Константин Ефимович Скурат – труженик и подвижник богословской науки
Имя видного современного ученого-богослова, доктора церковной истории, заслуженного профессора Московской Духовной Академии Константина Ефимовича Скурата известно многим в православном мире. Он является нашим земляком, уроженцем Беларуси.
Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни.
Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд на тему «Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования» получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии. В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого» (после чего был удостоин звания профессора), в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви».
Перу Константина Ефимовича принадлежит 35 томов трудов, хранящихся в библиотеке МДА. Большая часть их в машинописи. Множество трудов славного профессора были изданы. Среди них книги: «История Поместных Православных Церквей» (учебное пособие в 2-х томах, М.,1994), «Православное вероучение и нравоучение в церковной литературе Снятой Руси XI-XVII веков» (Минск, 1995), «Православная вера» (М., 1996), сборник проповедей «Идите и научите» (МДА. Сергиев Посад, 1998), «Великие учители Церкви» (Клин, 1999), «Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования» (Клин. 1999), «Необыкновенное о обыкновенном» (Клин, 1999), «О Святом Православии» (М., 2002) и учебное пособие по патрологии «Золотой век святоотеческой письменности (IV–первая половина V в.)» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, МДА. 2003). Помимо этого он является автором сотен статей, опубликованных в различных изданиях Русской и других Православных Церквей – Болгарской, Польской, Македонской и во многих инославных изданиях. За время педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и греческий язык.
Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации.
Константин Ефимович является членом богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви и членом Редколлегии журнала «Богословские труды».
К.Е.Скурат писал не только богословские труды. Есть у него и книга «Необыкновенное о обыкновенном», изданная в г. Клин в 1999 г. – книга воспоминаний и размышлений. Представляем одну из ее глав, относящейся к его поездке на родину, в белорусский город Полоцк.
Преподобная Евфросиния Полоцкая предстоит у Престола Божия
«Подобает тебе здесь пребывать, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведет ко спасению», – так велел преподобной Евфросинии святой Ангел, явившийся ей и приведший ее на то самое место, где святая и основала существующий поныне в граде Полоцке Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. С 1910 г. в нем почивают и святые мощи Основательницы. Преподобная скончалась 23 мая 1173 г. в Святой Земле. До 1187 г. ее честное тело находилось в Палестине, в обители преподобного Феодосия Великого, когда было перенесено в Киево-Печерскую Лавру, а затем – в ее родной монастырь. Слова Небесного Вестника, как и путь святых мощей Преподобной показывают, что Всечестная Невеста Христова неотделима своим предстательством у Престола Божия за град Полоцк, за всех чтущих благочестно ее память.
Хочется верить, что ходатайство Всечестной Игуменьи Полоцкой коснулось и меня в день хиротонии во епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) – 10 августа 1997 г.
Произошло следующее.
Город Полоцк находится на расстоянии примерно 100 километров от моей родины, где я провел детские и юношеские годы. Естественно, что мне очень хотелось воспользоваться поездкой из Москвы в Полоцк, посетить и родной край: поклониться святыням своей сельской церкви святого пророка Илии (в ней на камне находится Стопа Божией Матери), помолиться у могил родителей, брата, других близких мне почивших, встретиться и с оставшимися в живых родственниками и знакомыми. На родине я не был уже с января 1993 г. Поэтому как только все приехавшие прибыли 9 августа в Полоцкое Епархиальное Управление, где новоизбранного епископа встречал Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, я тут же испросил у митрополита благословение на поездку в родное село Комайск. Благословение было дано на понедельник, 11 августа. Так как на послеобеденное время этого дня были куплены обратные билеты в Москву, то мне сказано было вернуться в Епархиальное Управление к 14 часам. Времени на посещение было мало, и у меня явилось опасение, что, приехав в Комайск, я не смогу зайти в храм по самой простой причине, что хранитель ключей от храма может уйти на полевые работы, равно как и мои родные могут куда-нибудь отлучиться. Ожидать же, пока всех найдут, возможности не было. Оставался один выход: позвонить и попросить, предупредить. Помолившись преподобной Евфросинии, я с раннего утра в воскресенье 10 августа стал заботиться об этом. Но позвонить из гостиницы оказалось невозможно. Дежурный посоветовал мне пойти на почту. Однако и здесь встретилось препятствие -заказ на телефонный разговор у меня не приняли, потому что оплачивать его следовало лишь белорусскими деньгами, которых я не имел. Банк же, где можно было поменять российские рубли, оказался закрытым – день был выходной. Я снова вернулся на почту и стал просить у стоявших в очереди поменять мне необходимое количество российских денег на белорусские. Но полочане, выразив сожаление, что с собой нет запасных денег, направили меня на рынок. Там, говорили они, быстро и легко поменяют. Не видя другого пути, я пошел туда, куда меня направили. Дохожу до конца улицы от гостиницы «Двина», поворачиваю направо и... слышу: «Здравствуйте!» – протягивает мне руку мэр города Полоцка Константин Леонидович, с которым я только что накануне вечером во время приема познакомился. Опытным взглядом он определил, что у меня есть какие-то проблемы и спросил о них. Я вкратце рассказал ему. «Идите, – сказал он, – одевайте пиджак и приходите ко мне в горсовет, который рядом с кафедральным собором, куда все равно скоро надо идти, и мы позвоним из моего кабинета...» Встреча с мэром и его предложение были для меня настолько неожиданными, необычными, что я тут же, поблагодарив его, ответил: «Как хотите судите, но для меня очевидно: вас послала мне навстречу преподобная Евфросиния, Небесная хозяйка города Полоцка!» Через несколько минут я уже сидел в просторном кабинете мэра. К моему удивлению, ответили из Комайска при первом же наборе номера телефона. Было такое впечатление, что у телефона сидели и ждали звонка – и это в пору летней страды... Осталось еще время и на беседу с мэром, из которой я вынес самое хорошее впечатление: есть у богоспасаемого града Полоцка и заботливая Небесная хозяйка, и добрый земной хозяин...
