Афанасий Зоитакис

Источник

Введение

Восемнадцатый век вошёл в историю греческой общественно-политической мысли как время борьбы сторонников традиционных ценностей и идей новогреческого Просвещения1.

Православный традиционализм долгое время оставался на периферии интересов Академической науки. Поэтому многие аспекты деятельности этого движения остаются дискуссионными, или вообще ещё не были предметом серьёзного научного исследования.

Спорным остаётся, в частности, вопрос о характере традиционного просветительства: было ли оно единым идейным течением, или мы имеем дело с суммой самостоятельных общественно-политических концепций деятелей, принявших весьма дифференцированное участие в просвещении соотечественников.

Одними из наиболее значимых приверженцев православной традиции были рассматриваемые в нашем исследовании персоналии: Косма Этолийский и один из лидеров так называемого движения коливадов2 Никодим Святогорец.

Святой Косма Этолийский (1714–1774) – один из самых известных деятелей новогреческой истории. Родился в центральной материковой Греции3. По завершении своего обучения, он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, святой отправился в первое миссионерское путешествие. С главной целью – укоренить православную традицию среди соотечественников и способствовать восстановлению утраченного языкового единства4 – он посетил с проповедью почти всю территорию Константинопольского Патриархата и открыл более тысячи школ. В 1774 году Косма был схвачен турками и принял мученическую кончину. В 1961 г. Косма был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом.

Святой Никодим Святогорец (1749–1809) – крупнейший православный богослов, талантливый и плодовитый писатель. Родился в 1749 г. на острове Наксос. С детства проявил выдающиеся способности, феноменальную память и тягу к знаниям. Закончив ряд учебных заведений, отправился на Афон, где принял постриг в обители Дионисиат. Изучил рукописи многих Афонских монастырей, был активным издателем и популяризатором авторских и переведённых им на народный язык святоотеческих произведений. Никодим активно сотрудничал со многими современными общественными и церковными деятелями, вёл активную переписку. Скончался в 1809 году на шестидесятом году жизни. Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом 31 мая 1955 года.

Наше исследование не случайно посвящено Косме Этолийскому и Никодиму Святогорцу: «Без этих двух святых, вероятно, греческий народ не смог бы выжить, потерявшись в варварском море... четырёх веков турецкого владычества»5.

С одной стороны, Косма и Никодим были лидерами традиционного просветительства, с другой – их деятельность относится к разным этапам эволюции этого движения: его зарождению и расцвету. Кроме того, согласно устоявшемуся в историографии стереотипу, в традиционном просветительстве существовало два подхода к распространению знаний среди соотечественников6: активный – просветителя-практика Космы Этолийского, и более пассивный – представителей движения коливадов (к его сторонникам традиционно относят Никодима Святогорца). Таким образом, через призму просветительской активности традиционалистов можно проследить не только развитие их собственных идейных построений, но и эволюцию традиционного просветительства в целом.

В центре нашего внимания будут общественные взгляды и просветительская деятельность Космы Этолийского и Никодима Святогорца. В основной части работы рассматривается несколько тем, которые прежде никогда не были предметом отдельного исследования. Монографий, посвящённых исключительно рассмотрению этих проблем, нет даже в чрезвычайно обширной греческой историографии. Другие поднятые нами вопросы лишь эпизодически затрагиваются в некоторых научных трудах, вызывая при этом довольно противоречивые оценки.

Особенностью исследования станет не только применение новых подходов и исследование малоизученных тем, но и привлечение оригинальных источников, позволяющих по-новому взглянуть на рассматриваемую проблематику.

Впервые в историографии будет рассмотрено формирование общественно-политических взглядов и педагогической концепции Космы Этолийского и Никодима Святогорца, а также причины, побудившие их посвятить себя делу просвещения соотечественников. Помимо этого следует определить территориальные и хронологические рамки их деятельности, изучить их издательскую работу, осветить их вклад в основание школ, рассмотреть особенности функционирования этих учебных заведений, их финансирования, подготовки преподавательского состава.

