Азбука веры Православная библиотека Константин Яковлевич Здравомыслов Полувековой юбилей XXI-го курса воспитанников С.-Петербургской духовной академии

Полувековой юбилей XXI-го курса воспитанников С.-Петербургской духовной академии

Источник

О полувековых юбилеях ХVІ, XVII, XVIII, XIX и XX курсов нами помещены заметки в «Санкт-Петербургском Духовн. Вестнике» 1895 г. № 34, 1897 г.; № 42, 1899 г.; № 36 и 1901 г. №№ 38–39, а также в «Церковн. Ведомостях» 1903 г. № 5 – «По поводу кончины двух архипастырей»

Ровно пятьдесят лет тому назад, в Санкт-Петербургской духовной академии состоялся выпуск воспитанников ХХI-го курса. Некоторые из них, хотя и весьма немногие, в настоящее время благополучно достигли полувекового юбилея своей службы и радостно справляют его в текущем году, – большинство же из этого курса спит глубоким сном в сырой земле, оставив о себе светлую память... Интересно оглянуться назад и взглянуть на былое нашей родной академии. В настоящем случае встречаемся с ревизией академии в 1855 г., произведенной митрополитом новгородским и санкт-петербургским Никанором.

Митрополит присутствовал на «внутренних и открытом испытаниях» воспитанников» и сообщал исправлявшему должность обер-прокурора Св. Синода А.И. Карасевскому следующие свои, не лишенные интереса, замечания1: «Санкт-Петербургская Духовная академия, – писал митрополит, – при нынешнем моем, четвертом обозрении, найдена так же, как и в предшествовавшие обозрения, в состоянии вообще весьма удовлетворительном. Главнейшие части ее – учебные и нравственные, на которые ближайшим образом обращено было мое внимание, постоянно более и более развиваются и усовершенствуются.

Дух сердечного убеждения в истинах спасительной веры, дух сыновнего послушания православной церкви и начальству, дух кротости и смирения составляют отличительный характер и наставников, и воспитанников академии. Любовь к иноческой жизни, замеченная много в предшествовавший курс, не только не ослабляется, но еще возрастает: ныне из числа 36 русских воспитанников, окончивших курс, семеро поступили в монашество.

Науки преподаются в академии с надлежащей полнотой, ясностью и основательностью, особенно богословие догматическое, нравственное и пастырское. Направление в преподавании их глубоко-религиозное и истинно-православное; в ответах воспитанников выражалась ясность и основательность. Легко можно было приметить, что преподанные уроки были приняты со вниманием и убеждением.

Начальствующие и наставники академии исполняют свои должности с примерным усердием и ревностью. Старшие из наставников особенно отличаются и основательным знанием своих предметов и силой действия на воспитанников. В младших заметно соревнование и стремление к дальнейшему изучению своих предметов, и вообще, они подают благие надежды в будущем2.

Относительно преподавания наук на будущее время митрополит высказывал следующие предположения:

1) в высшем отделении преподается, кроме языков, 11 наук, а в низшем только 9; между тем, как воспитанники высшего отделения обязаны еще много трудиться перед окончанием своего курса над курсовыми сочинениями; для устранения такого неравенства предлагается преподавание патристики перевести из высшего в низшее отделение, как науки только приготовительной к изучению положительного богословия, преподаваемого в высшем отделении;

2) в миссионерском отделении, открытом при академии для приготовления воспитанников на дело против раскольников, обучаются только некоторые немногие воспитанники; было бы гораздо полезнее, если бы предметы миссионерского отделения во всей полноте преподаваемы были всем воспитанникам академии, потому что в академиях должны приготовляться не только действователи против раскольников, но и наставники для таких же миссионерских отделений, открытых при семинариях; и вообще чем больше будет людей, приготовленных для действования против раскола, тем удобнее будет правительству ими пользоваться;

3) церковное законоведение доселе преподавалось, преимущественно, со стороны теоретической и исторической; полезнее было бы дать этой науке направление, более близкое к жизни – практическое; для сего требуется, чтобы наставник, изложив кратко начала и историю церковного законодательства, обратил потом все внимание на изучение законов, ныне действующих в нашей отечественной церкви, и старался познакомить воспитанников с самым ходом церковного суда и делопроизводства;

и 4) казалось бы весьма полезным ввести в академии преподавание новой науки – педагогики,· которая недавно введена в отечественных университетах и педагогическом институте, – потому что главное назначение академий приготовлять достойных воспитателей духовного юношества, a наука о воспитании доселе им не преподавалась; преподавание этой науки можно возложить на инспектора академии, или на другого благонадежного наставника, по усмотрению академического правления.