Во время Божественной Литургии я попросил священнослужителя вынуть из святой просфоры частичку и за Константина Леонидовича, хотя не знаю, крещен ли он в Церкви Православной. Вынимавший частицу белорусский батюшка не возразил мне...
Поездка в Комайск была весьма успешной. Я остался до глубины души благодарен проректору Московских духовных школ архимандриту Венедикту (Князеву) за то, что он согласился вместе со мной посетить мою родину. В той же степени я благодарен и настоятелю Докшицкой церкви священнику Георгию Мелешко за то, что он, невзирая на свою занятость, принял благословение митрополита Филарета и с ветерком доставил нас в Комайск, а затем и в Полоцк. Конечно, я низко кланяюсь Высокопреосвященному Экзарху всея Беларуси за благословение, а Преосвященному Феодосию – за поддержку...
Молитвами преподобной Евфросинии да благословит Господь труды Преосвященного Феодосия, нового епископа града Полоцка и мэра того же града во славу Святой Православной Церкви и родной Беларуси!
* * *
Было и иное, но опять-таки связанное от начала до конца с поездкой в г. Полоцк на хиротонию епископа Феодосия – с 8 по 10 августа.
Вместе со мной (или я с ним) в одном купе должен был ехать на хиротонию Николай Васильевич Маслов, но перед поездкой он заболел, и билет был сдан. Купила его транзитная пассажирка из Северных районов России Светлана Федоровна... Фамилии ее, как и города проживания, не называю, так как не знаю, угодно ли это ей будет. Но имя и отчество называю умышленно, чтобы читатель помолился об этом добром человеке и одновременно помянул и новопреставленного ее отца. Должен только свидетельствовать, что Светлана, к глубокому сожалению, пока еще не крещенная. Но я верю, что Господь за добрые дела приведет ее в ограду Святой Православной Русской Церкви... Так вот, когда она вошла в купе, я несколько смутился. Но скоро у нас начался разговор, тем более, что она сразу увидела, что я вхожу в состав какой-то церковной делегации. Она, прежде всего, поделилась своим горем, что едет в Витебск на похороны отца. Я сказал, что мы едем в Полоцк на хиротонию нового епископа, того самого, который только что приходил к нам в купе, и там непременно помолимся об упокоении новопреставленного Феодора. А так как Господь устроил нам эту встречу, то я буду поминать ее отца и вернувшись домой (что за домашней молитвой мы с женой ежедневно и делаем, поминаем и Светлану, и Владимира, но о нем ниже). Далее выяснилось, что на севере чрезвычайно активно – даже как-то настырно, назойливо – действуют иеговисты, а голоса православных священнослужителей почти не слышно. Где, каким образом можно узнать о православном учении, об опасности попасть в сети различных сектантов, о том, как верить и достойно, правильно исповедовать святую веру?.. У меня с собой была моя брошюра «Православная вера», и я подарил ее Светлане, хотя и сознаю, что многое в этой брошюре останется для нее непонятным, невзирая на адаптированность содержания. Затем я сказал, что подготовил к изданию более обширную и, как думаю, более доступную для читателя книгу. Но так как весь тираж я жертвую на восстановление одного из храмов Московской области, порушенного в годы лихолетий, то издание этой книги задерживается по причинам финансовым. Услышав это, Светлана предложила мне необычное, совершенно мной не ожидаемое и даже совершенно не предполагаемое – написать на имя ее директора письмо и изложить в нем свою просьбу. Это предложение было принято мной как чудо действия Промысла Божия, как благословение Неба доводить издание книги до конца. Я, от всей души поблагодарив, согласился. Оговорил я лишь только то, что, вернувшись в Москву, должен буду предварительно выяснить, остается ли надежда на издание без помощи со стороны других благотворителей.
Далее события развивались не менее чудесно. Прибыл я в Полоцк окрыленный надеждой и радостью. Но вскоре начали появляться и сомненья: не явился ли этот разговор просто доброй беседой, а до дела – до осуществления – весьма и весьма далеко. И вот здесь совершилось нечто новое, рассеявшее мои сомненья. После хиротонии во епископа Феодосия в трапезной Спасо-Евфросиниевского монастыря был устроен прием. Молодежь, как более расторопная, быстро заняла места за столом, и я оказался на предпоследнем месте. На последнем месте – от меня слева – спокойно и скромно сел какой-то незнакомец. Справа же от меня сидел преподаватель Минской Духовной Семинарии иеромонах Игнатий. Не зная соседа, я не решался его беспокоить. Но тут отец Игнатий, повернувшись к нам, громко сказал: «Константин Ефимович, рядом с вами сидит наш благодетель. Он нам много помогает». С этого представления и начался мой разговор с соседом Владимиром (отчество, фамилию и все прочее не называю по тем же причинам, что и выше). Сам не знаю, как получилось у меня, но я Владимиру в общих словах изложил содержание беседы со Светланой. И вот тут произошло то, что меня заставило снова задуматься. Как только была названа организация, где работает Светлана, Владимир, как-то приветливо улыбнувшись, сказал примерно так: «А ведь мне и надо выйти на эту организацию. Дайте мне их координаты. Мы с ними вступим в контакт, и им легче будет удовлетворить и вашу просьбу...» Отказать я не мог... «Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная».
P. S. Сегодня свидетельствую: чудо действия Промысла Божия совершилось!