преподобный Косма Маиумский

Канон на Успение Пресвятыя Богородицы

Песнь 1-я.

Ирмос. Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память твоя, Дева, всех верных собрала к веселию, чтобы при начатии Мариамны с ликами и тимпанами воспевать твоему Единородному: ибо он торжественно прославился.

Лик безплотных небожителей окружал в Сионе божественное тело твое; и внезапно сонм Апостолов, стекшись от пределов (вселенной), тогда же предстал тебе, Богородица: с ними и мы, Пречистая Дева, прославляем честную память твою (Псал. 111, 6).

Почести победы над природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законам природы сверхъестественно; ибо и умерши востаешь как и Сын твой, чтобы жить вечно (Деян. 2, 27).

Песнь 3-я.

Ирмос. Всезиждущая и всесохраняющая Божия премудрость и сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно: ибо Ты един свят, во святых почивающий (Ис. 57, 15).

Славные Апостолы, видя в тебе, Всенепорочная, жену смертную, но сверхъестественно (соделавшуюся) и Материю Божиею, касались (тебя) трепетными руками, и взирали (на тебя), сияюшую славою, как на вместившую Бога скинию (Иез. 43, 2).

Злодейственныя руки дерзкаго внезапно поразило отсечением правосудие Бога, оградившаго божественною славою честь одушевленнаго кивота, в котором Слово соделалось плотию (2 Цар. 6, 7; Иоан. 1, 14).

Песнь 4-я.

Ирмос. Изречения и гадания пророков предъявили воплощение Твое от девы, Христе: свет сияния Твоего (говорили они) приидет для просвещения язычников, и бездна с веселием воскликнет Тебе: слава силе Твоей, человеколюбче (Ис. 7, 14; Авв. 3, 4, 10).

Взирайте, народы, и дивитесь: святая и преславная гора Божия вземлется выше небесных обителей, земное небо вселяется на земле небесной и нетленной (Ис. 2, 2; Мих. 4, 1).

Смерть твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она преселила тебя, Пречистая, к (жизни) истинно-божественной и безконечной, дабы в радости созерцать тебе твоего Сына и Господа (Евр. 10, 34).

Небесныя врата возвысились, Ангелы воспели, и Христос принял девственное сокровище своей Матери; Херувимы преклонились пред тобою с веселием и Серафимы прославляют тебя с радостию (Псал. 23, 7).

Песнь 5-я.

Ирмос. Божественную и неизреченную красоту совершенств Твоих, Христе, я исповедаю: ибо Ты, возсиявший от вечной славы (как) совечное и ипостасное сияние, воплотившись от девственнаго чрева, возсиял (как) солнце находившимся во тме и тени (Ис. 9, 2; Евр. 1, 3).

Сонм Апостолов, подъятый как бы облаком, от концев (вселенной) собрался к Сиону послужить тебе, Дева, легкому облаку, из котораго всевышний Бог-Солнце правды – возсиял находившимся во тме и тени (Ис. 19, 1; Мал. 4, 2).

Богоприятные языки мужей богословствующих звучнее труб возглашали, по внушению Духа, надгробную песнь Богородице: радуйся, нетленный источник живоначальнаго и спасительнаго для всех воплощения Божия (Лк. 1, 48–50).

Песнь 6-я.

Ирмос. Морский огнь, чтo внутри кита живущаго в пучине, (был) некоторым прообразованием твоего тридневнаго погребения, коего провозвестником явился Иона; ибо он оставшись невредимым, как был прежде поглощения, взывал: со гласом хваления принесу жертву тебе, Господи.

Царь и Бог всего показует на тебе (дела) сверхъестественныя: ибо как в рождении сохранил он (тебя) Девою, так и во гробе тело (твое) соблюл нетленным и прославил в божественном преселении, воздав тебе честь, как сын матери (Иез. 44, 1–4).

Рождество твое вселило тебя, Дева, во Святом святых, как истинно светлый светильник с огнем невещественным, златую кадильницу с углем божественным, стамну, жезл, скрижаль богописанную, ковчег святый и трапезу Слова жизни (Евр. 9, 2–4).

Песнь 7-я.

Ирмос. Божественная любовь, сопротивляясь безстыдной ярости и огню, огнь орошала, а ярости посмеевалась, вопреки же музыкальным орудиям на боговдохновенной словесной трехзвучной цевнице праведных посреди пламени взывала: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный.

Моисей во гневе сокрушил богосозданныя скрижали, начертанныя Божественным Духом: а Владыка его, сохранив матерь (свою) нетленною, вселил ее ныне в небесных обителях; ликуя с нею будем и мы взывать Христу: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Исх. 32, 19).

Кимвалами чистых уст, стройною свирелью сердца, благозвучною трубою возвышеннаго ума, в благознаменитый нарочитый день преставления чистой Девы, будем взывать, ударяя благодеющими руками: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Псал. 150:3–5, 50:8).

Собрались богомудрые люди: ибо вместилище славы Божией из Сиона переселяется в небесное жилище, где слышен чистый глас празднующих, глас неизреченнаго веселия, и в радости взывающих Христу: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Псал. 45, 5).

Песнь 8-я.

Ирмос. Пламень пред отроками всемощный Ангел Божий явил орошающим праведных и опаляющим нечестивых, Богородицу же Он соделал живоначальным источником, источающим разрушение для смерти и жизнь для поющих: единаго Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки.

Все множество богословов в Сионе следовало за божественным кивотом святыни, восклицая (такими) словами: куда отходишь ты ныне, вместилище живаго Бога? He престань призирать на поющих с верою: единаго Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки (Псал. 131, 8).

Всенепорочная, отходя как бы с воздетыми руками, руками носившими Бога во плоти, с дерзновением как матерь говорила рожденному (ею): Тех, коих Ты усвоил мне, сохраняй во веки, восклицающих Тебе: единаго Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки (Евр. 12, 22–24).

Песнь 9-я.

Ирмос. Побеждены законы природы в тебе, Дева чистая; в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь; (пребывая же) по рождении девою и по смерти живою, спасай всегда, Богородица, наследие твое.

Изумлялись Ангельския силы, видя самаго Господа в Сионе, приемлющаго руками своими душу жены; ибо он пречисто родившей его вещал, как подобало сыну: иди, честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом (Рим. 8, 17).

Сонм Апостолов, сопровождая вместившее Бога тело твое, со страхом взирал (на него) и умилительным гласом взывал: удаляясь в небесные чертоги к Сыну, спасай всегда, Богородица, наследие твое (Псал. 2, 8).



Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Книга вторая. - СПб.: В Синодальной Типографии, 1855. - С. 43-52.