будто бы все. Лица разных званий, состояний, с которыми он переписывался, берегли их как самое дорогое сокровище. Видимо, черновики отдельных писем сохранились и самим автором, о чем свидетельствуется в его письме к А. Н. Муравьеву: «Хорошо, что я, против обыкновения, оставил у себя список с моего письма и могу на него указывать с точностью» (4:230).

Содержание писем весьма разнообразно. В них даются отеческие наставления, христианские советы, решаются трудные вопросы, недоумения... Святитель то предостерегает и вразумляет, то разделяет заботы духовных чад, руководит их в делах семейных, житейских, вникает в иноческие подвиги и указует братии прямые пути в духовном возрастании, заботится о духовных школах, показывает неправоту отступников от Святой Церкви, от Святого Православия, поддерживает миссионерское служение, следит за издаваемой литературой, дает на нее или одобрительные отзывы или делает замечания, являет благоговейное почтение и верноподданичество Августейшим особам, выражает чувства патриотические... Строгий к себе, Святитель, – свидетельствует его современник, – «и от подданных требует неуклонного исполнения их обязанностей; но строгость начальственных взысканий смягчает отеческой любовью и старается скорее уврачевать греховные язвы, нежели наказать согрешившего». Впрочем, поблажки не допускает. «Дар прощать выше дара исправлять наказанием», – говорит он сам, – но «успевает тот, кто берется за дело своея меры» (7:VI-VII).

Письма Святителя дают богатый материал для характеристики его самого и его времени. «Это в некотором роде дневник должностных занятий Митрополита, в высшей степени любопытный и поучительный» (22:IV). Читатель видит покорность воле Божией, любвеобильность, попечительность, покровительство, врачевство в скорбях, помощь в нужде. – «Дело благотворения он ставит выше заботливости об украшении и благолепии священнослужения» (7:ХІ). – С радующимися он радуется, со скорбящими скорбит и открывает им свои отеческие объятия.

Письма дышат глубоким смирением автора, проникнуты пламенной любовью к Святой Церкви и Святому Православию, – к Истине. Именно в них ярко выражается его неукоризненное Православие. В одном из своих писем к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Антонию святой Митрополит писал: «Надобно опасаться, чтобы не написать больше того, что говорит истина или меньше того. Сия осторожность не так трудна: и она только надобна (7:16. Ср.: 23:40).

Язык писем Святителя, как и всех прочих его творений, при всем разнообразии их содержания, отличается ясностью, выразительностью, точностью, богатством, а подчас и тонким юмором.

Но подчеркивая значимость писем Святителя, надо иметь ввиду и следующее его свидетельство: «Говорить чрез письма не всегда так удобно, как лично» (7:16). «Это правда; потому что в разговоре неясное и неполное тотчас объясняется и дополняется» (19–2:117). Более того, мне вспоминаются сейчас духоносные слова весьма почитаемого мной ныне здравствующего московского протоиерея Сергия Правдолюбова, – в семье которого есть и новомученик, и исповедник, – слова, указывающие очень важный ориентир при чтении писем: они «написаны тем или другим лицам, находящимся в тех, а не в других обстоятельствах. Поэтому автоматически применять их к себе как благословение, данное не только адресату письма, но и читателю, будет неправильно и самонадеянно и может привести не к тем результатам, которые ожидает читатель» (Прот. Сергий Правдолюбов. Об отце Иоанне Крестьянкине. М., «Святитель Киприан», 2008. С. 75). И сам святитель Филарет пишет: «Впрочем, в подробностях... не связывайте себя моими решениями, чтобы вам свободнее было поступать по рассуждению и по требованию обстоятельств... Докажите мне противное – я переменю» (7:5).

* * *

Святителю отче Филарете! Помоги! И если что-то будет сказано не так, как следовало бы и как тебе хотелось бы, прости!

Да не осудит строго меня и читатель в мой последний час, а вместо сего помянет меня и моих родных в своих святых молитвах. Да хранит и его Господь!

Тропарь святителю Филарету Московскому, глас 4-й:

Духа Свята́го благодать стяжа́в, богому́дре святителю Филаре́те, и́стину и правду ра́зумом просвеще́нным лю́дем пропове́дал еси́, мир и ми́лость сердцем умиле́нным стра́ждущим яви́л еси́, я́ко учитель веры и страж неусы́пный паству Российскую жезлом пра́вости сохранил еси́. Сего́ ра́ди, ко Христу Богу дерзнове́ние име́я, моли́ дарова́ти Церкви утвержде́ние, лю́дем и душа́м нашим спасение.

Кондак, глас 2-й:

Яко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия, доброде́тель измла́да возлюби́л еси́, богоблаже́нне Филаре́те. я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный, по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́, Бог же зна́меньми и чудесы́ тя просла́ви и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

* * *

1

Сноски указываются цифрами, заключенными в скобках и разделенными двоеточием. Цифры перед двоеточием означают порядковый номер используемого источника (см. перечисление в списке в конце), после двоеточия – страницы данного источника. Знаки препинания и орфография иногда мной изменяются.

2

Материалы данной брошюры предполагается опубликовать в собрании моих трудов.

3

Примечание. В данной работе почти не использованы следующие известные мне издания писем святителя Филарета: 1) Переписка Филарета, митрополита Московского, с С.Д. Нечаевым. СПб., 1895 (в списке источников № 22) и 2) Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. М., 1905 (в списке источников № 24). Объясняется это тем, что и в первой книге, и во второй имеются алфавитные указатели не только «личных имен», но и «предметов» (в первой книге на с. 273–288, во второй – 367–387). Следовательно, любой читатель может без особых затруднений найти то, что его интересует.


Источник: К. Е. Скурат. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. — М.: «Ковчег», 2010. — 368 с. 5-98317-170-4

Вам может быть интересно:

1. Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе. Выпуск II архимандрит Никифор (Бажанов)

2. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святитель Филарет Московский (Дроздов)

3. Открываем Священное Писание протоиерей Вячеслав Резников

4. Единство Книги пророка Исаии священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

5. Духовные наставления христианину патриарх Никон (Минин)

6. О Промысле Божием епископ Иоанн (Соколов)

7. О честности и правдивости по книге Иисуса сына Сирахова протоиерей Александр Рождественский

8. Комментарий на книгу Песни Песней Соломона священномученик Александр Глаголев

9. Дикости и жестокости Ветхого Завета Сергей Львович Худиев

10. Столетие из истории толкования Библии у нас в России епископ Михаил (Лузин)

Комментарии для сайта Cackle