Все высказанные митрополитом замечания, предложения и предположения были приняты Св. Синодом во внимание и введены в действие с нового учебного года3. В 1855 году библиотека академии пополнилась многими раскольническими книгами, иконами, вещами и рукописями, отобранными у разных лиц и присланными в Св. Синод министром Внутренних Дел4. В том же году по высочайшему повелению учрежден при академии Комитет для издания духовно-нравственных книг. Но об этом в другой раз 5.

Обратимся к последним дням пребывания в стенах академии воспитанников ХХI-го курса. В половине июля кончились экзамены, a 11 августа составлены были разрядные списки окончивших курс. 39 человек распределены были на четыре группы: 17 магистров, двое с правом получения магистра после двух лет службы в духовно-учебном ведомстве, 5 с правом получения магистра по представлении сочинения и остальные – кандидаты. 19 магистерских сочинений были переданы на рассмотрение бывших тогда в Санкт-Петербурге преосвященных, а именно: ярославскому архиепископу Нилу сочинения – Тихомирова (о браке против старообрядцев), Полесского (об условиях соединения с римско-католич. церковью) и Ключарева (о миссиях сибирских, камчатских, северо- американских и кавказских); варшавскому архиепископу Арсению –Шалфеева (о монашестве против протестантов), Кояловича (история церковной унии) и Богдановского (о Тридентском соборе); орловскому архиепископу Смарагду – иером. Диодора (церковь иерусалимская в VII–XI вв.) и Павлинского (о значении монастырей до 1721 г.); костромскому епископу Филофею – иеродиак. Валериана (о перекрещивании против беспоповцев), Гумилевского (о русском иконописании до полов. XVIII в.) и Толмачева (о супружестве священнослужителей): саратовскому епископу Афанасию – Серебренникова и Георгиевского (описание старопечатных церковных книг, хранящ. в Импер. Публ. Библ.); оренбургскому епископу Антонию Орлова (о заслугах русских пастырей монгольского периода), игумена Варлаама (об изменениях в чине литургий) и иером. Киприана (о св. Киприане карфагенском); самарскому епископу Евсевию – Предтеченского (о священстве против беспоповцев), Спонаровского (о причащении против старообрядцев) и иеродиак. Афанасия (об антихристе против старообрядцев). Все преосвященные дали благоприятные отзывы о рассмотренных ими сочинениях; особенно подробны отзывы архиепископов варшавского, орловского и ярославского (у последнего – с остроумными замечаниями); саратовский за перемещением в Астрахань задержал свой отзыв, а потому только 5 февраля 1857 года6 удостоены были ученых степеней окончившие курс и пристроившиеся уже на места академисты. Назначение на места большинство из курса получило 6 ноября 1856 года7; этот день, по нашему мнению, должен быть общим юбилейным днем всего ХХI-го курса.

Кто же, однако, эти 39 воспитанников ХХI-го курса, заслуживших как сказано в начале, столь лестный отзыв митрополита-ревизора? Считаем вполне благовременным и не безынтересным в пятидесятую годовщину помянуть почивших славных деятелей этого курса и пожелать доброго здоровья на долгие годы доселе здравствующим. Но при этом мы должны оговориться, что сведения наши о судьбе воспитанников ХХI-го курса неполны: о службе одних не имеется никаких сведений; о других известно, что они поступили в такое-то ведомство – епархиальное, или уволены в светское звание, один поступил в военное министерство; о некоторых известно, что 6 ноября 1855 года они были назначены в такие-то семинарии преподавателями, а что было с ними далее – сведений нет, или найти их довольно затруднительно.

Вот какие сведения удалось нам собрать о судьбе воспитанников ХХ1-го курса.

Первенец курса – иеродиакон Валериан (в мире Василий Александрович Орлов), после блестящего начала службы бакалавром здешней академии и с 1858 г. инспектором Киевской академии, имел весьма печальную судьбу: в 1859 г. снял сан и жил в крайней бедности в Харькове и Полтаве, питаясь почти одним подаянием: скончался в конце октября 1879 года («Церк. Обществ. Вестник» 1880 г., № 6, и «Церк. Вестник» 1880 г., № 3).

Андрей Иванович Предтеченский – заслуженный профессор здешней академии, основатель и первый редактор «Церковного Вестника», много печатавший и в «Христ. Чтении»; статьи его в большинстве публицистического характера; с 1885 года был за штатом; скончался 6 мая 1893 года («Церк. Вестник» 1893 г. №№ 19 и 21).

Петр Иванович Шалфеев – бакалавр здешней академии по кафедре патристики; известны статьи его в «Христ. Чтении» и в «Духе Христианина»; министерство народного просвещения хотело послать его за границу для приготовления к профессуре по философии в одном из университетов; от непосильной борьбы с материальной нуждой неожиданно скончался 26 июня 1862 года («Христианское Чтение» 1862 г., № 10).