Важно также определить место учения и просветительской деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца в контексте идейной полемики конца восемнадцатого века, во многом предопределившей не только устройство новогреческого государства, но и его национальные и духовные ориентиры. Следует рассмотреть, насколько соответствует истине распространённое утверждение, относящее Косму Этолийского и Никодима Святогорца к лагерю сторонников новогреческого Просвещения. Также необходимо сопоставить их общественно-политические концепции, духовные ориентиры и просветительскую деятельность. В историографии ещё не было проведено подобного анализа, поэтому данная тема представляет значительный интерес.

Отдельная глава будет посвящена рассмотрению православного традиционализма. Необходимость дать его общую характеристику обусловлена следующими обстоятельствами: недостаточной изученностью традиционного просветительства в современной историографии, противоречивостью оценок этого идейного направления, а также нашим несогласием с некоторыми положениями, общепринятыми в современной историографии.

Представляется необходимым определить особенности традиционализма, его хронологию, структуру и однородность. Ранее такой анализ в историографии практически отсутствовал, некоторые авторы отмечали сходство взглядов представителей традиционного направления, но при этом всё равно продолжали делить его на ряд мелких идеологических течений7 (коливады, традиционалисты, русофилы и т. д.).

Сосредоточившись на решении практической задачи просвещения соотечественников, традиционалисты, как правило, уделяли мало внимания теоретическому обоснованию своих взглядов. В связи с эти фактически наша задача заключается в выявлении их мировоззренческих подходов через их практические действия.

Методологической основой исследования является принцип историзма, а также «метод участия», разработанный отечественным учёным С. Хоружим8.

Следующий круг проблем, которые предстоит разрешить, связан с участием традиционных просветителей в греческом национально-освободительном движении. В рамках этой работы мы рассмотрим вопрос о степени, характере и особенностях влияния традиционалистов на народные массы. Необходимо также выяснить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, в соответствии с которой греческое национально-освободительное движение тесным образом связано с распространением просвещения и образования. При этом в центре внимания, безусловно, будет роль просветительской деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца в развитии образования и достижении национального освобождения. Решение всех этих проблем позволит дать общую характеристику их общественных взглядов и просветительской деятельности и осветить их роль в возрождении греческого национального самосознания.

* * *

1

В нашей работе термины «новогреческое» и «греческое» Просвещение употребляются как синонимы. Во избежание путаницы, если речь идёт о новогреческом Просвещении и Просветителях европейского типа – мы пишем эти термины с большой буквы; если речь идёт о традиционном просвещении и православных просветителях – с маленькой.

2

Коливады – группа образованных афонских монахов-традиционалистов, получившая своё название из-за несогласия с практикой поминовения усопших по воскресным дням (коливо – заупокойная кутья). У отдельных авторов принято написание «колливады».

3

Понятие «Греция» в нашей работе служит не определением государства, а характеризует разрозненные в ту пору греческие земли.

4

За время иноземного владычества народ утратил знание книжного языка и говорил на димотике – языке, ориентированном на разговорную речь. Димотика долгое время считалась неприемлемой для научной и религиозной литературы, которая постепенно становилась недоступной для народа и фактически оставалась уделом небольшой прослойки образованных людей.

5

Σωτήρχου П. Αυτός о Μέγας Αγιος Νικόδημος о Αγιορείτης. Αθήνα, 1996. Σ. 397–398.

6

Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι, 1940. Σ. 22.

7

Κωνσταντίνου Νιχωρίτη. Δρ. Σλαβικής Φιλολογίας. Η Επίπαση των έργων του Αγίου Νικοδήμου στούς ορθοδόξους Σλάβους των Βαλκανίων. // Πρακτικά А επιστημονικού συνέδριου «Ἁγιος Νικόδημος ο Αγιορείτης: η ζωή και η διδασκαλία του». Τομος А’ Γουμένισσα, 2006. Σ. 222.

8

Подробнее ο методологии Хоружего рассказывается в нашем историографическом обзоре.


Источник: Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец / Афанасий Зоитакис. - Москва : Святая гора, 2008. - 287 с.

Комментарии для сайта Cackle