Афанасий Зоитакис

Источник

Заключение

На развитие взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца оказала влияние, прежде всего, кризисная ситуация в образовательной, политической и духовной сфере. Именно в периоде формирования их мировоззрения следует искать истоки многих особенностей их педагогических концепций, а также причины тех или иных действий, предпринятых в ходе последующей работы по просвещению соотечественников. На наш взгляд, именно проблема нехватки литературы вынудила святого Никодима выбрать писательство как основной путь реализации своей просветительской программы. В то же время нехватка школ на родине святого Космы подвигла его к реализации программы по открытию ряда новых учебных заведений разного уровня.

Знание обстановки в греческих землях не только предопределило их решение посвятить себя делу просвещения соотечественников, но и способствовало выработке комплексной просветительской программы, предлагавшей конкретные шаги по выходу из кризиса. Удалось установить, что на их концепции повлияло воспитание в православной семье и в среде, приверженной традиционным ценностям, а также полученное ими фундаментальное образование.

Рассмотрение начального этапа деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца, в том числе и сквозь призму православной традиции, с учётом практики духовного наставничества, позволило полнее охарактеризовать формирование их мировоззрения и объяснить многие до сих пор непонятные мотивы их действий. Дело в том, что Косма и Никодим исходили из представления о возможности сочетания активного выхода в мир и исихастского подвижничества в современных им условиях. Свою просветительскую деятельность они рассматривали как исполнение своей прямой обязанности – монашеского служения. Выбор форм его реализации осуществлялся в соответствии со способностями и духовным уровнем того или иного монаха с благословения авторитетных духовных наставников.

Светское образование они рассматривали не только как подготовку к просвещению соотечественников, но и как важный этап в своём духовном совершенствовании. При этом они полагали обретение исключительно мирских знаний недостаточным для выхода в мир условием и сознательно прошли школу афонского монашества, чтобы изучить традицию изнутри и получить необходимые духовные знания и опыт.

Действия Космы и Никодима отличались конструктивным подходом; они не вступали в конфронтацию со светскими и церковными властями, а старались наладить сотрудничество с их достойными представителями, не порицали неграмотных священников и неквалифицированных преподавателей, а объясняли им их долг перед соотечественниками, не ограничивались констатацией общественного и образовательного кризиса, а предпринимали действия по его преодолению.

Косма Этолийский и Никодим Святогорец исходили из представления, что в церковном учении содержится целостное мировоззрение, предлагающее решение насущных мирских проблем. Преодоление кризиса традиции означало бы для них выход и из образовательного и общественного кризиса. Именно поэтому они сконцентрировались на реализации обширной программы по распространению образования и традиционных ценностей среди народа.

При этом православные просветители выступали за поэтапное приобщение людей к церковному учению. Они адаптировали его для простого народа, полагая, что приобщение к традиции должно проходить не только через церковную литературу, но и через осознанное участие в жизни церковной общины.

Сотрудничество традиционных просветителей началось ещё на раннем этапе их деятельности. Косма Этолийский и Никодим Святогорец были лично знакомы. Вполне вероятно, святой Косма узнал о непростой ситуации в Венецианских владениях именно из рассказов Никодима Святогорца, по крайней мере, именно такая трактовка событий во многом объясняет особое внимание, которое он уделил проповеди в этом регионе впоследствии. Есть основания полагать, что группой традиционалистов было организовано тайное общество, ориентированное на повсеместное распространение знаний среди народа. Впоследствии они помогали друг другу, стремясь охватить своей проповедью возможно более широкие слои общества.

Вопреки устоявшемуся в историографии мнению, Никодим Святогорец помимо писательства признавал и активно использовал другие подходы к просвещению соотечественников, при этом, в отличие от Космы Этолийского, он не рассматривал свои устные наставления и проповеди как педагогические пособия, а предпринял издание отдельных письменных работ, дополняющих его устную проповедь и обращённых к более широкой аудитории. Со временем святой Никодим стал координатором издательской программы традиционалистов, сам искал деньги на издание своих книг, а также их издателей и распространителей.

На наш взгляд, устные проповеди Космы Этолийского служили своеобразной начальной ступенью для последующего изучения более развёрнутых и объёмных письменных произведений Никодима Святогорца.

Для донесения своих идей до народа традиционные просветители преимущественно пользовались народным языком, причём язык их поучений и письменных сочинений менялся в зависимости от аудитории, к которой они обращались. Нам удалось установить, что они никогда не отрицали книжную традицию и использовали полученные знания в своей просветительской деятельности. В их случае мы имеем дело с синтезом святоотеческой и античной традиции, который сочетался с использованием некоторых произведений современных европейских авторов.

Квинтэссенцией образования, которое предлагали Косма и Никодим, стал его всеобщий и бесплатный характер. При этом важно, что традиционалисты обеспечивали школы, которые основывали, финансами, учебной литературой и преподавателями, заложив тем самым основу для их дальнейшего развития и успешного функционирования.