Дмитрий Алексеевич Тихомиров – профессор богословия в Лесном институте, протоиерей; служил священником при церкви в доме содержания неисправных должников (1855–1859 гг.) и в медико-хирургической академии; скончался 4 мая 1887 года («Церк. Вестник» 1887 г., № 19).

Иеромонах Диодор (в мире – Александр Николаевич Ильдомский) – бакалавр Казанской академии по классу нравственного богословия и литургики и помощник инспектора (пользовался особенной любовью студентов), 11 мая 1857 г. перемещен в здешнюю академию на кафедру церковной истории, но не надолго; скончался 3 января 1860 года (П. Знаменского – История Казан. Дух. академии; И. Чистовича – История Спб. Дух. акад.; «Странник» 1860 г., № 2).

Михаил Осипович Коялович – заслуженный ординарный профессор, в здешней академии с мая 1856 г.; некоторое время был преподавателем Рижской и здешней семинарий; авторитетный знаток русской и, в частности, западнорусской истории и жизни; автор многих капитальных сочинений по истории; принимал участие в изданиях археографической комиссии; скончался 23 августа 1891 года («Церк. Вестник» 1890 г., № 45 и 1891 г. № 35).

Александр Васильевич Гумилевский протоиерей, организатор приходской благотворительности в СПб. и проповедник; сначала был преподавателем здешней семинарии, с 1856 г. священствовал на Песках в Христо-Рождественской церкви, в 1866 г. по Высочайшему повелению перемещен к Нарвскому Преображен. собору, через год возвратился к церкви при Обуховской женской больнице; сотрудник «Странника», издатель «Духа Христианина»; скончался от тифа 20 мая 1869 года (Рункевич; – Приходская благотворительность в Санкт-Петербурге; Богослов. энциклопедия, т. IV).

Георгий Семенович Полесский – священник законоучитель Константиновского военного училища с сентября 1862 г.; раньше служил при церкви Государственного Контроля и при Общине сестер милосердия; участвовал в духовных журналах того времени, был членом историко-статистич. комитета; рано (на 33-м году) сошел в могилу; скончался 15 ноября 1863 года («Дух Христианина», декабрь 1863 г.).

Михаил Никифорович Орлов – протоиерей в Неаполе, раньше был преподавателем Псковской семинарии, потом диаконом в Париже; скончался.

Петр Кузьмич Спонаровский – протоиерей Симеоновской церкви в СПб.; раньше был преподавателем Новгородской семинарии и с 15 авг. 1858 г. священником при церкви Петропавловской больницы; известен как деятельный приходский пастырь и точный исполнитель весьма многих возлагаемых на него поручений от начальства; член историко–статистического епархиального комитета; скончался 21 декабря 1889 года («Церковный Вестник» 1890 г., № 1).

Иван Васильевич Толмачев – протоиерой церкви Зимнего дворца и член Учебного Комитета при Св. Синоде: некоторое время был преподавателем здешней семинарии, с 1858 г. священствовал в Стокгольме, затем перешел в Петербург; скончался 25 марта 1897 года («Церк. Ведомости» 1897 г., № 23).

Игумен Варлаам (в мире – Василий Чернявский), начал службу в Екатеринославской семинарии, потом был ректором Кишиневской семинарии, с 1875 г. епископ Тотемский (Вологод.еп.), в 1876 г. Выборгский и с 1880 г. минский; скончался 21 мая 1889 года (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.).

Дмитрий Васильевич Васильев – протоиерей в Париже, а до Парижа был учителем в Александроневском Дух. училище и в 1858–1860 г. священником церкви при Инженерном замке; последние 4 года был на покое; скончался 2 декабря 1902 года («Церк.Ведомости» 1903 г., № 1).

Лаврентий Васильевич Гурнов – протоиерей у Покрова в СПб. с 1875 г., а раньше был преподавателем Псковской и здешней семинарий; последние 7 лет был в заштате; скончался 16 августа 1896 года («Церк. Вестник» 1896 г., № 34).

Иван Платонович Преображенский – протоиерей Князь-Владимирского собора в СПб.; раньше был священником в Константиновском дворце, в Адмиралтейском соборе, в военно-юридич. училище и др.; скончался.

Иеромонах Мемнон (Александр Вишневский в мире) – сначала служил в Смоленской, Калужской и Подольской семинариях; с 1883 г. епископ Елизаветградский, с 1891 г. Новомиргородский; 4 ноября 1903 г. был уволен на покой, a 6 ноября, т.е. чрез два дня после увольнения, скончался от угара в бане (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.).

Василий Александрович Смирницкий – протоиерей настоятель у Михаила Архангела в Коломне, до этого был диаконом законоучителем в Николаевском сиротском институте; скончался 14 июля 1888 года («Церк. Вестник» 1888 г.. № 30).