Форпостами распространения знаний среди народа традиционные просветители сделали монастыри: Косма Этолийский создал на их базе центры по подготовке преподавателей, а Никодим Святогорец активно их использовал для распространения издаваемой им литературы.

Сочетая традиционные и новые образовательные методики, Косма Этолийский и Никодим Святогорец стремились найти подход к каждому слушателю и читателю, делали всё возможное, чтобы их учение было востребовано и доступно людям разных социальных слоёв и убеждений.

Относить Косму Этолийского и Никодима Святогорца к лагерю сторонников новогреческого Просвещения нет никаких оснований. Проведённое нами исследование показало, что между взглядами представителей этого направления с одной стороны и Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем с другой, на общественную, национальную и духовную проблематику заложены непреодолимые противоречия.

Как традиционалисты, так и Просветители выступали за широкое распространение грамотности среди народа, однако в их понимании задач, которые должно ставить перед собой образование, заложены существенные противоречия.

Отличие в их концепциях заключалось в том, что для Просветителей образование имело целью, прежде всего, социальную адаптацию человека в обществе, а у традиционалистов приобретение знаний рассматривалось как начальная ступень духовного самосовершенствования.

Важное место в представлениях как Просветителей, так и традиционалистов занимал нравственный закон. При этом Косма Этолийский и Никодим Святогорец полагали, что христианство является единственной возможной сутью морали, а Просветители исходили из того, что мораль можно выстроить и вне религии, на представлении о разумности и пользе.

Очевидно, что Косма и Никодим действовали в рамках православной традиции, что дало нам основание сопоставить их взгляды с построениями других православных традиционалистов. В результате мы получили основания говорить о координированности их просветительской деятельности. Это обстоятельство в сочетании со сходством их концепций позволило отнести их к единому направлению общественной мысли. Включение в это направление Космы Этолийского и коливадов стало ещё одной особенностью нашей работы и составило новый подход в историографии этого вопроса.

На наш взгляд, дальнейшее изучение традиционного просветительства является актуальной научной задачей, решением которой наряду с предметным изучением этого движения, может стать включение в него новых персоналий (в частности Никифора Феотокиса и Евгения Вулгариса).

При характеристике православного традиционализма мы пользовались методом участия, это позволило избежать многих проблем, возникающих при рассмотрении данного вопроса исключительно с помощью позитивистской методологии.

Косме Этолийскому, Никодиму Святогорцу и другим участникам коливадского движения удалось совместить выход в мир и аскетическое делание. Они исходили из того, что аскеза – средство для преображения человеческой природы и является непременным условием духовного наставничества, и вне стен монастыря продолжая соблюдать все монашеские обеты и следовать практике «умного делания». Представление о необходимости подвига, преодоления ветхой человеческой природы они старались привить и своим слушателям.

Традиционализм конца восемнадцатого века стал очередным звеном православной традиции, а не узким богословским течением, ставившим своей задачей её преобразование. Все участники этого движения были в той или иной степени задействованы в преподавательской и издательской деятельности, открытии школ, проповедничестве и участии в идейной полемике с греческими Просветителями.

Подобное разнообразие подходов к распространению образования среди народа обеспечило традиционализму актуальность на протяжении долгого времени. Безусловная преданность православной традиции не ограничивала творчества отдельных участников движения, обогащавших его собственными подходами, педагогическими методиками и приёмами.

В заключительной части исследования в центре нашего внимания был целый ряд вопросов; вклад Космы Этолийского и Никодима Святогорца в греческое национально-освободительное движение, влияние их просветительской деятельности на народные массы, роль, которую она сыграла в достижении национального освобождения.

Особое значение для решения поставленных исследовательских проблем имело привлечение новых архивных источников. Собранные нами материалы во многом подтвердили, что программа традиционных просветителей была воспринята аудиторией, к которой они обращались, и постепенно легла в основу возрождающейся школьной системы.

Проведённое исследование позволяет говорить о вкладе традиционных просветителей в консолидацию разрозненных народных сил. Важно понимать, что эта консолидация достигалась не призывом к немедленному вооружённому восстанию, а кропотливой работой по достижению языкового, культурного и церковного единства греческого народа.

Удалось установить причины, по которым турецкие власти не препятствовали деятельности традиционных просветителей. Дело в том, что, опираясь на авторитет традиционалистов, они хотели подогреть среди народа антизападные настроения и убедить его отказаться от идеи вооружённого восстания. Рассматривая православных просветителей лишь как миссионеров-морализаторов, они не обратили внимание на общественные и национальные элементы их учения.

Традиционные просветители добились повсеместного распространения новых школ и образовательных центров, ориентированных на предложенную ими педагогическую методику, что в конечном итоге приблизило осуществление национального освобождения.

Взгляды традиционалистов оказали существенное влияние на мировоззрение греческой образованной интеллигенции и многих непосредственных участников восстания, вдохновлённых традиционными ценностями на освобождение Греции от иноземного владычества.


Источник: Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец / Афанасий Зоитакис. - Москва : Святая гора, 2008. - 287 с.

Комментарии для сайта Cackle