Василий Иванович Аристов – действит. статский советник, секретарь Славянского благотворительного Общества и почетный член его с 1872 г., раньше служил в главном штабе и в Государственном Контроле; известен горячей бескорыстной и многополезной деятельностью по Славянскому Обществу; скончался 9 июля 1903 года («Церк. Вестник» 1903 г., № 30).

Доселе здравствуют следующие семь лиц из ХХI-го курса:

Лев Иванович Богдановский – протоиерей Скорбященской, что за литейным двором, церкви; 5 окт. 1855 г. он определен был диаконом церкви 2-го кадетского корпуса, 23 окт. женился и 29 окт. рукоположен; с 4 февр. 1858 г. священник Инженерного училища, в 1860 г. перешел в Коммерч. училище, а в 1880 г. на настоящее место.

Федор Николаевич Павлинский – 6 ноября 1855 г. был назначен преподавателем Новгородской семинарии, потом был директором народных училищ в Новгороде; ныне в отставке, проживает на ст. Никол. жел. дор. Малой Вишере.

Николай Григорьевич Георгиевский – протоиерей настоятель Скорбященской, что за литейным двором, церкви и благочинный Царскосельского женского духовного училища; 6 ноября 1855 г. назначен преподавателем Рижской семинарии, в ноябре 1857 г. перешел в С.-Петербургскую; с 1860 г. на настоящем месте.

Дмитрий Павлович Соколов – протоиерей и член учебного комитета при Св.Синоде, ныне в отставке, проживает на Шпалерной улице; служил в 1857–1862 гг. в Мариинском институте, затем при церкви во дворце велик.кн. Марии Николаевны и в Зимнем дворце; известен своими учебниками по Закону Божьему.

Епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии, преосвященный Аркадий (в мире Алексей Филонов); 6 ноября 1855 г. назначен был смотрителем Рославльских дух. училищ, был инспектором Владимирской сем., настоятелем Белевского и потом Витебского монастырей; в 1885 г. хиротонисан в епископа Муромского, с 1887 г. доныне епископ Аккерманский.

Леонид Петрович Петров – протоиерей церкви при глазной лечебнице в СПб., законоучитель и наблюдатель за преподав. Закона Божьего; 6 ноября 1855 г. назначен преподавателем Олонецкой семинарии, с февраля 1856 года на настоящем месте.

Иоанн Ильич Сергиев – протоиерей настоятель Кронштадтского Андреевского собора, священствует на этом месте с 12 декабря 1855 года; известный молитвенник земли русской.

* * *

1

Дело Архива Св. Синода 1855 г. № 1861.

2

Вот имена лиц тогдашней академической корпорации: ректор епископ винницкий Макарий (Булгаков), инспектор ордин. проф. архимандрит Кирилл (Наумов), профессора – В. Карпов, В. Левисон, В. Долоцкий, К. Лучицкий, экстраординарные – Е. Ловягин и М. Голубев, бакалавры – иеромонах Никанор (Бровкович), иеромонах Асинкрит (Верещагин), Илар. Чистович, Ив. Чельцов, Сам. Михайловский, П. Лебедев, архим. Феофан (Говоров), Ив. Вознесенский и Н. Глориантов; врач Илья Лебединский. Почти всем им митрополит признавал достойным изъявить благодарность, признательность и благословение Св. Синода, архим. же Кирилла возвести на степень доктора богословия.

3

См. отчет обер-прокурора Св. Синода за 1855 г., стр.67.

4

Дело Дух.-Учебн. Управл. при Св. Син. 12 ноября 1855 г., № 4032.

5

Дело Дух.-Уч. Упр. при Св. Син. 19 окт. 1855 г. № 4025. В новоучрежденный Комитет вошли: ректор и инспектор академии, протоиереи и священники с.-петербургских церквей – Рождественский, Красноцветов, Содальский, Дебольский, Яхонтов и Добронравин; делопроизводителем был Е.И. Ловягин. На издание книг Св. Синодом было ассигновано 50 тысяч рублей из духовно-учебного и типографского капиталов (синод. определ. 2/20 сентября 1855 г.).

6

Дела Архива Св. Син. 1855 г. № 2000 (с отзывами о сочинениях) и Дух. Учебн. Управл. при Св. Син. 23 авг. 1855 г. № 4607, 26 ноября № 4580 и 1 дек. того же года № 4703.

7

Определение Св. Синода 31 октября/6 ноября 1855 года.


Источник: Здравомыслов К.Я. Полувековой юбилей XXI-го курса воспитанников С.-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 1905. № 11. С. 676-683.

Комментарии для сайта Cackle